Где и как жила семья известного певца Александра Градского в Копейске

Факты из истории

О родителях Александра Градского и о его детских годах в Копейске журналисты «КР» побеседовали с краеведом и сотрудником центральной городской библиотеки Владимиром Колмогоровым.

Беседовала Анна Викалюк

kr-gazeta.ru, 03 Декабря 2019 14:40





Семья Градских-Фрадкиных


Стоит только набрать фамилию Александра Градского в поисковике, зайти на страничку в «Википедии» — и мы сразу увидим перечисление его талантов и почетных званий: «…певец, мультиинструменталист, автор песен, поэт, композитор, один из основоположников русского рока… народный артист России». А еще Градский — наш, уральский: уроженец шахтерского Копейска. Третьего ноября знаменитый на весь мир маэстро отметил свой семидесятилетний юбилей.— Многим известно, что Градский родился в Копейске. Отразилась ли эта веха биографии Александра Борисовича в его творчестве?

— О родном городе Александр Градский поет в песне «Автобиография»:

«Дело было ночью: по трубе по водосточной
папа к маме в общежитие полез.
И долез он, знаю точно, ибо я без проволочек
на свет божий вылез в срок и без чудес.
Мама папу так любила, о себе совсем забыла
и поехала за папой на Урал. Так судьба распределила —
на Урале меня мать родила, помню все, хотя и был я мал.
На проспекте Маленкова в доме шесть мы жили клево,
переименован был проспект потом. Папа вечно на заводе,
мама вся была в заводе, но не видела успеха в том.
Банка шпротов на тарелке, водка, сырные обьедки,
старых фото натюрморт или пейзаж.
И не пьяные пока еще, папашины товарищи поют ему,
войдя и в пыл и в раж...»

— Далеко не каждый копейчанин помнит, что это за проспект Маленкова, почему он был переименован и сохранился ли этот шестой дом сегодня.

— Когда началось разоблачение культа личности Сталина во второй половине пятидесятых годов прошлого века, с площадей стали исчезать памятники отцу народов и его соратникам, переименовывались улицы и проспекты. Имя советского государственного деятеля Георгия Маленкова, естественно, постигла та же участь. Так на аншлагах домов вместо имени Маленкова появилось новое название — проспект Ильича. Тот самый трехэтажный дом стоит и по сей день, а на первом этаже в нем располагается управление архитектуры и градостроительства. К слову, мемориальная доска на здании рассказывает нам о другом выдающемся земляке — Михаиле Семенове, творце архитектурного облика города, краеведе, авторе книг, которому в ноябре этого года исполнилось бы сто лет.

— Дом был построен в пятидесятые годы прошлого века. А где жила семья Градских-Фрадкиных до переезда?

— Градские-Фрадкины не сразу переехали в новый дом по проспекту Маленкова. Вначале молодой семье дали квартиру на улице Ленина в доме номер один. Третьего ноября 1949 года у Тамары Градской и Бориса Фрадкина родился сын Саша. До 1963 года Александр носил фамилию отца.

— Известно, где работали родители Александра Градского в Копейске?

— В архиве Копейского машиностроительного завода хранится учетная карточка Бориса Фрадкина, отца знаменитого певца. Из нее мы можем узнать, что Борис Абрамович родился в 1926 году на Украине, в Полтаве. В 1943 году стал комсомольцем. Учился в Московском автомеханическом институте, который окончил в 1949 году, получив квалификацию инженера-конструктора с дальнейшим направлением на Урал. Проходную копейского машзавода Борис Фрадкин перешагнул 11 марта 1949 года, приступив к обязанностям инженера-конструктора в отделе главного механика.

Там же, в карточке, мы можем проследить передвижения по службе Бориса Фрадкина: с 11 мая 1949 года — старший инженер-технолог в отделе главного технолога, с 27 ноября 1952 по 12 сентября 1957 года— мастер в цехе М-1, а затем начальник сборочного участка, заместитель начальника цеха, начальник цеха.

Некоторые факты из копейской биографии Бориса Абрамовича мы можем прочитать на страницах «Копейского рабочего» тех лет. В номере от 30 мая 1950 года инженер-технолог Борис Фрадкин опубликовал статью «За массовое внедрение скоростных режимов точения». Заводчанами был взят за основу опыт работы новатора, лауреата Сталинской премии второй степени, ленинградца Генриха Борткевича, который показал, что при использовании в полной мере режущих сплавов можно работать на высоких скоростях — до 1000—1200 метров в минуту. Это повышало производительность труда в машиностроении, а сам Борис Фрадкин отвечал за внедрение передового опыта на предприятии.

В номере от 13 мая 1951 года имя Бориса Фрадкина было перечислено среди лучших молодых специалистов города.

Также Борис Абрамович участвовал в освоении целинных земель, за что был награжден в 1957 году медалью.

Мама Александра, Тамара Градская, работала во Дворце пионеров.

Воспоминания о ней в своей книге «Maestro» оставил Илья Войтовецкий, наш земляк-копейчанин, эмигрировавший впоследствии в Израиль, где стал заниматься литературным творчеством:

«Тамара Павловна Градская руководила во Дворце пионеров драмкружком. Выпускница ГИТИСа, она не смогла принять приглашение и остаться во МХАТе — из-за мужа, Бори Фрадкина, инженера-механика; как и она, молодой специалист, он был “инвалидом пятого пункта”, загнанным по распределению, несмотря на диплом с отличием, в нашу тьмутаракань, <…>. Ничего иного наш город не мог предложить начинающей, да так и не начавшей талантливой актрисе, лишь неуправляемую кодлу мальчишек и девчонок, обуреваемых необузданным самомнением и переполненных дерзкими планами.

Сколько прекрасных книг, не включенных в списки «рекомендуемых», прочитали мы с Тамарой Павловной! Никто из нас, ее благодарных воспитанников, не стал актёром, и за это ей тоже спасибо, но мы полюбили театр, музыку, книги, мы поверили в благородство и разум, у нас прорезался слух и обострилось зрение, мы научились «отделять зерна от плевел».

— Писал ли «Копейский рабочий» тех лет о творческих успехах Тамары Градской?

— Да, в заметке от 27 мая 1954 года «Дворец пионеров летом» сообщалось о большой помощи дружинам школ от руководителя Дворца пионеров Тамарой Градской. В летние каникулы она проводила практические занятия с драматическими коллективами школ №6 и №9. Стоит отметить, что в шестую школу в 1956 году пошел и сам Саша Фрадкин. О чем имеются соответствующие записи в архивных документах школы.

Кроме работы во Дворце пионеров Тамара Павловна в ноябре 1953 года организовала драматический коллектив из двадцати человек во Дворце культуры угольщиков. Первой поставленной пьесой стала комедия украинского писателя Василия Минко «Не называя фамилий». Самодеятельные артисты несколько месяцев готовили постановку, премьера которой состоялась в апреле 1954 года. Пьеса в то время была поставлена во многих театрах Советского Союза. Автор высмеивал праздных тунеядцев, самовлюбленных и пустых людей, забывших свои обязанности перед обществом.

Заметка о драматическом кружке Тамары Градской

Заметка о драматическом кружке Тамары Градской из газеты Копейский рабочий, 11 июля 1956 года

Несомненным успехом Тамары Градской стала постановка сказки Виталия Губарева и Андрея Успенского «Королевство кривых зеркал» на сцене Дворца пионеров. «Копейский рабочий» от 13 июня 1956 года отмечал: «Для драматического коллектива Дворца пионеров характерно то, что он растет не только количественно, но и творчески».

Коллектив копейского Дворца пионеров.

Коллектив копейского Дворца пионеров. 1950-е годы. Фото из книги Н. Шелеховой «Остров детства»

Осуществлять постановку помогали кружок ИЗО, который оформил декорации, а также кружок кройки и шитья сшил для исполнителей ролей костюмы. Кружком кройки и шитья руководила Мария Рулевская, которая была близкой подругой Тамары Павловны.

— Когда Градские-Фрадкины покинули Копейск?

— Семья Градских уехала из Копейска в Москву в 1957 году. Борис Фрадкин и в столице работал на одном из заводов, а Тамара Градская руководила театральными кружками, а затем стала литературным сотрудником в журнале «Театральная жизнь». Жили Градские-Фрадкины сначала в восьмиметровом подвале на Фрунзенской набережной. По настоянию родителей в 1958 году Саша Фрадкин поступил в музыкальную школу. Так началась музыкальная жизнь будущего народного артиста России, которая продолжается и сейчас. Градским же Саша станет после смерти мамы, в 1963 году. Так он решил увековечить память о ней, взяв ее фамилию.

Предыдущая публикация 2019 года                         Следующая публикация 2019 года

Просто реклама и хотя музыка здесь не причем скачать бесплатно CD online https://diva.kr.ua/Raznoe/prochistka-livnevoy-kanalizacii-effektivniy-put

«Очень не хочу, чтобы все мои бывшие полезли в драку из-за моего наследства, чтобы вся эта грязь вылилась во все эти мерзкие ток-шоу, чтобы «журналюги», которых я поносил всю жизнь, мне жестко отомстили…»... Подробнее