Призрак чудаИстодин, г. ИвантеевкаПо материалам форума www.grasky.com 20 Янв 2013 |
||
Как мы помним, сначала, в отборе на слепом прослушивании, Дина была «на уровне понимания» Градского, так как он сказал, что она подготовила к исполнению романс также, как сделал бы его он со своей ученицей. А в финале, после песни Эдит Пиаф, он прокомментировал в том смысле, что не знает, как смог бы отрепетировать с ней исполнение до того уровня, который она показала в песне. Он, практически так и сказал: «Это удивительно… Я вообще не понимаю, как ты это делаешь… даже зная, как ты репетировала, примерялась… Чтобы за 3 дня вот Это вот сделать, вот Так – я этого не понимаю…». Для меня совершенно ясно, что творческий уровень Дины (именно творческий) за время конкурса значительно возрос (о голосе я не говорю, это особая тема). Иными словами, выходит, что она уже умеет, научилась делать то и так, что он, Градский, ей как своей подопечной или ученице не смог бы дать (во всяком случае, сам заранее не разобравшись)!
Так в чём же, на мой взгляд, состоит «творческая кухня» победительницы «Голоса»? Я, после своеобразного и непонятного комментария А.Градского, решил сам разобраться – по порядку и без эмоций. (Я, также, надеюсь, что Дина прочтет это. И как «объект» исследования, и как владеющий темой журналист, меня поправит, если я где-то ошибаюсь.)
У Дины (по моим впечатлениям, возникшим после выступления на конкурсе «Голос») подготовка песни должна была начинаться с проживания образа.
1. Как оказалось (это следует из её интервью), для нее существенен анализ вариантов исполнения (многочисленные прослушивания известных вариантов); разбор предыстории создания, для чего создавалась песня, что в ней хотели сказать. (И это должно быть правилом для каждого исполнителя.)
2. затем начинается построение образа в целом, через который должна будет выражена песня; (нельзя сказать, что все певцы начинают с этого: многие просто пытаются копировать или подражать оригиналу).
3. на основе образа происходит "вчувствование" и выбирается эмоциональный настрой и «стилистика» (возможно правильнее будет сказать, манера или характер) исполнения;
4. производится синтез стилистики, слов и музыки (в этом смысле у Гариповой, безусловно, срабатывает незаурядная интуиция по выбору образа и стиля, и возможно для неё самой не поддающаяся объяснению);
5. У неё также есть природная интуиция и уж наверняка осмысленный опыт как скомпонованную песню (законченный образ) «перевести» в свой собственный голос. (Скорее всего, это происходит «автоматически»). В результате исключается возможность слепого подражания;
6. если все этапы полноценно состоялись и "промыслены", то песня легко репетируется и звучит в одном стиле, слитно, без досадных «сшивок» (при смене темпа, высоты или силы голоса);
7. за счет слитности, правильно выбранного образа и отработанного навыка перевода в голос заложенных в образе эмоций, песня звучит свободно и убедительно, не может не быть убедительной.
8. ещё получается убедительно и потому, что есть небольшая недосказанность, незавершенность выражаемых переживаний, и тому или иному слушателю удается дополнить в своем воображении недостающие ему оттенки и нюансы. (В этом смысле, Севара проигрывает Дине, заставляя принимать даваемые слушателю эмоции однозначно, почти без вариаций.)
Теперь моменты, относящиеся к песне Э.Пиаф.
9. Сохраняя, по возможности, общий настрой и манеру оригинального исполнителя, Дина добавляет оттенки присущего ей оптимизма и умиротворенности (не сомневаюсь, что это так). Это придает шарм.
И как следствие, усиливать голос сверх необходимого, петь с надрывом или хрипеть не нужно, только во вред (за исключением мест, где это действительно необходимо – в этом смысле пример полного абсурда: исполнение песни «Поверь в мечту, скорей», с басистым хриплым голосом «бармалея»); Усиливают, «передавливают» те, кто не очень уверен в своей убедительности. В этом смысле, она выигрывает у А. Спиридоновой и других, интенсивно поющих.
10. для придания песне характера "естественного повествования", Дина не стремится к четкой синхронизации в произносимых строках с музыкальными тактами (что выглядело бы как школярство, как, например, в исполнении несомненно талантливой девочки Маши Кондратенко http://video.meta.ua/5292615.video ) – т.е. задерживает или опережает свое начало в строке песни, по сравнению с оркестром или чуть передерживает по длительности, «наезжает» на паузу. (Такую манеру мы как раз и видим, в законченном характере исполнения ею знаменитой песни француженки. Многие, не понимая, квалифицируют это как недостаток О_о.)
Ещё о песне.
Дина умничка, – она не стала копировать оригинал (это был бы для неё не выигрышный вариант, не свойственный ей как жизнерадостному и романтичному человеку), вместо этого, сохранив традиционные для Пиаф интонации, Дина изобразила не только «преодоление», но и тактично добавила оптимистические краски! С учетом её умения выразить это в голосе, получилось эмоционально более позитивно и, я думаю, более одухотворённо, чем у Пиаф.
(Спрашивал себя: многие ли конкурсанты могли бы во время репетиций, без подсказок выйти из рамок данности того или иного образа предложенного им оригинала? – я думаю, нет. Она смогла (интуиция на уровне мастера!) и получилось, на мой взгляд, неотразимое по цельности и красоте исполнение.)
Дина решила, что настрой песни для любого другого, кроме Пиаф, исполнителя (не копировщика) не подходит; и не подходит также для неё. Но сложность в том, что это не лирическая песня, а больше похожая на марш – выражение победы духа, поэтому нужно было максимально выразить этот победный дух. И сделать это не от лица Эдит Пиаф, а от себя! В итоге, она исполнила песню сообразно своему душевному складу, менее "схематично", более широко чем француженка. Получилось неотразимо! (Можно сказать, что Дина теперь знает, как исполнять «горланящее-резкие» французские песни, и её исполнение можно принять стандартом для русскоязычного слушателя.)
Спасибо, Олег, что откликнулись на мои измышления.
Цитата: «Если исполнитель займётся такими выкладками, последнее вдохновение растеряет.»
Это выкладки мои, а у исполнителя с таким опытом пения и участия в различных конкурсах, как у Дины Гариповой, это уже сложившаяся практика «выработки концепции» песни – эта «методика», я думаю, у неё опробована и скомпонована в некий подсознательный комплекс и действует на уровне интуиции. Ей достаточно сопоставить вместе какие-то существенные моменты и рождается образ-смысл (я отметил это в п.4). Хотя эти самые моменты ещё нужно определить на стадии подготовки. После этого – ещё важный момент -- я думаю, ей не нужно пропевать в голос – у неё уже как бы независимая от сознания точная связь «мозг–голос» (позволяющая прорепетировать только «в уме», без "механического" заучивания – отсюда и 3 дня, которые поразили АБ. Кстати, некто "Китти" с форума 1-канала, проект Голос, так же предполагает о непосредственной связи "мозг-голос".). Таким образом, она выходит исполнять как бы то, что сама придумала. И Пелагея ей как-то в ходе конкурса (кажется после «Я знаю, ты на свете есть») сказала: «…Ты понимаешь, о чем ты поешь. А если что-то не понимаешь, то ты так это чувствуешь, что невозможно не влюбиться в тебя». Т.е. так чувствует, что веришь в её искренность, веришь, что чувствование настоящее. Так вот, я думаю, что поскольку она на «технические моменты» не отвлекается, то вдохновение не теряется. А постоянная мобилизация "творческих сил" от репетиций разноплановых произведений во время проекта, подняли её творческий потенциал (и в смысле сокращения репетиций) на тот самый уровень, о котором я и говорил.
Цитата: «Это просто-таки ноу-хау Ваше. А можно сие не "принимать стандартом"?»
Вы знаете, я равнодушен был к песням на французском языке, поскольку из-за особенностей произношения, а может из-за четкого выговаривания слов, они мне казались резкими. И начал сокрушаться (в эпизоде с репетицией), что Дина «не выкрутится» из этой ситуации с исполнением «боевой» песни на французском языке. Но когда начала петь, меня «зацепило»: совершенно не зная, о чем песня, я по интонации начал «понимать», о чем она поет (всё для меня было в точности, как заметила ей Пелагея, что «…ты так это чувствуешь, что невозможно» не поверить).
Конечно, мое замечание о «принятии стандартом» -- это лишь пожелание, основанное на личных впечатлениях. Но что интересно, буквально на днях Александр Борисович выступал «на копроративе» в г. Уфа и приглашенная им самим по этому случаю туда же Гарипова исполнила песню Эдип Пиаф. Причем, в видеозаписи оказалась только одна эта песня, хотя, как говорилось в новостном комментарии (по моему «Комсомольской Правды»), она должна была спеть несколько песен.
Если действительно была исполнена Диной одна песня (поскольку концерт был А.Б.Градского), то наверняка это был его выбор и он припас для Дины запись муз. сопровождения (поскольку оркестра на сцене не было – он сидел за пультом какого-то синтезатора). Ну и отношение его к этому исполнению было очень положительным и непосредственным – т.е. то, как исполняет эту песню Д.Гарипова, ему очень нравилось; если не более того.)
На снимке из видео (вырезано мной) реакция АБ на исполнение Дины (не считая, конечно, аплодисментов):
Ещё на видео было видно, как был воодушевлен Александр Борисович во время исполнения...
Олег Петухов писал(а): Так вот, при всём восхищении, Дина никого не "переплюнула". А уж "одухотворённее" Пиаф!!?? Смеётесь? Там такая основа... Отчего, собственно, и становятся возможными все эти многочисленные интерпретации.
Я уважаю мнение Градского. Надеюсь дождаться, когда он об этом исполнении вдумчиво выскажется ("выступит арбитром", в моем понимании).
Я бы и другие французские песни в исполнении Дины послушал (да и вообще, всякие, какие она запишет после "Голоса").
К тому же, у неё ещё всё впереди...
P.S. Не совсем по теме. Вам не приходилось слышать запись "концерта", Песни о Любви в исполнении Людмилы Гурченко? (Это было, кажется, по радио, в самом начале 90-х). Тогда её исполнение для меня оказалось очень неожиданным.
Цитата: "Песни о любви" Людмилы Гурченко что-то не помню. Может, стоит поискать? А почему Вы о них вспомнили? Мне всегда нравились и нравятся два её фильма концерта 1980-х - "Песни военных лет" и "Военные песни".
Я тогда не увлекался ни чьим творчеством, но для меня эта подборка песен (именно от Гурченко) была неожиданна и поразила - я, можно сказать, "был в теме". То была скорее всего разовая радиопередача и первой или второй песней была "Тишина над рогожской заставою"; а всего песен исполнено было много.
Цитата: Вот и у милой Дины был такой переломный момент. Спасибо Наставнику!
Да, уж. (Кстати, это была идея, на счет Э.Пиаф, его дочери, Маши, а он был не совсем уверен...) . Мне кажется, Дина своим исполнением этой песни вселила в него нескончаемый энтузиазм (Я просматривал "уфимскую" видеозапись несколько раз, особенно это видно во второй её половине -- он всем существом погружен в "процесс"). Но, вообще-то, дело тут не только в одной песне -- дело, в большей степени, в человеческой сути Дины -- её естественность, жизнерадостность и безмятежность просто обезоруживают.
И ещё, на счет "переломности". Позавчера увидел ролик с интервью А.Васильева (контртенора). Так он был убежден (снято интервью, я думаю, ещё на этапе дуэтов -- на диванчике Дж. Стрейнджлав.), что победителям однозначно будет Гарипова -- и аргументировал это тем, что: "Дина умеет (ссылаясь на А.Пугачеву -- И.) песню "рассказывать", а больше никто из конкурсантов на все 100% такой способностью не обладает" (конец цитаты). Поразительная проницательность для молодого парня! .
"Необыкновенная скромность, предельная сосредоточенность на профессии делают известную артистку фигурой загадочной. Она для многих является тайной, и для тех, кто знает ее лично, и для многочисленных поклонников, и для столь же многочисленных исследователей ее творчества" (Д. Платунов).
Здесь, в тексте ниже, не какие-то особые претензии к Градскому – это повод порассуждать о совместном творчестве Александра Борисовича и Дины Гариповой и её человеческих качествах. Этот текст позволяет также аргументировано доказывать в споре те или иные исполнительские и творческие способности, имеющиеся у певицы Дины Гариповой.
Итак.
В "очередной раз" проявилось непонимание А.Б. свойств характера и исполнительского дара Дины. Но это проявилось уже не в форме удивления, а просто как игнорирование непонятного и упрощение. Есть такой эпизод в новостном ролике, с записью на студии (24.02.13) песни "What if": Дина рассказывает телеведущей И.Зейналовой о своих будущих волнениях на сцене Евровидения, а в непосредственно следующем эпизоде Александр Борисович высказывается о её волнениях:
«Ей не надо ни с чем справляться. Она всё время придуривается и изображает, что она волнуется... Я абсолютно убежден, что у неё своеобразный компьютер в голове…»
Если верить Александру Борисовичу – в действительности она как бы бесстрастна, но хочет "нажить капитал" уважения к себе – мне не хотелось бы так понимать слова А.Б.
Дина, на мой взгляд, непритязательна – приятие таких замечаний и душевная покладистость в отношении к мэтру – неоценимый её дар – однако, она, как «мудрый» (А.Б.Градский) исполнитель, нисколько не положилась на его такое мнение, и в последствии не раз высказывалась о своих будущих переживаниях. Она понимает, что ей нельзя расслабляться, даже положившись на авторитет многоопытного А. Градского. Но тут имеется и другой "тонкий" момент: Дина Гарипова, как бы противопоставляет свое мнение мнению Градского и невольно представляет последнее как неумелую выходку (шутку) своего уважаемого наставника. Очень нетривиальная ситуация...
С одной стороны, слова А.Б. Градского, полагаясь на его опыт, с полным основанием можно принимать к сведению, так как в других случаях А.Б. высказывается очень квалифицированно и позитивно. Например.
«Дина, бесспорно, одарена, она через себя пропускает весь музыкальный материал и выдает результат, свойственный только ей». ( http://www.vsluh.ru/news/interview/261631 )
«Я понимаю, что мы сделали вместе с Диной, — мы создали исполнителя мирового уровня…» (РИА Новости http://ria.ru/culture/20130227/924888921.html#ixzz2MBsQvta2)
С другой стороны, ситуация остается неоднозначной и после неправомерной, на мой взгляд, фразы Градского для меня открылась возможность (появилось моральное право) высказаться об истоках такого мнения в характере самого Александра Борисовича. (Но об этом в конце.)
Попробуем порассуждать, почему Александр Борисович не признает наличия волнения у своей бывшей подопечной перед выступлением.
На мой взгляд, Дина так "обыгрывает" свое волнение, что оно не отражается ни в движении, ни в жесте, ни в мимике. Безусловно, какие-то "тренировки" по ходу дела у неё получались (при участии в конкурсных программах и на концертах). Но главное – она добилась этого, на мой взгляд, тем, что научилась за время своей многолетней "карьеры" сосредотачиваться на песне, на её лучшей подаче (она сама об этом несколько раз говорила). Вот на такой установке у неё каждый раз и происходил "тренинг". А сейчас это у неё вошло в привычку. Однако, возникает впечатление, что Градский просто этого не замечает и, не давая воли сомнению, полагает что это её "выдумки".
На мой взгляд, Дина просто не вписывается в схемы, которые Александр Борисович выработал себе на основе жизненного опыта. И ещё, для понимания ситуации, может иметь значение момент, который подметил Игорь Сандлер (руководитель студии звукозаписи «SI-Records»):
«Даже ее наставник Саша Градский, который обычно не любит никого, кроме самого себя, не сделал ей ни одного замечания.» ( http://www.eg.ru/daily/stars/36948/ )
Возможно в такой оценке характера нашего уважаемого Александра Градского находится ключик к разгадке. Точнее – в личности самого мэтра.
Теперь надо сказать о сути отношений или связи между исполнителем и его пристрастными поклонниками. Здесь предпочтение отдаётся рациональному рассмотрению. И слово "мета-физическое" -- здесь не в смысле философских спекулятивных заумностей, а мета-теоретическое представление на основе разработок, имеющих научную основу.
Можно утверждать, что между неким деятелем и его почитателями и поклонниками всегда образуется связь и устойчивое объединение. В некоторых гуманитарно-философских кругах (в Интернете есть философский ресурс, "Лаборатория Интегралики", http://integralika.com/ ), чтобы объяснять подобного рода устойчивое объединение, например, сторон в системе "творческого процесса", выработали представление о коммуникативном «резонансе». Объясню на примере взаимодействия и объединения некоего сценического деятеля со своими активными поклонниками.
Коммуникативный резонанс (КР) характеризуется тем, что образуется замкнутый или, как ещё называют, "заколдованный" (а в оригинале – «порочный») круг взаимной признательности. С одной стороны, признательности исполнителя своим поклонникам, за их поддержку и признание, которая вызывает стремление сделать свое творчество ещё более совершенным; с другой – благодарности и поддержки поклонников (или фанатов), испытывающих те или иные высокие чувства, которые вызывает в них неординарное и всё более совершенное творчество любимого исполнителя. Видя такой отклик, исполнитель с бОльшим воодушевлением и позитивным настроением занимается делом, которое изначально само по себе ему доставляет удовольствие. А у поклонников создается впечатление, что их любимчик неисчерпаем, что и "подогревает" их до состояния восторженности.
«Я безумно рада получать такие письма… Это здорово. Я надеюсь, что я вас не разочарую, что смогу дальше петь, смогу дальше выходить на сцену. И если дальше буду находить такую же отдачу от вас, это очень для меня важно». (Д.Гарипова, видеоконференция от 28.02.13, http://www.1tv.ru/conf/370/p=10)
Таким образом, КР свидетельствует об образовании некоего единства, «системы» некоторых взаимодополняемых собой процессов (касаемо нашего случая: 1. вдохновленного творчества и 2. поклонения). Помимо этого, из-за неразрывности замкнутого круга, помимо феноменальных, «вещественных» составляющих, на более высоком уровне возникает "объединяющая сила" – так называемый "нумен", образование, имеющее как объект "нематериальную" природу, которое служит выражением целостности ("консолидатором") неразрывного единства вещественных процессов. Подчиненными в этом случае являются процессы и части, на "материи" которых основан нумен; а сам он, как логическая форма, главенствует, упорядочивает их движение и взаимодействие.
Нумен, в образном представлении – это, собственно, замкнутое на себя "кружение" устойчивого логического "вихря" в воображаемой сфере отношений между различными (объективными) явлениями или субъектами человеческих отношений. Это образование, в отличие от феноменальной, вещественной, имеет уже иную – "сверх-физическую" (идеального свойства) природу, которая по своей исходной сути или происхождению не всегда объяснима и понятна.
Подобным нуменальным образованием по своей логической структуре (схеме) является, например, сознание, как замкнутый логико-смысловой круг (также являющееся коммуникативным резонансом разных «ипостасей» человеческой личности). Если попробовать расшифровать, то оно является само по себе ("внутри себя") одновременно: тем, кто сознает; тем, что сознается и действием сознавания. Создается как бы завихрение, превращающееся само в себя.
Ещё один нумен имеется в феномене гения. На мой взгляд, гений – это своеобразный «ученик самого себя» (сам в себе создал связи коммуникативного резонанса "ученика и учителя"). Во время творческой деятельности он что-то находит оригинальное, осмысляет найденное (и, возможно, способ или прием, как он к этому пришёл), и на этой основе у него порождаются новые оригинальные или более совершенные образы, ассоциации и идеи, которые в дальнейшем и прорабатываются. И постепенно такой целеустремленный деятель преображается в профи – продвигается дальше – учась у самого себя (причем, таким образом он становится квалифицированней, образованней и творчески подкованней; и этот процесс нарастает).
Нумен – он настолько самостоятелен и влиятелен, на собранных под его эгидой, участников (вообще, – составляющих его аспектов в целом) и их деятельность, что заставляет их быть очень "сплоченными" и некритичными (в случае взаимоотношения личности и поклонников) к друг другу и отношение между ними часто перерастает в любовь. В такой ситуации, наиболее совершенна та творческая личность, которая не зазнается от, казалось бы, чрезмерного восхваления, не завышает свою самооценку. А, в свою очередь, такое "взыскательное" отношение творческой индивидуальности к самому себе, без преувеличенного самомнения, определяется, зависит от его душевных, человеческих качеств.) Когда же участники процесса коммуникативного резонанса неискренни в выражении своей признательности, то любовь получается показная, фальшивая. Теперь посмотрим, а что такое "личность" и какой она должна быть в самом высоком понимании.
Что интересно, личность – это такой же нумен (наделенный сознанием). В наиболее "продвинутом", замысловатом своем выражении (в состоянии "завихрения", самого у себя "заточения") личность обычного человека находится, условно говоря, внутри "я" как в скорлупе и в большей или меньшей степени сосредоточена на себе, на своем "я"; в смысле сопоставления и оценивания себя в отношении к чему-то внешнему. Но – такая личность есть эгоцентричная сущность, она искажена и, в определённой мере, неадекватна.
Она этим фактом оценки влияния внешних факторов на себя, как бы занята сама собой. В добавок она ограничена и отгорожена, в той или иной степени (в силу этого самого "примеривания"), от внешнего мира и старается жить с самооценкой, не допускающей ущемления своего «Я»; смотрит на всё с такой субъективной точки зрения и накручивает себе разные домыслы. Естественно, у каждого человека такое "себялюбие" проявляется в разной степени. (Кстати, любовь к себе, эгоцентризм, по своей природе – естественно образующееся нуменальное свойство – порицать любого человека за это нелепо, потому что он не мог в свое время повлиять на его образование в себе.)
Настоящая же Личность, которая считается состоявшейся и по достоинству оценивается окружающими – это бескомпромиссная и непоколебимая смысловая суть человека, который умаляет, попирает в себе всё личное, приобретенное неоднозначным воспитанием и "своекорыстным" эго-сознанием – попирает ради своего жизнерадостного, восторженного и безмятежного природного естества. То есть, нумен настоящей личности – как окончательная «эго-сущность» – задвигает вглубь, уводит на задний план эгоцентричное, себялюбивое "я" как недостоверное и неадекватное.
Настоящая личность, в своем первородном виде, – в гораздо более редком случае – когда нумен настоящей личности, определенной в предшествующем абзаце, сформировался из чистой природной "эго-сущности", такой, как у детей, без образования вышеописанного эгоцентричного, с самомнением, заточённого у самого себя, "я".
Такая незакрепощённая изначально духовная сущность расшевеливает, делает заводной "спящую" гениальность, заложенную в каждом человеке. (Это как раз я и подразумеваю у Д. Гариповой. И в этом главная её необыкновенность – она, по духовному содержанию, "дитя" Природы, а не продукт цивилизации!)
С такой позиции и хочется рассмотреть личностные качества Дины Гариповой и также, Александра Борисовича Градского (поскольку он неуважительно высказался о Дине).
Посмотрим некоторые интересные высказывания о ней.
«Дина. Эта девочка не перестает удивлять… Интеллигентная, умная, скромная, но не зажатая девушка. Просто невероятно, что такая юная, провинциальная девушка настолько естественной была в такой атмосфере, оказавшись вдруг на пике популярности». (margo555, http://forum.1tv.ru/index.php?showtopic=458057&st=80&p=1071522417entry1071522417 )
«Дина Гарипова, которая казалась самой скромной девушкой и самой юной, держится увереннее других - она не суетится, не говорит лишнего, не лишена даже какой-то царственности и величественности.» (Ilda http://forum.1tv.ru/index.php?showtopic=458057&st=360,)
Так вот, подтверждая сказанное раньше, в смысле самомнения и подверженности гордыне и «звездной болезни», Дина, на мой взгляд, совершенно особенный человек. У неё "я", в том виде, в каком присутствует у обычного человека, которое может зазнаться, возгордиться, практически отсутствует. Оно не было осознано и "взращено" («принято к сведению»), когда она была малолеткой и подростком; находится как бы в "рудиментарном" состоянии! Так получилось, что в окружении добродушных и отзывчивых, по всей видимости, друзей ей незачем было сосредотачиваться на собственном "я":
"Слава Богу, я могу сказать, что у меня было счастливое детство, потому что… у меня рядом со мной жили друзья. То есть вот такое у нас детство получилось достаточно активное; интернета у нас тогда не было, компьютеров и телефонов тоже не было…" (Интервью в Казани, http://cs1-36.vk.com/d2/28df0d27e3fc.240.mp4 ).
Дина, по великому стечению обстоятельств, естественным образом "перешагнула", пропустила этот этап заточения в свое "я". А это означает, что в указанном смысле ("незаточённости" у себя) она беспрецедентно "морально устойчива" – нет внутри того неустойчивого "субъекта", который у любого другого человека то болезненно, то с обольщением, примеряет к себе, соответственно, критику или завышенную похвалу. (И такая "невозмутимость" у Дины выглядит потрясающе, когда она просто общается или, наоборот, слушает откровенные дифирамбы в свой адрес; и этим, кстати, совершенно обезоруживает). В то же время создается обманчивое впечатление, что человек без привередливого "я" кажется простодушен и незатейлив как малоопытный ещё ребёнок. Из-за отсутствия, практически, самомнения, восхваление и лесть (как и критика и, скажем, нетактичные высказывания в её адрес наставника) не цепляют, не впечатляют до волнения, до смущения, не трогают её чистое «я» -- которое, вместе с тем, само по себе самодостаточно и наделено самоиронией.
Вот ещё, кстати, что вспоминает учительница начальной школы Дины:
"Они не говорили, не афишировали её [родители Дины её талант] . Другие родители придут, -- [про свою] вот там она поёт, там она…, начинают рассказывать; – всем нравится, как говорится, похвалить своих детей. Но вот с их [родителей Дины] стороны – этого не было" ( http://cs1-36.vk.com/d2/28df0d27e3fc.240.mp4 ).
Сама Дина вспоминает, что по праздникам и в гостях её не заставляли петь с табуретки. То есть, благодаря родителям самомнение у такой девочки не вырабатывалось, она выросла непривередливой личностью и, соответственно, невзыскательной к окружающим.
Что ещё удивительно: благодаря отсутствию самомнения, незаточённости я, Дина всё время в превосходном, приподнятом состоянии души (не терзается мыслью от неудовлетворенности собой, переоценкой себя или самодовольством), находится в каком-то «улётном» состоянии. Всем людям, чтобы пребывать и попадать в него, нужно постоянное «подхваливание», быть постоянно поощряемыми. А Дина уже изначально пребывает в жизнерадостном состоянии, от того, что просто живет, что воспринимает этот мир с его приключениями и чудесными превращениями, и ей эти похвалы и возвышение практически ничего не добавляют (она сама излучает оптимизм и безмятежность просто по натуре), а всего лишь вызывают у неё чувство благодарности; как, видимо, вызывает и абсолютно всё, что происходит вокруг. (Это состояние воодушевленности и спокойствия рано или поздно передается всем, кто с ней так или иначе сталкивается.)
«Дина – абсолютно неиспорчена, в ней есть какая-то наивность, какая-то чистота... это прекрасно и за этим очень удивительно наблюдать, потому что она смотрит на мир широко раскрытыми глазами, как ребенок». (Режиссер Юлия Иванова на съемках клипа "What if", http://www.1tv.ru/sprojects_edition/si5759/fi21992; взято из видеоролика.)
И эта воодушевленность, приподнятое состояние духа, в которых она постоянно пребывает позволяют ей заниматься исключительно развитием своего творчества. Такое состояние очень комфортно: оно оставляет таких как Дина людей безмятежными и жизнерадостными, доброжелательными и умиротворенными – верными своему глубинному естеству. У них не возникает внутренних проблем с восприятием и переживанием похвалы или критики, поскольку они – если и примеряют последние на себя, скорее всего, относят это на некое "третье лицо", которое как-то отождествляют с собой лишь внешним образом. А у "обычного" человека эти проблемы внутренние, переносятся внутрь и донимают его (и у него образуются, то что мы называем, грубо говоря, "комплексами"). Но у Дины этого нет – она незациклена на проблемах личного плана – и в этом она "свободна" для творчества и относится к нему с воодушевлением.
«Занятие музыкой, выступление на сцене – это что-то волшебное, это что-то такое, что занимает абсолютно всё твое время, все твои мысли. … Я постоянно думаю о каких-то новых песнях, я постоянно продумываю какие-то новые ходы в музыкальном плане, в вокальном, как это все может выглядеть на сцене. …И это настолько завораживает, это настолько интересно!» (Д.Гарипова, конференция от 28.02.13, http://www.1tv.ru/conf/370/p=10)
И ещё, качество личности, о котором говорилось (незацикленность на собственном я), позволяет ей иметь ни с чем несравнимый богатый внутренний мир, в котором она купается, в котором, рано или поздно, сможет для самовыражения найти все что нужно! Богатый – потому что её дух, несвоекорыстный и незамкнутый в своем "я", открыт и стремится впитать и отобразить всё, что она видит, слышит и ощущает вокруг себя (а окружающий мир, особенно в своих "ментальных" проявлениях, неисчерпаем).
«Я слушаю все, абсолютно все. Я могу спокойно послушать какие-то рок-композиции, у меня есть любимые рок-певцы, я слушаю классику, я слушаю эстраду, этнические какие-то песни, народные. Я просто стараюсь более-менее в каждой области найти что-то для себя интересное…» (Д.Гарипова, конференция от 28.02.13, http://www.1tv.ru/conf/370/p=7)
Такая личность может совершенствовать свою творческую интуицию и умения неограниченно и достичь больших высот самовыражения.
Именно такие качества, которые кажутся, естественностью, простотой, непосредственностью, служат выражением свободы и полёта духа и подкупают её поклонников.
(Здесь в отношении характера А.Б.Градского я высказываю исключительно личное мнение.)
Как бы ни казалось парадоксальным, но Градский и Гарипова – в основе своей, родственные души. Александр Борисович, такая же оптимистичная, непосредственная и по сути тоже безмятежная личность; поэтому у них, что вполне очевидно, легко сложился свой "контекст" общения.
За счет этой непосредственности, открытости, непредвзятости, "незамороченности" интригами и сложностями жизни, А.Б. Градский и сложился как неординарная творческая величина. К его, надо сказать, притягательной непосредственности примешиваются, вклиниваются моменты безапелляционности, проявляющиеся, я бы сказал, как отголоски мальчишества (нелицеприятная прямолинейность высказываний, нескрываемая неприязнь к бездарности, ма…ные слова в песнях, случайные эмоциональные всплески: наскок – в проекте Голос – на "коллег по цеху"). Это также выражается в некоторых редких, бескомпромиссных по форме, не всегда взвешенных его поступках и высказываниях (например, про Дину: «она все время придуривается»; или что ему "глубоко наплевать на Европу".) По крайней мере так было до последнего времени. Из-за этой экстравагантности общаться с ним иногда бывает непросто. Но когда он видит несомненный талант, непредвзятая сторона его личности проявляет принципиальность и открытость; он такой талант оценивает, поддерживает его и помогает:
«Просто по-человечески ей очень симпатизирую, она большой молодец, я помогаю ей сейчас, она сейчас выступила на нескольких концертах, которые я помог сделать.» (http://vmdaily.ru/news/aleksandr-gradskij-na-evrovidenii-dina-garipova-spoet-chisto-i-vdohnovenno1361606644.html)
Он искренен и не умерщвляет в себе эмоции. (Посмотрите видеосюжет, где он на украинском Х-факторе в дуэте с Виктором Романченко исполняет «Как молоды мы были», не говоря уже о его эмоциональной реакции на песни подопечных конкурсантов из "Голоса".) Но эти эмоции, мне кажется, не затрагивают его до глубины души. Вот мнение одного из "страстных" его поклонников:
«...Градский, как наставник, показанный по TV видео-операторским взглядом и Градский - исполнитель, музыкант, актер РАЗЛИЧНЫ. Чтобы не разочароваться, даже не надейтесь увидеть на концерте Градского из программы "Голос"»
Но тем не менее, хочет он того или нет, но он всегда, по причине родственности душ и уважения к творческой личности, а в особенности, под влиянием неотразимых душевных и человеческих качеств Дины Гариповой, будет неравнодушен к её судьбе (причем, как я полагаю, в возрастающей степени). И не только к творческой. Хотя это будет, скорее всего, проявляться через некую дистанцированность (формальную отчужденность).
Некоторые считают, что исполнительский талант, и вообще, творческое самовыражение не зависит от человеческих качеств. (Возможно, это также несущественно для оценки А.Б.Градским исполнителя.)
Однако, в целом, это неверно.
Вот упомянутое в начале высказывание Градского: «Дина, бесспорно, одарена, она через себя пропускает весь музыкальный материал и выдает результат, свойственный только ей».
Из Интернета, некоторые пользователи-форумисты:
"…Уверена, что актер начинается с понимания и проникновения именно в интонацию слова, а не жеста. А Дина именно этим и поражает: точностью интонации (музыкальный слух-то там однозначно абсолютный, но он у неё и на слово абсолютный), она ни разу в этом не «прокололась»…» "…знаю как трудно в нем пройти между желанием "нести точное слово" и желанием нести "градус чувства"Улыбка… ("Свето-тени-я", http://forum.1tv.ru/index.php?s=&showtopic=455275&view=findpost&p=1071517073 )
Или другое аналогичное мнение: «У неё есть дар – она совершенно хорошо известную песню "А напоследок я скажу" из фильма "Жестокий романс" спела так, как будто она написана для нее. Спела так, как будто не было… вообще этого фильма. И такая же история произошла с песней Эдит Пиаф… Она спела эту песню так, как будто она была написана для неё». (Дмитрий Коннов, гендиректор Universal Music в России и СНГ, http://www.business-gazeta.ru/article/75534/ )
А вот ещё, квалифицированное мнение, народного артиста С.Захарова: «По словам брата, она много читала. Она наполнена душевно и интеллектуально; великолепный русский язык. И голос сам по себе ничего не значит, если он не наполнен личностными переживаниями. Несмотря на 21 год, видимо переживаний в её душе очень много – разного порядка, разного характера – и у неё есть чем окрасить песенное творчество. У неё есть что вдохнуть в чужие, казалось бы, стихи; сделать их совершенно своими». (Передача «Сегодня вечером», Андрея Малахова от 5.01.13.)
Судя по этим комментариям, феномен голоса Дины Гариповой связан с её внутренним содержанием.
Всё-таки: прав или не прав Александр Градский в своем утверждении? Вот еще один, факт, который заставляет задуматься о правомерности его мнения.
Дина, в ответе на вопрос о работе с наставниками (Казань, ТатарИнформ, пресс-конференция 08.01.13 в видеозаписи по возвращении с проекта "Голос"):
«То, как он меня настраивал перед каждым выступлением – это для меня, просто, каждый раз было каким-то откровением. Это настолько помогало собраться…»
Выходит, что только после его напутствий при конкурсном исполнении она не волновалась. Т.е. проще говоря, участие и присутствие Градского снимало волнение и он этого не замечал. И когда он говорит, что «она всё время придуривается и изображает, что она волнуется», то элементарно не учитывал факт своего присутствия! Не знаю, одно и тоже ли они имею ввиду, но из этого я, единственно, что могу заключить: что А.Б. и Дина общаются, как уже говорилось, на каком-то своем, понятном только им обоим языке.
Однако, как мне кажется, тут не всё просто. Мне говорят, ведь Дина смеялась, когда Александр Борисович заявил, что она всё время придуривается, изображает волнение. Но теперь, когда можно, в соответствии с моими выкладками, оценить масштаб и природное благородство её личности, она, я убежден, смеётся не оттого, что игнорирует якобы шутку мэтра, а в силу того, что способна вобрать в себя не только понимание своей ответственности исполнителя, но поверх этой ответственности – противоречащие последней, неправомерные в отношении неё слова Градского.
Мне кажется, что она настолько уважительно относится к тому, что с ней происходит, и к тем, кто её окружает, что принимает "неизысканность" выражений своего бывшего наставника как должное, бережно к этому относясь; принимает как нечто неотделимое, которое не выбросишь. Поэтому она и может высказываться, как бы игнорируя мнения А.Б. (Что тут сказать… -- не в обиду уважаемому Александру Градскому: она здесь, по-моему, проявляет себя, в соответствии с её внутренней природой, как нравственно более мудрый по своей духовности человек. Как сформулировать её эту изумительную черту характера, я пока не знаю.)
Совершенно очевидно, что Александр Борисович признаёт её большой дар как певицы и как артиста, однако, своим "определением" он невольно принижает духовные качества Дины путем, казалось бы безобидного, но неуважительного объявления, мягко говоря, "сомнительным" её ответственного отношения к выступлениям.
(Кстати, в последнем интервью, на сайте "Экспресс газеты", А.Б. поправился: сказал, что она, возможно, нервничает, но для него это совершенно непонятно: – за 3 месяца – имеется ввиду проект Голос— он "проявления этого нервического состояния" не видел. Видно, что его мнение меняется, и я надеюсь, случится так, что позже он непременно извинится.)
Однако, что интересно: в такой, тем не менее, неуважительной фразеологии я усматриваю и другой, тонкий в отношении А.Б.Г., момент – посредством такого словесного отношения к Дине, Александр Борисович просто-напросто дистанцируется от того, чтобы признать недоступную его пониманию Дину исключительной – во всех отношениях – личностью; дистанцируется, я бы сказал, и от каких-то попыток такого понимания.
Ведь, если он признает, что его бывшая подопечная, которой он очень симпатизирует ("я её не расхваливаю, я ей восхищен; я не скрываю этого"), исключительный по духовным качествам человек, то в этой, далекой от профессиональной сфере, с необходимостью вынужден будет относится к ней уважительно и с восхищением не только как к певице, но и к человеку. Он, я думаю, в случае с Диной, отделяет – на данный момент – талант и личность; не видит за её талантом духовно зрелую и духовно богатую, нетривиальную человеческую индивидуальность (возвышая её как исполнительницу и пренебрежимо относясь к её личности). Конечно, это всего лишь мое предположение, но как-то иначе, исходя из моего опыта, это объяснить трудно.
Иными словами, Александр Борисович, при всей своей позитивности, в данный момент "дистанцируется", чтобы не оказаться под неотразимым человеческим обаянием одаренной, с богатейшим внутренним миром Диночки.
Возможно, однако, что я ошибаюсь, и рано или поздно (поняв в конце концов, с Чем он имеет дело) станет одним из серьезных и уважительных её поклонников и будет "одарять" её неподражаемыми, изысканными комплиментами.
И это преображение мэтра можно будет воспринимать как настоящее чудо. (Как всё это будет происходить, пока непонятно… Возможно, что и весьма драматично.
Моя признательность Александру Борисовичу, за то, что проявил интерес к моему тексту (на что я, собственно, не надеялся) и высказал, в целом доброжелательное, свое мнение. (Не многие удостаиваются такого внимания.)
Я благодарен ему, за то что он всячески поддерживает Дину. И поддержал меня в том, что она "бесконечно одарена... человечески", как, естественно, и вокально.
И поддержал в том, что в творческом плане "все это она сама знает и понимает лучше всех диссертантов" о чём я, может и не в прямую, и говорил. (И Бог, я совершенно уверен, даст ей возможность преумножить свой выдающийся талант -- в ней заключен гений; он таких личностей не бросает.)
Будем жить и наслаждаться её творчеством.
(А диссертантов, которые бы предприняли попытку разобраться именно подобным образом, не существует. Я не из них.)