Александр Градский и Андрей Макаревич прокомментировали присуждение Нобеля Бобу Дилану"

Почему премия по литературе досталась американскому автору-исполнителю песен

Автор: Ксения Коробейникова, Ян Смирницкий

Фото: Елена Хартли

"Московский комсомолец" №27229 от 14 октября 2016



Александр Градский и Андрей Макаревич прокомментировали присуждение Нобеля Бобу Дилану Александр Градский и Андрей Макаревич прокомментировали присуждение Нобеля Бобу Дилану
Неожиданно: Нобеля по литературе получил Боб Дилан. За «создание новых поэтических выражений в рамках великой американской песенной традиции». Вот что об этом думают люди сведущие.

Александр Градский:

– Дилан – замечательный сонграйтер. Он один из столпов американской действительности и культуры. При этом, один из немногих, кого ценят и почитают во всем мире. Решение очень неожиданное, поскольку, как известно, Нобелевский комитет не очень-то жалует современных исполнителей. Видимо, они, как и я, причисляют Боба Дилана к выдающимся деятелям музыкального и поэтического искусства. Я чрезвычайно рад, что это произошло.

Андрей Макаревич:

– Это заслуженно. Могли и раньше дать, но лучше поздно, чем никогда. Дилан изменил литературное содержание рок-музыки, которой до него по большому счету и не было. Под эту музыку привыкли плясать и слушать в лучшем случае, как мальчик любит девочку. А оказалось, что можно петь о проблемах мира нестандартным поэтическим языком. Дилан произвел большое впечатление на великих музыкантов, включая Джона Леннона. Я думаю, Леннон не был Ленноном, если бы он не познакомился в 1964-м году в Америке с Диланом.

Замглавы Роспечати Владимир Григорьев:

– Дилан взорвал общество антивоенными памфлетами, протестуя против войны во Вьетнаме. Сегодня мир живет с ощущением надвигающейся войны – наверняка, это стало главной мотивацией для Нобелевского комитета. Во многих странах ведутся военные приготовления, усиливается оборона, НАТО приближается к границам России. Самое время вспомнить антивоенные баллады Дилана, написанные предельно простым языком и доступные всем социальным слоям. Они зажигают сердца и сподвигают на марш.

Виктор Ерофеев:

— Конечно, это ирония судьбы, потому что Боб Дилан — человек протеста и вдруг получает самую солидную премию! Сартр в свое время от нее отказался, думаю, Дилан не откажется. Но выглядит это несколько насмешливо, потому что певец явно никогда не подозревал, что все кончится Нобелевской премией; это все равно как похоронить на Новодевичьем кладбище. Или как Высоцкому дали бы Нобелевскую премию. Дилан замечательный, он прекрасный, конечно, с точки зрения русского сознания достаточно наивный и безответственный. Пороху не нюхал, не знает того, что знает каждый русский человек: что можно ни за что получить тюремный срок, можно лишиться дома, получить все несчастья, — его песни протеста на нашей улице выглядят довольно пресноводными... Нобелевский комитет в то же время продемонстрировал свою личную левизну такую шведскую, социализм, но тут сыграл еще тот фактор, что они сами все такого возраста, как Боб Дилан. Но все равно он милый, радует то, что дали таланту, а не каким-то непонятным людям, как иногда бывает с нобелевскими лауреатами. Причем дали американцу — это как бы в противовес Трампу, доказали, что в Америке тоже есть люди.

Денис Мацуев:

— Конечно, это сенсация. Любая премия, а тем более Нобелевская, мне кажется, должна даваться за что-то основное... Но тут дали музыканту, что очень необычно; хотя сейчас часто дают не за профессию, а за гражданскую позицию или общественную деятельность, — это тоже должно быть. Но в данном случае... Боб Дилан — культовая фигура в свое время, но она как-то не вяжется с Нобелевской премией.

Дмитрий Быков:

— Логика Нобелевского комитета всегда была логикой экспансии. Экспансией в разные сферы литературы, которые до какого-то момента не реализовали себя достаточно. Вот, скажем, нон-фикшн: экспансия в нон-фикшн сегодня отмечена во всем мире, и вот Светлана Алексиевич, пожалуйста, награждается. А с Бобом Диланом — это еще одна экспансия в новую сферу. Осуществилась она в 60-е годы, когда и Джим Моррисон, и Леннон с Маккартни, и Боб Дилан, и Леонард Коэн предложили совершенно новую концепцию песен: песни осмысленные, песни лирические. В России это вылилось в движение бардов, это во всем мире отметилось. И тоже все спорили: поэт или не поэт Окуджава, поэт или не поэт Ким. Хотя Ким — это поэт такого класса, какого дай бог его хулителям набрать когда-нибудь. Поэтом называется тот, кто дает нам формулы для выражения наших тайных чувств. И естественно, что рано или поздно сам факт трансформации песенного текста должен был кем-то быть отмечен и подробно проанализирован. Боб Дилан — первоклассный лирический поэт, предложил совершенную песню — длинную, довольно изощренную в смысле образности, богато инструментованную по звуку. И я совершенно не понимаю, почему он должен отказываться от Нобелевской премии, он вполне вписывается в нобелевские принципы, в те традиции, которые заложил сам Нобель, который сказал, что надо награждать произведения, несущие дух христианских ценностей. Дилан несет эти ценности, и оснований отказываться у него нет.


Предыдущая публикация 2016 года                         Следующая публикация 2016 года

Просто реклама и хотя музыка здесь не причем скачать бесплатно CD online http://ipguard.org.ua/kak-vybrat-uslugi-po-prochistke-kanalizatsii-v-dnepre/

И Афган и Чечня не принесли нам славы. А про это не сочиняют хороших песен. Это обтяпывают в тишине. Вот и «баллады» в метро такие же убогие... В Гражданскую с обеих сторон были образцы высокой лирики - и у белых, и у красных. А тут - сплошные непонятки... Песен нет, когда война не кажется справедливой, нету в ней самой осознанного героизма. Солдаты в этих войнах реально совершали подвиги, но петь про них не так уж и хочется. ... Подробнее