Голосую за «Голос»!

Исаак Розенфельд

"Липецкая газета", № 229, 28 ноября 2013

Из архива Андрея Луканина


Кажется, бульварные газеты впервые вспомнили об Александре Градском.

То ли он, с точки зрения охотников за сенсациями, был неинтересен потребителям «желтизны», поскольку абсолютно не соответствует параметрам отечественного шоу-бизнеса. То ли не давал никаких зацепок для скандалов, поскольку не заводил романов с нимфетками, не хвастался своими замками, не обвинялся в связях с мафией и не переворачивал столы в элитных ресторанах. А одними песнями, концертами или сочинением рок-оперы по булгаковскому «Мастеру и Маргарите» привлечь внимание гламурных репортеров и папарацци Градскому не дано. О чем он, впрочем, наверняка не сожалел.

И вдруг на первой полосе еженедельника — фото Александра Борисовича. По соседству — Игорь Петренко с Екатериной Климовой, которой он, как сообщает газета, простил измену с молодым певцом. О Градском нам обещают поведать нечто не менее сногсшибательное. Его жена, радостно гласит анонс, сбежала через неделю после свадьбы. Воображаю ваше потрясение: певцу шестьдесят четыре, а тут такие страсти-мордасти!

Однако речь идет о событиях сорокалетней давности. Да и романтический сюжет в публикации занимает скромное место. В интервью безвестного музыканта — приятеля будущего «папы русского рока» нет ни намека на компромат. Скромный барабанщик рассказал газетчику вполне симпатичные подробности про влюбленное в музыку, в песни «Битлз» юное дарование, мечтавшее о славе, но сперва — о покупке приличных инструментов.

Но вот с какой стати Александр Борисович удостоился места в компании Петренко, Басков [Публично заявил о поддержке военных преступлений путина в Украине]а и Климовой, стоит сказать. Хотя ответ на поверхности: ну, разумеется, мастер оказался на пике популярности благодаря участию в самом нашумевшем проекте года — «Голосе». Это если смотреть с позиций усредненного читателя «желтых» СМИ и таблоидов. А вот людям, не считающим Наташу Королеву, Витаса и «ВИА Гру» вершинными достижениями российской эстрады, очевидно другое: присутствие в «Голосе» блистательного, с нестареющим голосом и талантом исполнителя и композитора как раз и подняло планку действительно интересной программы Первого канала.

Чем «Голос» отличается от расплодившихся на разных каналах конкурсов, будь то «Народный артист», «Ледниковый период» или «Минута славы»? Тем, что шоу здесь отодвигается на второй план, а все фокусируется на искусстве, на индивидуальности конкурсантов. Это в кастинге «ВИА Гры» барышни что есть силы вытаскивали себя наверх, как выразилась однажды о собственной карьере Мадонна, за бретельки лифчика. А в «Голосе» нужны не лифчики с прочными бретельками, а тот самый голос, душа, самобытность, мастерство, короче — дар Божий.

Кто-то, правда, ворчит, что идея и формат проекта заемные, импортированы из Голландии. Да какая разница, если голоса-то наши, родные! Причем, за малым исключением, поразительные. Даже те певцы, кто по бескомпромиссно жестоким правилам отбора уже отсеян, могли бы заполнить весь первый ряд российской эстрады.

Да простит меня Алла Борисовна, если каким-то чудом эти строчки попадут ей на глаза, но и в лучшие свои годы она не исполняла написанный для нее хит «Женщина, которая поет» так сильно, страстно, на разрыв аорты, как это получилось у одной из фавориток «Голоса». И надо видеть, как бывают растроганы и даже растеряны Александр Градский и его товарищи по «тренерскому» цеху, когда слушают очередного конкурсанта, нередко без музыкального образования, но поющего на зависть любому профессионалу.

Признаюсь: я другими глазами посмотрел на Диму Билан [Публично заявил о поддержке военных преступлений путина в Украине]а, Пелагею, Агутина. Они вместе с Градским не только судят исполнителей, но и работают с ними, помогают им. И, как обнаружилось, возможности самих судей гораздо шире и разнообразнее, чем «звездный» формат, в котором они — неважно вынужденно или добровольно — существуют. Я думаю, они с радостью сбрасывают путы, наложенные на них унылым «мейнстримом», и предстают перед публикой самими собой.

Но Градский и в роли наставника смелее и неожиданнее своих молодых коллег. По-моему, он чаще других предлагает подопечным петь русское и по-русски. И дело здесь не в пустом «музыкальном патриотизме». Он настойчиво толкует увлеченным западными кумирами ребятам, что по-русски петь особенно сложно. Но зато и отклик зала будет куда эмоциональнее, непосредственнее.

Разумеется, текст тексту рознь. Доносить до народа положенные на музыку призывы «Попробуй мммуа, мммуа, попробуй джага, джага" не такая уж достойная цель. А вот когда талантливая певица из команды Александра Борисовича берет пронзительный алябьевский романс «Нищая» (коего, кстати, по собственному чистосердечному признанию, никогда не слышал Леонид Агутин), тогда — да. Это испытание и мастерства, и человеческого масштаба поющего. И молодая женщина, не впадая в избыточную - чувствительность, жалостливый мелодраматизм, превосходно выдерживает экзамен, заставляя слушателей смахивать слезы.

И опять-таки у того же Градского великолепный солист спел «Я люблю тебя, жизнь». Есть что-то знаменательное в том, что Александр Борисович пошел на такой шаг. Между прочим, в упомянутых признаниях барабанщика попадается, как мне кажется, объясняющая это решение фраза. Музыкант рассказывает, что поклонники Леннона во время гастролей по Союзу должны были исполнять и советский репертуар, никуда не денешься. Но, добавляет мемуарист, песни-то, как сейчас оказалось, были неплохие. Это с высоты опыта осознает не только Александр Градский, чья известность навсегда связана с пахмутовским «Как молоды мы были», но и Агутин. Сам себе словно бы удивляясь, он подал неожиданную реплику: вот, мол, впервые понял, что ему нравится песня «Я люблю тебя, жизнь».

... А может, «желтая» пресса начала писать о Градском потому, что настоящий талант, творческое достоинство сегодня воспринимаются как сенсация? На фоне-то захватившего все плацдармы шоу-бизнеса, лишенного страсти, глубины, подлинности, подменяющего душу бессмысленным эпатажем и примитивом.


Предыдущая публикация 2013 года                         Следующая публикация 2013 года

Просто реклама и хотя музыка здесь не причем скачать бесплатно CD online https://misto.kharkiv.ua/news_964_gastroskopya_yak_vaglivij_krok_do_zdorovya.html

Впрочем, «Не одна в поле дороженька», исполняется а’капелла, под свист ветра и раскаты грома. Петь народные песни без сопровождения стало модным, но в данном случае тончайшая и разнообразная голосовая звукозапись не затушевывает, как это часто бывает с виртуозами, настроение песни, а напротив, прибавляет ей выразительности, создает атмосферу эмоциональной насыщенности... Подробнее