Как Градский Шостаковича открыл

Литературная Россия



Рубрика в газете: Музыка красок, № 2021 / 31, 26.08.2021, автор: Олег САВИЦКИЙ





Как Градский Шостаковича открыл


От авторов сайта www.gradsky.com Данную публикацию можно смело отнести к "бредням российских журналюг", которые даже не удостоились прослушать музыку романса Шостаковича на стихи Р.Бёрнса, что бы понять, что это совершенно разные мелодии. Тем не менее данная публикация лишь характеризует упадок как журналистики, так и СМИ в России.

Имя советского композитора Дмитрия Шостаковича до сих пор находится под каким-то негласным полузапретом – такое складывается впечатление. Обычно, по случаю, упоминается его знаменитая Ленинградская (7-я) симфония – и всё. Но Шостакович – автор 15-ти симфоний, 2-х балетов, нескольких опер и множества более мелких музыкальных форм, включая музыку к кинофильмам и песни. Очень популярна, например, песня «Нас утро встречает прохладой…» на стихи Б.Корнилова, перепетая Б.Гребенщиковым. Так в чём же дело?

Как-то на школьном вечере я отважно сварганил под гитару романс на стихи Р. Бёрнса «В полях под снегом и дождём», услышав его по телевизору в исполнении А. Градского. Каково же было моё удивление, когда совсем недавно я узнал, что музыку к романсу написал Д. Шостакович! Если бы мне кто-нибудь тогда сказал об этом, я бы наверняка упал в обморок, как сам Шостакович, увидевший 28 января 1936 года в «Правде» статью «Сумбур вместо музыки», написанную, вероятно, Сталиным. Уже сгущались тучи над дружившим с композитором маршалом Тухачевским и театральным режиссёром Мейерхольдом, с которым Шостакович ставил пьесу «Клоп» и оперу «Нос». Снаряды ложились рядом…

Тем не менее, находящийся всё время под прицелом зорких критиков композитор становится одним из четырёх финалистов конкурса под названием «гимн СССР», объявленным Сталиным в 1943 году. Новая мелодия должна была сменить политически устаревший «Интернационал» с мотивом французской «Марсельезы».

На хорошо сохранившихся архивных кадрах Шостакович напряжённо морщит лоб и резко прикуривает зажигалкой сигарету в длинном мундштуке, пытаясь подобрать нужные ноты на слова С. Михалкова и Эль Регистана. Сидящий рядом А. Хачатурян, напротив, выглядит спокойно и даже расслабленно. Им обоим было поручено вместе скроить окончательный вариант. Шостаковичу было из-за чего волноваться. Свежая восьмая симфония отнюдь не была принята «на ура». В итоге победил любимец Будённого Александров, удачно переделавший хоровую довоенную песню о партии.

Свои сольные выступления А.Градский начал с вокального цикла на стихи Саши Чёрного, не назвав при этом автора музыки. А им был Шостакович, написавший ещё несколько сюит, не слишком приветствовавшихся тогдашним культурным бомондом во главе с Т. Хренниковым.

В 1979 году в США вышла книга бывшего советского музыковеда Соломона Волкова «Свидетельство. Воспоминания Дмитрия Шостаковича». По собственному признанию С. Волкова в беседе с В. Познером, возможность публикации этой книги стала основной причиной его отъезда на Запад. С тех пор густой шлейф антисоветчика скрыл от нас истинного Дмитрия Шостаковича – в книге содержится немало нелицеприятных оценок многих коллег Шостаковича по ремеслу.

Предыдущая публикация 2021 года                         Следующая публикация 2021 года

Просто реклама и хотя музыка здесь не причем скачать бесплатно CD online https://chitaynews.com.ua/pochemu-stoit-obratitsya-k-professionalam-dlya-obsluzhivaniya-kanalizaczionnyh-sistem/

При его явной склонности к черным одеяниям назвать Градского белой вороной ну никак не получается. Это стая полетела не туда. Российская рок-музыка пошла иным путем, нежели мировая, главной тенденцией которой стала последовательная профессионализация. Градский предпочел идти с мировой музыкой... Подробнее