«Я считаю, что рок-музыка оказала огромное влияние на людей, в особенности на молодых и пытливых, постепенно приучив их не стесняться собственных открытых эмоций и самовыражения как такового. «Взгляд» — это обыкновенная попытка начальства догнать очередной давно «сбежавший» поезд. Всё что на ТВ происходило и происходит по сей день — есть полуправда и пропаганда в одном флаконе. И по-иному не было и не может быть. Везде, всегда, всюду и во всём мире… Конечно, рок, изменивший психологию многих, оказал воздействие на людей, главным образом усугубив негатив по отношению к угрюмому догматизму, до чертей надоевшему и населению, и даже самим догматикам. Однако главную роль в развале империи я бы отдал самим коммунистам.
1. Не сумели вовремя трансформироваться и приспособиться к техпрогрессу, в том числе: провести экономические реформы, разрешить частную собственность и свободную инициативу.
2. Наделали кучу глупостей, вроде госнезависимости РФ от СССР (12 июня), за этим бредом ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РФ сплошь из коммунистов состоявшего, и все остальные республики о своей независимости заявили.
3. Наконец, ГКЧП идиотское… и не менее дурацкая борьба Ельцина с Горбачёвым, закончившаяся БЕЛОВЕЖЬЕМ…
4. Индивидуальные «кайфы» местных национальных элит (Ленину и Сталину привет за их создание). И еще много всяких «мелочей»… «Взгляд» — одна из этих «мелочей», но как всегда у нас: немного правдивая, немного лживая, немного комсомольская, немного фрондерская, в меру умная, в меру тупая и далее по списку… но… ТВ — ЭТО ГОСКНОПКА, и это решающий фактор! Чуть НЕ ТУДА, и НЕТУ «Взгляда
А рок есть, хоть и так себе…»
«Склонен думать, что очень многие участники рок-движения в стране воспряли духом с приходом «Взгляда». И хотя прямой взаимосвязи между качеством рок-материала и этим душевным подъемом все же не было, как мне кажется, но какое-то высвобождение энергии произошло. Стало разрешено многое из того, что еще пару лет назад казалось немыслимым, а «Машина времени» так вообще отправилась за границу! Да не в какую-нибудь Болгарию, а в самую настоящую Японию! И это после запрета выступать в Москве! Но в то же время не считаю, что рок-музыка вкупе со «Взглядом» развалили СССР. Это было бы слишком просто! Причин распада Советского Союза множество, но советская рок-музыка к этому отношения не имеет никакого. К тому же и само это понятие — «советская рок-музыка» — очень странное. Лучше всего на эту тему высказался лидер группы «Воскресение» Романов — «русская рок-музыка как морская свинка — и не морская, и не свинка»!».
«Мне кажется, что эту мысль запустили в широкие народные массы наслаждающиеся собственной манией величия телевизионщики и рокеры перестроечного времени. Конкретные ребята просто оказались в нужном (или ненужном) месте в нужное (или ненужное) время. Это как на мосту, особенно, если он не очень прочный, попасть в резонанс с его колебаниями. «Взглядовцы» и рокеры попали. Но мост и так уже дышал на ладан».
«Не знаю ничего насчет «Взгляда»… Когда Союз и так уже был развален. А вот насчет рока могу сказать определенно — да. Именно он (как и вожделенные джинсы) вселил в стойкие советские умы, что мы живем серо и буднично… А вот там — на родине сверкающего Рока, там где обитают «Веаtles», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Queen», «Black Sabbath», «Iron Maiden» и т. д., там — истинная жизнь. Сверкающая и недоступная. Речь не шла о свободе — мы не считали себя подневольными. Речь шла о ДРУГОЙ — красивой жизни. Богатой жизни. Где каждый одет в слегка потёртые восхитительные джинсы, легко бросает доллары, пьёт виски и катается в открытых кабриолетах. Унылая стабильность нашей тогдашней жизни просто бесила. Закрытость только будила фантазию. Каждый, именно каждый — как наши либералы сейчас — были уверены в золотых россыпях Америки. Что там и есть — справедливость. И всё это сделал Рок. Я сам был «агентом влияния», потому как нёс эту музыку на дешевых самопальных инструментах в мятежные души трактористов и доярок по многочисленным деревням и посёлкам СССР… «Взгляд» смотрели все… Но популярность Цоя и Шевчука пришла много раньше. И только благодаря полуподпольной записи на мягких пластинках. Были такие — для проигрывания на радиолах со скоростью 78. Кто их записывал и выпускал — загадка. Но весь иностранный рок и начало русского рока — на них были. Первая такая пластинка была — сборная солянка — записи Ленинградского рок-клуба и там же Цоя, кажется в 1983 году… Жаль не сохранилась.. Эти пластинки лежали в каждом киоске. В провинции пользовались бешеной популярностью. Плюс — перепись магнитофонных лент. Так что «Взгляд» зацепил уже вполне раскрученных популярных отечественных рокеров. И вряд ли «революционность» была ключиком к успеху. Просто это был — русский рок, первые рок-баллады… Значит, можем? Вот это и привлекало. Вы ставите ТВ — то есть передачи на нем — революционными зачинщиками. Вряд ли это так. ТВ — это подтверждение популярности группы. И только. Констатация факта — их заметили и официализировали».
«Взгляд» открыл «советский рок». До этого как будто такой музыки и не было. Стихи музыкантов той эпохи — Макаревича, Гребенщикова, Цоя, Шевчука — неравнодушный, эмоциональный взгляд на многие проблемы. Их песни были как глоток свежего воздуха».
«Нет, нет, нет, нет, вы должны спервоначала объяснить мне, темному, что вы разумеете под «роком». Кто его полномочно представлял тогда, не говоря о том, кто его играет сейчас. Уж если обожаемый мной незабвенный Майкл Хатченс не осмеливался называть себя рокером, а жизнь спустя Е. Маргулис насмешливо откроет Е. Ю. Додолеву, что «МАШИНА» — это не рок и не про рок ни разу, а кантри и про кантри все разы и на все лады, то у меня к вам просьба: перво-наперво конвенция по дефинициям. Для меня и Цой не рок, и Майк Науменко не рок, и Сукачев (Сукачев с декабря 2014 открыто поддерживает российских сепаратистов в войне на востоке Украины.) не рок, я вахлак, чего вы хотите, я ж кутаисец, для меня рокер — это Игги Поп, и то потому, что ЖИВОТНОЕ, к тому ж бессмертное. Посему на первую часть вопроса отвечу хитро: достославный проект «Взгляд» обнаружил, опубликовал этих дивных людей; чего же боле. А вот что касается до журналистики, это другой коленкор. Как для Артюра Рембо Бодлер, лично для меня «Взгляд» стал ВСЕМ: и ориентиром, и компасом, и кислородной подушкой, и стимулятором. Журналистике вообще он подарил оптику и дыхание, ретивое, ушки на макушке и конечности, а вам всем подарил меня; радуйтесь и шипите».
«Это разговор на тему: «Разрушили ли «Битлз» железный занавес»? Конечно, и да и нет. Сработала масса факторов, и утверждать, какой из них имел первостепенное значение — по меньшей мере самонадеянно. То, что всё перечисленное (а также прочее неподцензурное искусство советских времён, литература, барды и т. д.) способствовали процессу — несомненно. Еще больше этому процессу способствовала сама советская власть, ведя себя всё более и более бездарно».