Почему его голос звучит только после полуночиКомсомольская правда, 29.05.1992Из архива Андрея Задворнова |
Когда он спел свою песню памяти Высоцкого...
Когда спел песню памяти Сахарова...
Когда спел «Отвяжись, я тебя умоляю» на стихи Владимира Набокова, давным-давно отобранные и мною, потрясающие пронзительной откровенностью закрытого человека, о проклятой, не отпускающей Отчизне...
Как он это делает... начинает глухо, сумрачно, тоже закрыто и оттого едва ли не бесцветно... потом вдруг закручивается такая голосовая воронка, как вакуум, стремительно втягивающий вас, и вот вы уже как бы на острие иглы, вонзающейся в небо. А острие иглы - голос, он плачет, вьется и умоляет о прощении, о том, чтобы врата отверзлись, и когда уже все ниспадает, и голос стихает, и песня исчерпана, оказывается, что имеется какой-то сухой остаток, содержащий утешительное метафизическое знание о том, что моление, в каком и вы странным образом участвовали, что оно принято.
Впрочем, вначале закричит, чуть ли не ногами затопает: дескать, ненавижу ее, вашу прессу и все равно вы ничего не напечатаете. В середине разговора, вспомнив его крик, я спрошу: а в чем дело, собственно, что такого необыкновенного вы мне сообщаете. Он ответит: а вот именно в том, что обыкновенное вы не печатаете, чем больше мерзости, тем для вас лучше, а нормальная жизнь вас не интересует. Ах, Саша, слава Богу, что вы это сказали, я заодно с вами, и поскольку вы меня интересуете как одно из проявлений этой самой нормальной жизни, то продолжим, голубчик.
- Каждый человек, каждый музыкант задает себе вопрос: талантлив он или нет, гений или не гений, велик или не велик, — бесстрашно говорил Александр Градский.
- Вас это злило, бесило, или вы поплевывали?
- Сложный вопрос. Бесило. Злило. Я заставлял себя поплевывать. Музыкант - не писатель. В писательском деле трудно определить, хорошо ты пишешь или плох. В композиторском - так же. У певцов есть некоторые преимущества. Грубо говоря, я взял ноту и я знаю, что до меня ее никто никогда не брал в таком контексте. Если я могу спеть верхние теноровые «до-диез» и «ре» в любом состоянии, а ни один оперный певец Советского Союза это сделать не может... ну есть; еще Ломоносов Саша... то я понимаю, чего мне удалось добиться. И вот когда я стал задавать себе вопрос: великий или не великий... Я не знаю, что на, самом деле думал о себе Моцарт. Но в книжках пишут, что великому как бы наплевать на то, что о нем говорят. Поэтому я все время себя воспитывал в этом плане. Что, раз я считаю себя большим художником, мне должно быть наплевать. И тут же мне становится не наплевать? Тогда я думаю: так, или мне наплевать, или я не большой художник, раз так волнуюсь. И так я дергаюсь, пока не узнаю, что какому-то идиоту опять дали «народного», а у меня ничего, никаких званий. И я говорю: стоп, но какой кайф! Уже любое г... получило «народного», а ты - нет. Зато тебя не штрафуют, гаишники. Всех штрафуют, а мне говорят: Санек, привет. И отпускают.
- Почему?
- А я не знаю. Ведь я пою довольно сложные вещи, и постовому милиционеру вряд ли уж так все понятно. Но я думаю, они чувствуют: Санек не врет, он наш.
- Вы ее нежно любите?
- Ну а что мне остается делать? Как же можно не любить маму, тем более, если она тебя рано покинула? Мне было 13, ей 35. С актерской карьерой у нее не вышло, заболела. Москвичи, Сашу они родили на Урале, в Копейске, куда отца распределили на работу на завод. Вернувшись в Москву, жили в 8-метровом подвале: 2 в ширину, 4 в длину. 2,5 вниз. На четверых. Бабушка ходила спать к сестре.
Градский до сих пор помнит телефон: Г-5-08-97. Но позвонить по нему нельзя. Градский хотел навестить место детства и отрочества - оно оказалась замуровано.
- Стало быть, вы человек, сам себя сделавший?
- Абсолютно. Селф-мейд.
- Трудно сказать. Вообще то я верую в Бога, но церковь не полюбил, что-то для меня фальшивое в ритуальной стороне. При том, что многие служителя церкви вызывают у меня громадное уважение. И при том, что Бог начался во мне собственно с церкви, конкретно с архитектуры. С того, что я понимал: это красиво, а что вокруг понастроила — некрасиво.
- Вы воюете с людьми?
- Наоборот. Они со мной воюют. Я ни разу не начал воевать ни с одним человеком. По-видимому, за счет многолетней работы я представляю какую-то ценность. ПОЭТОМУ во мне есть потребность. А раз это есть, зачем, ради чего мне воевать?
- Вы относитесь к людям с любовью?
- Да, мне кажется, я очень люблю людей. В 90 случаях из 100 меня воспринимают как заносчивого, высокомерного, не любящего людей. А на самом это та форма любви… я не знаю, что это такое, но это не лизоблюдство, не поддавки... Я, со всеми своими достоинствами, ставлю себя на совершенно равный уровень с алкоголиком, валяющимся на улице...
- По какому признаку?
- Равенства божьих тварей. У него мозги, у меня мозги, у него руки, у меня руки - у него глаза, у меня глаза. Но ничто не заставит меня повалиться на землю и лежать рядом с ним где-нибудь у Елисеевского. Ничто. Но он равен мне. А я равен ему. В высшем, Божественном смысле. Поэтому я могу сказать ему: старик, я не хочу с тобой общаться. И уйти от него. Я ушел. Но это не означает моего пренебрежения. Я не считаю его ниже себя. Не ниже и не выше. На равных. Но если на равных, я могу выбирать, общаться мне с ним или с другим.
- Вы ощущаете свою силу?
- Да, в тот момент, когда я нахожусь ни сцене, я ощущаю себя человеком, способным управлять другими людьми, властвующим над…
- ...толпой?..
- Толпой— нет. Когда я вижу толпу, мне ничего не хочется петь. Совсем. Я вхожу в зал - моя задача увидеть этих людей мыслящими. Мне смешно, когда кто-то ругает публику. Значит, ты не можешь ее заставить ответить тебе. Боже мой, Оля, где я только не пел! В каком-нибудь цеху, где люди от станка, в перерыв обеденный чуть не с полбанки, да им на Градского!.. Поначалу. А дотом, если честно работаешь, они открываются. И ты видишь совершенно других людей. Показать голую задницу просто. Но спеть набоковские стихи, или «Зимнюю ночь» Пастернака, или собственные сложные вещи и увидеть увлажнившиеся глаза - понимаешь, что проделана работа.
- Вы цените профессионализм...
- Только. Больше ничего. И порядочность. И ответственность. Такие вот качества. Больше ничего.
- Тяжелые, кризисные минуты у вас бывали?
- Когда хочется застрелиться?
- Когда чувство несостоятельности…
- Несостоятельности — нет. Чувство неудовлетворенности — да. Бессилия — нет. Всему можно научиться.
- Вы вообще, ощущаете всесилие человека?
- Да.
- А к слабым людям как относитесь?
- Нормально... Опять же все идет от того, что я не считаю никого ниже себя. Ну получилось у него так. Я, конечно, думаю, что можно ему и не быть слабым. Наверное, он что-то в жизни сделал не так. Где-то дал себе слабину. Неправильно пошел. И культивируя это в себе, не натренировался... Но вряд ли есть слабые люди вообще. Есть менее сильные. И в чем-то тот слабый, про кого мы с вами думаем, что он слабый, может оказаться сильнее нас. Вдруг окажется, что он какому-нибудь сталину сказал: пошел вон. Там, где сильный, разъезжающий на «Мерседесе», не скажет ничего.
- У вас много грехов?
- Полно. Я весь состою из грехов. Но серьезных нет. Я не предавал. Я не лгал. Я не убивал. Не выгадывал. Я по жизни... не хотелось бы этого говорить... человек никогда, не бывает слишком порядочным... Я многим помогал, и никогда из корыстных соображений. Ни один человек не может меня в этом упрекнуть. Поэтому из меня не получился бизнесмен от искусства.
- А американская фирма “Alexander В. Gradsky”?
- Я не эксплуатирую чужой труд. Я продаю себя и свои идеи. В этом разница. Если я, не дай Бог, начну это делать, о!.. Не очень-то я уверен, что у меня получится!..
Ольга КУЧКИНА, обозреватель «Комсомольской правды»