Писать о Владимире Высоцком непросто. Просто мне было петь о нем в 1980 году и позже. Несмотря на непонятные запреты, я упрямо твердил, как заклинание, строки, надрываясь в кульминациях: "Здесь охотно венчают героя, но в могилу сперва упекут... "
Я сразу заметил - публике было неважно, что за песня, хороша ли, плоха ли мелодия, важно было о НЕМ! Тогда, когда нельзя, - о НЕМ! Да и кто придумал: НЕЛЬЗЯ? Оказалось, можно. Можно, как он. Если честно, открыто, талантливо. Оттого и реакция, почти у любого, одна была: "Во дает!" Не "какая глубина" или "сколь талантливо, друзья!", или "да, конечно, он не бездарен", а "во дает!". И он "давал". По негодяям и хапугам, по зарвавшимся начальникам и их лакеям, по трусам и предателям. И тут же война и проблемы культа личности, любовь и страдание от несвободы, и на все это свой личный взгляд и своя оценка, тут же становящиеся взглядом и оценкой многих и многих.
Я часто думаю: вот В.В. об этом событии высказался бы обязательно. Но его нет, и мы (как это ни грустно) не знаем, как к событию относиться, юмора иногда не хватает, некому нам объяснить...
Все уходят из жизни, но он ушел слишком рано. Может, вовремя для себя, как для большого поэта, но не для нас, любящих его и желающих радоваться его искусству.
Он оставил нам много песен. Песен разных: гениальных, талантливых, плохих, но никогда "никаких", и за одно только это мы сохраним имя Владимира Высоцкого в наших озаренных им душах.
А. Градский
А.Градский, М.Боярский. Ваганьково, 28 июля 1980 года.
Фото: Станислава Садальского,
sadalskij.livejournal.com Прим.: слева направо: Ольга Градская, Александр Градский, Валентин Смирницкий, Михаил Боярский. (
Андрей Задворнов, 27.07.14 )
Александр Градский о Владимире Высоцком
Александр Градский , певец, композитор, поэт:
- С Высоцким мы не были знакомы, но у нас были общие администраторы и даже друзья. Повлиять он, наверное, на меня повлиял - все, кто занимается музыкой, так или иначе друг на друга влияют. Произошла довольно странная вещь. Я занимался совершенно другой музыкой, и упор был больше на нее, литератором я себя не чувствовал. Но был рядом такой вот образ человека, который живет в своем мире, комментирует события жизни через песни и абсолютно неординарно и свободно это делает. Я думаю, что именно его уход повлиял на то, что я снова начал писать стихи. И, кажется, получше, чем раньше. Социальная ниша, которую он занимал, в 80-м году опустела. И у меня социальная окраска песен, гражданская позиция начала проявляться именно в начале 80-х, я это точно помню. Поскольку мне показалось, что некому высказываться на подобные темы.
У меня вообще началось с песен о нем. Я стал их петь, и у меня начались "замечательные проблемы" (смеется). Моментально! Было закрытое письмо ЦК - не упоминать. Но я сказал, что песни "залитованы".
У меня любимые вещи Высоцкого поздние - 1974-1975 годов. Мне кажется, в том, что было до этого, больше актерства. А в более поздних вещах больше ума и интеллекта. Кто-то назвал Владимира Семеновича в хорошем смысле губкой. Он впитывал интеллект друзей и, поскольку его талант был очень правдивым, в результате выглядел гораздо сильней, чем те, кто его окружал.
Со временем человек меняется. Вот и я изменился. Фильм "Зеркало" Тарковского я смотрел раз десять, причем за два-три дня... Я был не просто поклонником Тарковского, я был его фанатом. Первый перевод на русский язык его "Ностальгии" я сделал сам в домашних условиях и показывал эту картину на видео друзьям... А сегодня - нет... С Высоцким так не получилось. Он для меня стал и мощнее, и сложнее. Потому что эстетическая позиция, которая у Высоцкого не читалась в таких вещах, как "В далеком Созвездии Тау Кита", "В заповедных и дремучих", и в других произведениях, мне казалась простой, что ли. Это были не больше, чем великолепно сыгранные актерские роли. А вот что потом произошло? Глубочайшее мое потрясение. " Кто поверил, что землю сожгли..." или "Вот вам песня о том, кто не спел, не спел, И что голос имел - не узнал, не узнал". Это уже совершенно другой уровень. Я считаю, что у Высоцкого есть совершенно замечательные мелодии как у композитора. Жалко, что человек уходит как раз в то время, когда он набрал такой фантастический потенциал и начал его реализовывать.
"Российская газета", 24.01.2008, 03:50
Александр Градский: Я совсем не был с ним знаком
- Александр Борисович, вы действительно не были знакомы с Высоцким? Или вышеприведенная строчка решает задачи исключительно поэтические? - Я действительно не был знаком с Владимиром Семеновичем Высоцким. - Но ведь у вас была какая-то история в "Интуристе", с ним связанная? - Ну, это совсем смешная история. Я сидел в холле гостиницы "Интурист", он шел мимо - очевидно, в бар сигарет купить. А мне незадолго до этого кто-то из общих знакомых сказал, что Высоцкий слышал какие-то мои песни и хочет со мной познакомиться: Так вот, когда он возвращался обратно уже с сигаретами, я, поднявшись, сказал ему: - Владимир, я бы хотел: Но он как-то вдруг замахал на меня руками и почти крикнул: - Нет, нет, никаких автографов! И побежал дальше: В общем, принял меня за очередного поклонника, которые его, вероятно, уже "достали". Ему потом сказали: - Ну, что же ты так? Сам же хотел с Градским познакомиться, он к тебе подошел, а ты?.. - И как же отреагировал Высоцкий на подобные замечания в свой адрес? - Он посмеялся и сказал, что просто не знал, как я выгляжу. - Александр Борисович, а какое впечатление осталось у вас от этой встречи? - Я тоже посмеялся. С одними девушками были знакомы, один администратор возил на концерты, но, поскольку я отпел и уехал, а он приезжал на следующий день в этот же город, так и не встретились. - Я говорю о том, каким он вам показался вблизи? - Не помню. Ничего не могу сказать об этом. Он для меня был прежде всего человек экрана. - Он был хорошим актером? - Очень хорошим. Выдающимся актером, в отличие, например, от Евстигнеева, Смоктуновского, Ефремова, он не был. Те, кого я назвал, могли сыграть все. Высоцкий же всегда играл: Высоцкого. Но поскольку он был огромным поэтом и музыкантом (да, да, музыкантом - того же мнения о нем был Шнитке, высказавшийся так в частном разговоре со мной), выдающейся личностью, этого оказывалось вполне достаточно, чтобы "парализовать" любой зал. - Вы написали две песни о нем: - Да, и получил за них по "полной программе", как в плюс, так и в минус; на тот момент, года до 85-го, было закрытое письмо ЦК - не "употреблять" его имени и т. д. - Я знаю, что не все песни Высоцкого вам нравятся: - В его молодости, в первых ролях и песнях не было видно мне его настоящего дара, но я согласен с теми, кто утверждает, что В.С. был настоящей "губкой", вбирающей в себя все интересное и талантливое от людей, с которыми он общался. А песни действительно очень разные. И по качеству, в том числе. Но примерно года с 73-го у него начался совершенно гениальный период, когда одна за другой стали рождаться удивительные, совершенно фантастические песни - "Кто-то высмотрел плод", "Кони", "Кто поверил, что землю сожгли", "Бермудский треугольник": Удержать это уровень, удержать эту высоту было немыслимо сложно. Он был на высоте целых семь лет: или всего семь лет. Но и того, что было им сделано за это время, хватило бы на десяток гениев.
"Московская правда", 2003-07-25