Александр Градский. Учился в консерватории по классу композиции у Тихона Хренникова. Член Союза композиторов, заслуженный деятель искусств. Исполнитель партии Звездочета в опере "Золотой петушок" на сцене Большого театра. Автор вокальных циклов на стихи Роберта Бернса, Саши Черного, музыки к нескольким фильмам. Неофициальное звание - Мистер Русский Рок. Последние годы занимается строительством собственного музыкального театра в здании кинотеатра "Буревестник", сочиняет оперу "Мастер и Маргарита", выпустил две пластинки в Японии, десять дисков в России. Двенадцать лет был профессором, зав. кафедрой вокала ГИТИСа. Семейное, положение: жена Ольга и двое детей - сын Данила (шестнадцать лет), дочь Мария (двенадцать лет).
- Александр Борисович, вы редко появляетесь на, московских концертных площадках. Одним из последних был предновогодний концерт оркестра под управлением Евгения Светланова...
- Он назывался "Шлягеры уходящего века". В программу вошли произведения, ставшие музыкальной легендой. В Большом зале Консерватории люди стояли в проходах, был полный аншлаг! Я пел вместе с Ларисой Долиной "Барселону", которую исполнял дуэт Кабалье - Меркюри, и Yesterday. "Карузо" из репертуара Паваротти и Be my love Марио Ланца я спел один. Что касается моего участия или неучастия в концертах, я соглашаюсь выступать в благотворительных программах. Иногда бывают заказы, которые хорошо оплачиваются. Приходится выступать на одной сцене с исполнителями совсем не моего жанра. Однажды я пел на одной площадке с группой "Ногу свело!". Представляете?! Я стою дорого, и, если мне соответственно платят, я стараюсь не обращать внимания на тех, с кем оказываюсь в одной программе.
- Вы известны крутым нравом. Вас многие опасаются...
- И правильно делают. Я думаю, меня многие не любят, особенно журналисты. Бояться меня надо тем, у кого "рыло в пуху". Человеку с открытыми, честными манерами и поступками бояться нечего. Хотя в нашей стране так сложилось, что любого честного человека могут смешать с грязью. Важно, как он реагирует.
- И как реагируете вы?
- Я придерживаюсь жизненного девиза: сиди тихо и спокойно на крыльце своего дома - и мимо тебя пронесут труп твоего врага. И что самое удивительное, эта установка работает! Я абсолютно честно могу сказать, что ни одного своего врага я не знаю. Хотя раньше, лет до тридцати пяти , мне приписывали совсем иной девиз - выражение Хуана Рамона Хименеса: "Если тебе дают линованную бумагу, то пиши поперек".
- А что в вас ценят ваши друзья?
- Откровенность. Я могу сказать человеку в лицо всё что о нем думаю, и по отношению к друзьям бываю oчень критичен, я не люблю с ними хитрить.
- В чем же вы хитрите?
- Я хитрю в том, как утвердиться в искусстве, как сделать так, чтобы тебя подольше не разгадывали, ведь когда художник разгадан, он уже неинтересен.
Александр Градский был композитором на фильме Андрея Кончаловскою "Романс о влюбленных", и, по иронии судьбы, его первый брак соединил его с кланом Михалковых. Градский стал вторым мужем Анастасии Вертинской, когда Степану Михалкову исполнилось десять лет. С Натальей Петровной Кончаловской его связывали близкие, доверительные отношения. И со Степой он остался в друзьях на всю жизнь после развода с его матерью.
- Ваш союз с Анастасией Вертинской был коротким. Может быть, причина 6 том, что две такие яркое личности не могут существовать под одной крышей?
- Ситуация напоминала сюжет из фильма "Кавказская пленница": от лангета отказалась, три бутылки вина выбросила в пропасть... Обсуждение этой темы уже надоело моей семье. Если говорить о талантливых, известных людях, все зависит не от популярности, а от самих людей, как они относятся друг к другу.
- Ваш второй брак продолжается двадцать лет...
- Ольга закончила экономический факультет МГУ, организовала свою фармацевтическую фирму, но сейчас, в основном, помогает в моей работе и занимается детьми.
- Они учатся на "отлично"?
- Нет, нет, и слава Богу! Из отличников чаще всего получаются весьма посредственные специалисты.
- А как насчет мнения, что на детях гениев природа отдыхает?
- Нет, природа никогда не отдыхает! Мои ребята способные, у них хорошо развита память, ассоциативное мышление, они фантазеры. Сын закончил музыкальную школу по классу скрипки. Но, к сожалению, у него не было большого желания продолжать, хотя перспективы стать серьезным скрипачом у Данилы были. Дочь занималась игрой на фортепиано, но недолго. У нее явный интерес к дизайну и моделированию одежды. Я не хочу никакого насилия, но знаю точно, что сын будет работать со мной, скорее всего юристом или экономистом Мне нужны свои люди. Проще доверить сыну свои дела, идеи, тем более что Данила, как говорится, с головой, хотя предпринимательской жилки у него нет, и слава Богу.
- Почему "слава Богу"?
- Я не думаю, что предпринимательство - вдохновенный труд, это не творчество. Бизнес - это чистый азарт, игра. Есть бизнесмены, которые считают себя творческими личностями, но в работе предпринимателя, кроме ушлости и азарта, много повседневной рутинной работы, которая убивает любую фантазию. Между ушлостью, умением принимать важные решения и творческой работой - огромная разница.
- Уже несколько лет вы занимаетесь строительством музыкального театра в здании бывшего кинотеатра "Буревестник". На каком этапе реализация этой идеи?
- Я уже практически все умею и как вокалист, и как композитор. Сейчас я прораб, уже лет пять строю музыкальный театр. Надеюсь, через два, два с половиной года реконструкция будет завершена. У гос.организации, которой я руковожу, есть здание, поэтому я чиновник правительства Москвы. Так как городской театр существует на налоги людей, я отдаю себе отчет в том, что все льготы, положенные театрам, вся поддержка, которая у меня есть, - это поддержка простых людей Москвы. Пока я занят только строительством базы для показа спектаклей и опер. Когда будут налажены свет, отопление, канализация, тогда начну придумывать шоу, сочинять... Считать, что мой театр на первом месте, я не могу. Я терпеливо жду, когда правительство Москвы обратит на меня внимание.
- Вы сами сказали, что бизнес и творчество несовместимы. А строительство театра вы не считаете бизнесом ?
- Это, конечно, не бизнес. Театр не может быте бизнесом! Любой спектакль может быть убыточным, а бизнес - это когда деньги делаются ради денег. В России, к сожалению, все построено на получении прибыли, а как же создание духовных ценностей? Хотя, если бы я захотел действительно стать бизнесменом-миллиардером, я стал бы им уже через год-полтора, в силу своих способностей и знаний. Я бы, наверное, стал таким же, как Березовский, если не круче. Но меня это не интересует. Люди занимаются тем, чем хотят заниматься.
- И чем вы сейчас занимаетесь?
- Вышли мои пластинки - как отдельные, так и сборники - коллекция всего, что я исполняю: песни, арии, концертные варианты. В 1998 году собираюсь выпустить новый альбом. Сочиняю фрагменты оперы по роману "Мастер и Маргарита". Она будет синтетической, состоящей из многих музыкальных жанров, будет похожа на роман. Запись рассчитана на компакт-диски. Иногда с трудом верится, что я вообще когда-нибудь закончу работу над этой оперой.
- Александр Борисович, сейчас на нашей эстраде практически каждый день появляются новые исполнители, причем каждый с претензией на талант и оригинальность. Кому из музыкантов вы отдаете предпочтение?
- На нашей эстраде таких нет, из западных не могу не отметить Стинга и Фила Коллинза... Вся эстрада - фальшь! От суперкумиров до теневых управителей - все это фальшь, придурковатость и непрофессионализм, причем у меня возникает подозрение, что такова задача, что это кому-то выгодно.
- Вы верующий человек?
- Лично для меня церковь и вера - совершенно разные вещи. Христос сказал, что храм ему нужно воздвигать в душе своей. Я считаю, что он сказал мне это напрямую. Мне не нужны посредники в общении с Богом. Есть люди, которым нужна церковь, нужны праздники, заповеди, молитвы, общение со священником, и я уважаю их, так и должно быть. Но мне этого не нужно. Я не хожу в церковь, хотя глубоко верующий человек. Я разговаривал об этом и со священниками, и даже с иерархами церкви, и никто из них не возразил против моего понимания веры.
Евгения Езерская