Королевская нота для тенораОльга ШКАБЕЛЬНИКОВАИсточник: газета "На Западе Москвы" №19/267 2013 г. (Из архива Андрея Задворнова) Поводом для встречи стал выход в свет книги «Aлександр Градский. The голос». В ней собраны авторские наблюдения и эссе, статьи и интервью. Автор книги Евгений Додолев считает, что это не столько книга о Градском, сколько, собственно, книга самого Градского. Cохранены даже ремарки маэстро внесенные им во время чтения рукописи. Книга иллюстрирована уникальными фотографиями из архива певца. Участниками презентации книги в «Библио-глобусе» стали и читатели библиотеки №183 «Книгоостров». Известный певец ответил на вопросы читателей. |
||||
- Кто для вас вершина в вокале, в литературе?
- О литературе судить сложно, это не моя профессии, я не поэт. Поэт - человек, который не может не писать, он обязан реализовывать бешенство в голове. Я не обязан. Более того, я не чувствую в себе обязанности сочинять музыку, петь. Звучит кокетливо. Петь - очень многозатратная работа. А без затрат я не могу делать. В музыке, вокале есть вершины невероятные. У теноров - Бельямиро Джильи и Энрико Карузо. Среди женщин - только Мария Каллас, других нет. У меня дома есть полная коллекция записей Шаляпина. Причем есть записи, сделанные из зала. Слышно, как Шаляпин шагнул. В монологе Бориса можно понять, как он встает, как идет, даже можно жесты предугадать.Удивительные записи, редчайшие.
- Виктор Цой написал «Мы ждем перемен», а вы в ответ написали «Мы не ждали перемен».
- Я прав оказался. Он просто был очень молодым человеком, не смог почувствовать, что будет, остался в романтическом настроении. К несчастью, погиб. Сейчас ему был бы 51 год, разобрался бы. Я был тогда уже старше.
- Мы все следили за конкурсом «Евровидение», болели за Дину Гарипову, исполнившую «What if» - песню о надежде. Была надежда и у нас -- что следующий конкурс пройдет в нашей стране.
- У меня особое отношение к этому конкурсу. Я считаю, что «Евровидение», скорее, конкурс симпатий зрителей. Это телевизионное шоу, которое предполагает постановочное решение. Оргкомитет назначает кого-тo премьером, человека яркого, экстравагантного поведения - фриком, кого-то - неудачником-лузером... Если участник отказывается исполнять роль, которую ему предназначили, может лишиться права выступать. Для телеканалов главное - привлечь зрителей, намеренно подается один человек лучше, чем другой, намеренно говорится, что можно надеть, а что нельзя.
- И все же, кто из певцов был наиболее запоминающимся? За рубежом очень тепло приняли нашу конкурсантку. Ее сравнивали с песенной дивой Адель, с шотландской певицей Сьюзан Бойл, голос которой называют умопомрачительным.
- Хорошо пели два человека: Дина Гарипова и британская рок-звезда Бонни Тайлер.
- Если сравнить конкурсы «Евровидение» и «Голос»: певцы, выбывшие из проекта «Голос» по мере его приближения к финалу, говорили, что и тут все предрешено заранее.
- Нет, это неправда. Если они не прошли, пусть не обижаются. Выбор делался по вокальным данным, в проекте оставались исключительно те, кто умеет хорошо петь.
- Вы примете участие в проекте «Голос» в следующем сезоне?
- Сейчас это обсуждается с руководством канала. Новый формат программы займет в два раза больше времени. Съемки очень сильно выматывают: с десяти утра до полуночи сидеть перед камерами! В проекте участвуют и люди, которые не работали в прямом эфире, они нервничают, приходят в бешенство. Я сказал: «Если мне что-то покажется ерундой, я просто во время съемок выйду и все». Контракта никакого у меня нет, ничем не обязан. Но все нормально, честно. Упрекнуть организаторов не могу ни в чем. Это почувствовали и телезрители.
- Наверное вас часто просят прослушать кого-нибудь, хотят знать ваше мнение об исполнителе?
- В последнее время я отказываюсь давать советы. Скажу я «надо продолжать» или «не надо» - это ничего не изменит. Бессмысленно. Я не продюсер. Создавать певца, запускать певца не стану. Все равно он будет предоставлен самому себе.
- А вы прислушивались к советам в начале карьеры?
- В 15 лет у меня появилось желание учиться вокалу. Поступил в Гнесинскую школу по классу скрипки. Увлечение битлз привело к мысли, что надо продолжать музыкальное образование. Пошел на экзамены в училище при Московской консерватории.
- Это было в l969? Вы уже были гитаристом и вокалистом группы «Славяне», организовали «Скоморохов»?
- Да. Пришел. Решил, что у меня большой талант. Вижу, на троллейбусной остановке стоит преподаватель вокала. Я внаглую подхожу к нему. Мне 19 лет, длинные волосы, в рваных джинсах, рваной майке -- все как положено.Спрашиваю: «Стоит мне петь? Меня выперли с первого тура». Он ответил: «Вокалом вам заниматься не стоит. Если всех будем принимать...» Я разозлился и подал документы в институт Гнесиных. Когда на вступительном экзамене я взял верхнюю ноту - си-бемоль, меня пригласили к ректору. Я услышал: «Можем взять вас, но не на первый курс, а на подготовительное отделение». На что я сказал «Я хочу на первый курс. Давайте договоримся, - заявляю я народном артисту. - Через год вы придете на экзамены. Если я не буду соответствовать, вы меня выгоните». Так я поступил на факультет сольного пения. Попал к замечательному педагогу Л.В.Котельниковой, у нее учился Кобзон. Проучился у нее два года. На одном из занятий Любовь Владимировна меня огорошила: «Я тебя больше научить уже ничему не могу. Переходи к педагогу, у которого я училась». Меня представили музыканту. Им оказался тот самый преподаватель, к которому я подходил на остановке. Я напомнил: «Вы мне сказали, что не надо заниматься вокалом». Он удивился: «Правда? Вы меня не послушали? И правильно сделали».
- Вы учились и у Тихона Хренникова. Как вы познакомились?
- Меня познакомила с ним Наталья Петровна Кончаловская. К ней я ездил на дачу, когда еще учился. Мы дружили. Мне было 25, ей 80. Тихона Николаевича Хренникова Кончаловская пригласила на премьеру фильма «Романс о влюбленных». Сказала: «Давай сходим в кино. Покажу, как парень поет и как сочиняет». Хренников пришел на премьеру, музыка показалась ему интересной.
- Вас вызывали в КГБ, по поводу Саши Черного.
- Да, однажды вызывали. В книге описано. У меня есть вокальная сюита на стихи Саши Черного. Я понимал, что на вопросы, которые будут заданы, надо уметь отвечать. Когда меня спросили: «Что вы поете?», я показал. Последовал вопрос: «Кто это вам утвердил?» Сказал: «Главлит». Застраховаться, подготовиться ко всем вопросам сложно. На это у меня есть ответ в песне «Галичу»:
«Поскольку закона нету
Чтоб выжить, его соблюдая
Его нарушают все тут
От края страны и до края.
И надобно жить осторожно,
Поскольку любого можно
Законно любого можно
Лишить и свободы и рая».
- В книгу вошла история про четыре аккорда?
- Да. Я работал в aппаратной, сводил балет в пятой студии звукозаписи. Случайно стерли четыре аккорда. Чтобы записать снова, нужно было вызывать весь коллектив. У нас было восемь смен, каждая по тем временам стоила неимоверных денег. Я сам за все платил. Внизу начиналась репетиция светлановского оркестра. Вижу, стоит Светланов, чиркает в партитуре. Подхожу, говорю: «Моя фамилия Градский. Вы меня не знаете. Занимаюсь наверху записью балета. Мой режиссер стер последние четыре аккорда. Может, я сейчас запишу с вашим оркестром эти четыре аккорда?» Светланов спрашивает: «А ноты-то у вас есть?». Говорю, что сейчас скажу каждому, какую ноту брать. Светланов согласился: «Только вы сами дирижируйте». Дирижировать я не умею. Встал к дирижерскому пульту - первый и последний раз, сказал, какую ноту взять скрипке, какую контрабасу... Потом говорю: «Давайте запишем..Я сейчас сделаю вот так - показываю руками, и вы сыграете. Второй аккорд, взяли третий, четвертый... В конце 1987 - начале 1988 года мне позвонила жена Светланова, от его имени пригласила на репетицию в Большой театр, в Малый зал. Меня спросили, смогу ли я напеть что-то из арии Звездочета, сложной партии из оперы «Золотой петушок». Я встал сзади аккомпаниатора, спел. Светланов сказал: «Значит, вы и будете петь». Меня утвердили, Обычно Звездочет старый, седой, с дребезжащим голосом. Я был молодым, наглым, в своих темных очках, на последних фразах сбрасывал с себя балахон, оставался в джинсах и джинсовой рубашке. Причем Светланов это одобрил, Репетиции шли месяца четыре. На премьере нам хлопали 25 минут, это зафиксировал на пленке Леонид Ярмольник.