Не стесняясь в выраженияхСергей МалюковФото Николая Черкасова Источник: 28.09.2013 "Липецкая газета". |
||||
Единственный концерт в Липецке Александра Градского в академическом театре драмы собрал аншлаг. Билеты стоимостью до трёх тысяч рублей разошлись ещё за несколько дней до выступления маэстро.
«Звездный час» певца, поэта и композитора Градского пришелся на семидесятые прошлого века. Его рок-группа «Скоморохи» гремела на всю страну, а песни из кинолент «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Романс о влюбленных» пользовались невероятной популярностью. Дальше было сотрудничество с классиками отечественной песни Пахмутовой—Добронравовым, запись собственных рок-опер и балетов, партия Звездочёта в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок» в Большом театре, выступления с лучшими оркестрами страны. В девяностые Градский стал редким гостем на телеэкранах. Массовая популярность вернулась к нему совсем недавно, после участия в качестве наставника в телевизионном проекте «Голос». Именно его воспитанница Дина Гарипова выиграла шоу и затем достойно спела на «Евровидении». Теперь уже новое поколение зрителей знает о таланте и сложном характере артиста.
Концерт в Липецке начался вполне традиционно: бессмертная пахмутовская «Как молоды мы были…», оперная ария и романс из классического репертуара. Публика в зале, состоявшая большей частью из людей в возрасте за сорок, смахивала ностальгическую слезу. Выступал певец один, под оркестровую фонограмму.
— Она была записана живьем в 2000 году на концерте в «России», — пояснил Александр Борисович, — я выступал там с двумя замечательными оркестрами — Государственным академическим симфоническим Евгения Светланова и народных инструментов имени Осипова под управлением Николая Калинина. Сейчас их руководителей уже нет с нами, ушли из жизни некоторые музыканты, но музыка осталась, и она дорога мне. Чувствуете, что звук совсем другой, более мощный, чем в студии? Из записи на компьютере я вырезал свой голос, так что пою я для вас вживую.
В паузах между песнями Градский нередко рассказывал их историю. Так перед ещё одним классическим номером — неаполитанской «Санта Лючией» — он с улыбкой вспомнил, что эту вещь он идеально отрепетировал ещё в детстве, живя у бабушки в подмосковной деревне Расторгуев [Публично заявил о поддержке военных преступлений путина в Украине]о:
— Зимой я шёл по морозцу в школу километра три заснеженным полем. Шёл и распевал во весь голос «Санта Лючию», на итальянском, конечно. Красивая песня, мне очень нравилась. Меня слышали по всей округе. Я был точнее будильника. Родители тормошили моих одноклассников, «вон Сашок идёт орёт, собирайтесь быстренько в школу».
Другую сторону многогранной творческой натуры Александра Градского вскоре узнали и липецкие зрители.
— Не так давно я выпустил новый альбом, который так и назвал: «Неформат», — сообщил артист. — Хочу сразу предупредить: в этих песнях присутствует ненормативная лексика. Я спросил своих друзей-филологов, может, стоит как-то всё окультурить, облагородить что ли? Но они, послушав песни, сказали, что искусство должно быть органичным, естественным, а про нашу сегодняшнюю жизнь иначе, как матом, и не скажешь.
В объявленном цикле песен Градский жестко прошелся по современному обществу и его порокам. Так «Спортивная песня» была написана под впечатлением от того, что на Паралимпийских играх в Ванкувере наши спортсмены взяли 37 золотых наград, а их коллеги с неограниченными возможностями на предшествующей зимней Олимпиаде всего три.
— Это очень хорошо нас характеризует, — считает он, — только оказавшись в тяжелой, почти безвыходной ситуации, страна начинает мобилизовываться.
Текст со словами «Мы всё, что могли, безнадёжно продули, мы всё, что могли, безмятежно проспали, пропили, проели и прогуляли. И песни орали, и лозунги пели…» зал принял на ура, а услышав строчки, в которых Александр Градский предлагал «всем руководителям спорткомитета — И руки, и ноги себе от...чить, чтоб выиграть в Сочи», публика разразилась овацией.
В другой композиции «Шансон» музыкант печально констатировал: «Хоть постись, хоть вовсю обожрись — наглядимся на рыл и на морд. Вот такая грядет живопись, вот такой будет вам натюрморт». Проекту «Голос» была адресована композиция «Мразь телевизионная». Слышать крепкое русское словцо из уст народного артиста и лауреата Государственной премии было непривычно. Однако с каждой новой песней аплодисменты становились всё громче.
Нашлось в концерте место и лирике. Градский вспомнил творчество Александра Галича, посвятив ему одну из песен с невесёлыми размышлениями о том, что «законно любого можно лишить и свободы, и рая…» А ближе к финалу своего выступления Александр Борисович взял в руки двенадцатиструнную гитару и спел под её аккомпанемент свои старые вещи — «Песню о друге», «В полях под снегом и дождём». Восхищенные не утратившим с годами мощь и красоту голосом зрители не скупились на аплодисменты и цветы.