Когда кончится наше время(Судьба и рок Андрея Макаревича)Фрагменты из книги "РОК ИЗ ПЕРВЫХ РУК" Николай Добрюха Москва, "Молодая гвардия", 1989 |
- Чтобы твое "я" проглянуло еще больше, давай я буду задавать вопросы о наиболее известных в нашем рок-мире людях, а ты станешь представлять их портреты в твоем изображении. Начнем скажем, с Градского. Что он тебе дал хорошего? Что в нем есть отрицательного, по-твоему? Каким ты его рисуешь для себя?
- Если для себя, то это не для печати. Я вообще очень не люблю, когда кто-то один начинает кого-то другого обсуждать на зрителях или на читателях. Я в этом не вижу корректности. Первые годы, довольно долгие первые годы рок-жизни, я пробыл в таком светлом убеждении, что хороший музыкант плохим человеком... ну просто быть не может. Мне это казалось совершенно невозможным. Пару раз накололся на этом. Крепко. Тем не менее это меня почти не разубедило. Я только пришел к дополнению, что недостатки этого человека в его же музыке будут видны, то есть музыка человека - это его полный портрет! Ну вот: можно даже такую науку сделать - по музыке определять характер... Поэтому я отношусь хорошо практически ко всем, кто занимается этим, близким мне, делом. Хорошо отношусь ко всем, чье дело мне нравится.
Относительно Градского мне трудно что-то конкретизировать. Общение с любым человеком что-то дает. Однако... Градский мне запомнился своим отношением к нам тогда, в те времена, когда - хотя еще почти не было теперешних градаций "кто великий, а кто нет" - все-таки группа Градского "Скоморохи" уже была группой номер один. Мы же были совсем никто. И вот "Скоморохи" относились к нам как к равным. И никакой иронии по поводу того, что мы не умеем петь или играть, наоборот - была поддержка: "Скоморохи" своей игрой и творческой эрудицией помогали нам находить себя...
Знаешь, Градский для меня - очень такой своеобразный и очень такой сильный человек, мне человек симпатичный, хотя кому-то, может быть, и несимпатичный совсем! Он со своими недостатками, но такой, какой он есть. Это как раз тот случай, когда надо принимать Человека таким, какой он есть, или не принимать, но только не исправлять его, иначе это для него смерти подобно! И музыка Градского является его прямым продолжением. Поэтому он очень органичный человек
- Ну его можно отнести к року? Чтобы разобраться, наконец, в спорах: "Градский - это рок или не рок"?!
- Я ненавижу эти споры, потому что еще ни один человек не объяснил мне убедительно, что такое рок и что такое не рок! Все эти споры бессмысленны. Я считаю, что состоявшиеся музыканты занимаются музыкой, а несостоявшиеся - музыковедением. Очень мне не нравятся все эти разговоры о классификациях, особенно у нас, ибо разговоры эти очень сильно помножены на неграмотность и некомпетентность.