Неразменный "полтинник" Александра ГрадскогоВ ноябре российскому певцу и композитору Александру ГРАДСКОМУ исполнилось ровно 50. Истинные поклонники, к коим и себя, грешного, отношу, поздравляя Александра Борисовича, желали ему оставаться всегда именно А.Б. Градским!Александр ЗОТОВ |
Можете себе представить, как волновался автор этих строк, настраиваясь на интервью с мэтром российского рока! Оно и понятно - ведь по радио, ТВ и в печати, бывало, только и спорили о его "крайнем сознании собственной величины и профессионализма", а по-простому - высокомерии. С другой стороны, если сам себя не похвалишь... Впрочем, меру знать при этом не мешало бы... Когда, например, актера Александра Абдулова спрашивали о некоторых моментах его биографии, следовал резкий ответ: "Идите и почитайте энциклопедию!" А еще говорят, что со многими знаменитостями лучше вовсе не знакомиться лично (дабы не разочароваться), а воспринимать исключительно исходя из обзора творчества...
Иными словами, задача вызвать на откровение А.Б.Градского - явно не из легких. Однако...
Однако на поверку оказалось, что "не так страшен А.Б., как его малюют": весьма непосредственный в общении человек, мило улыбающийся и по-детски искренне смеющийся над отдельными моментами. Да и сама беседа с музыкантом действительно пробуждала интерес к его искусству.
- Александр Борисович, вы - ветеран не только русского рока, но и... каратэ: лет 10-12 назад "Собеседник" напечатал фотографию, где вы - в кимоно и в боевой позе!
- Было дело.
- Интересно, какой ваш дан и любимый удар?
- Маягири, конечно! Но я вообще-то не ветеран каратэ - просто давно начал заниматься, когда это только у нас появилось. И занятия проводились в одной из первых в Москве подпольных секций. Это позднее развернулась "могучая" кампания в прессе - пресловутая статья в пресловутой "Комсомолке" "Осторожно, каратэеды!" Кстати, это, если помните, было одновременно со статьей "Рагу из синей птицы" в той же газете, посвященной "Машине времени". А статья в центральной газете по тем временам - это абсолютно не то, что сейчас! То есть это был прямой сигнал, артподготовка и... В общем, секции все позакрывали, многих мастеров попросту посажали. Потом под видом оздоровительной и дыхательной гимнастики "ушу" люди что-то изучали, да и то с оглядкой на дверь. Это сейчас люди свободно ездят, допустим, в Китай, в Корею...
Так вот, тогда я успел сдать на коричневый пояс - последний перед черным. Знаете, все считалось чисто условно, так что теперь я понимаю, что не было и никакого коричневого - дай Бог синий! А может быть, и того светлее... А вообще-то это не дан - это "кю-экю" называется.
- И как, пригодилось?
- Нет. Я в жизни почти не дрался. Раза три за всю жизнь ударил человека. Правда, все три не помню, что делал - просто впадал в бешенство, и поэтому был счастлив, когда меня... оттаскивали, поскольку для них это плохо заканчивалось. А так я стараюсь избегать любых силовых воздействий. Даже по отношению к так называемым хозяевам жизни.
Впрочем, сегодня и без драки существует реальная возможность самовыражаться и самому зарабатывать себе на жизнь. Вот я, к примеру, зарабатываю сам. И сам, как ни странно, выпускаю свои диски!
Тем не менее нынешнее положение вещей действительно довольно тяжелое по одной простой причине: очень долго нам пришлось существовать в неком до идиотизма иллюзорном мире, почти мистическом, и такая "жизнь" рано или поздно должна была закончиться. Вроде вот и закончилась, да, к сожалению, некоторые люди оказались явно не готовы.
Впрочем, есть и такой контингент, что вечно чем-то недоволен. Эти люди просто таковы по своей сути! Поэтому их недовольство проявлялось и при большевиках, они нетерпимы сейчас и будут нетерпимы, если к власти, допустим, вновь вернутся коммунисты. Короче, это будет одна и та же история недовольства - как оправдание собственной лени и бесхарактерности, поскольку многие, согласитесь, хотели бы ни черта не делать по-социалистически, а вот зарплату получать исключительно капиталистическую!
- Хорошо, а какова в таком случае самооценка?
- А я давно уже себя не оцениваю. Это потеряло смысл, поскольку году в 80-м (или чуть позднее?) я вдруг понял, что А.Градский - приличный музыкант! Это ощущалось, когда, например, начинаешь слушать собственные вещи энной давности, уже как бы отрешенно, и они тебе нравятся, черт возьми! Разумеется, если есть ошибки, стараешься их исправить в следующих темах, поскольку музыка сродни хорошей науке.
А вообще-то, если ты написал музыку и песни к более чем 35 фильмам и впридачу поешь классику, скажем, в Большом театре (а тебе еще и от души аплодируют!), то оценивать себя становится просто смешным: в таком случае нужно либо назвать себя неудачником, либо считать, что совершил нечто крайне невероятное.
А лучше - просто самовыражаться! Потому что настоящая оценка будет где-то лет через 10-15 после ухода со сцены и из жизни. Такая уж у нас традиция: "Ой! Кого мы потеряли!"
- И последний вопрос: мы не однажды видели вас в юморной ТВ-программе "Белый попугай"...
- Ого! (Не дослушав вопроса). Мне просто удивительно, что это кому-то интересно вообще!.. Ну да, мы там (загибает пальцы) выпивали, закусывали, что-то непонятное травили. Отдыхали, короче, от повседневной суеты, от творчества, от того, где требуется какое-никакое актерское мастерство...
К слову, в последний раз по возвращении из Минска я шел на запись "Белого попугая" с белорусским, так сказать, эксклюзивным материалом - мне здесь рассказали два оч-чень пикантных анекдота!!!