Отдай свой "Голос"Почему шоу Первого канала собирает невиданные рейтинги?Источник: «Российская газета» - Неделя №5949 (276) Сусанна Альперина |
||
Шоу "Голос", появившееся в этом сезоне на Первом канале собирает невиданные рейтинги, и даже трудно поверить, что его формат существует всего два года. Именно в 2010 году шоу The Voice of Holland было запущено в Нидерландах. Сегодня оно выходит уже в 50 странах.
- Как вы считаете, почему шоу "Голос" так полюбилось в России? - спросила обозреватель "РГ" у одного из наставников проекта певца и композитора Александра Градского.
- Еще 20 лет назад я говорил, что наша телевизионная и радийная политика приведет и телевидение, и радио к нравственному краху и к потере интереса у зрителей. Что, собственно, и произошло. Единственное, что по-настоящему могло спасти ситуацию, - перестать зацикливаться на 10-15 исполнителях. Они уже и так возомнили о себе невесть что, оставаясь на уровне обыкновенной развлекухи. На радио и телевидении, видимо, предполагалось, что наш народ и это съест. Какое-то время так и происходило, но потом люди все меньше и меньше стали смотреть телевизор, например. Это же касается и ток-шоу, и других программ, где ищут рейтинги в скандалах.
Долгое время этот мой посыл не имел никакого отклика. Но когда мне позвонили продюсеры с Первого канала и сказали, что хотят показать, как много у нас в стране талантливых людей, каким бы жанром они ни увлекались и какими бы данными ни обладали, я тут же согласился. А далее убедился, что был прав в своей старой теории. Я всегда утверждал, что у нас в стране много талантов: кто-то - совсем молодой, кого-то вовремя не заметили, у кого-то с кем-то не сложились отношения. Многие исполнители с голосами и собственной манерой исполнения считали, что на тв и радио им вообще никогда не пробиться, поэтому пели в ресторанах, клубах... К этому добавилась и политика радио и ТВ в области стиля, потому что нагнетать обычный блатняк, называть его шансоном и выдавать за вид искусства... Да, это вид искусства, когда исполняется настоящими блатными людьми со слезой и горечью. Блатная песня - это неотъемлемая часть русского фольклора, только она должна петься в определенных условиях и определенными людьми. Тогда это имеет серьезный художественный смысл. В западной музыке такого не было никогда. Там четкое разделение по жанрам и стилям, и у каждого исполнителя - свои поклонники. Это всегда честная работа. А у нас одни и те же исполнители дошли до того, что вообще перестали на сцене работать, а принялись только рот под фонограмму открывать, уверившись в своей бесконечной популярности. А сейчас в шоу "Голос" эти ребята практически все "из-за угла" просто показали им их настоящее место".
- Отбирая, я слушал, есть голос у человека или нет, чисто поет или не чисто - это главное. Я люблю исполнителей, которые умеют петь в любом жанре. Но в шоу сначала мы выбираем, а потом - нас. Было два-три человека, которых я хотел пригласить, но они ко мне не пошли. Так что это - игра двусторонняя: мы с ними играем, они - с нами, - говорит Александр Градский.
- Я не заимствовала манеру поведения ни у кого из наставников в зарубежных версиях "Голоса", - говорит Пелагея. - У меня все органично. Если на прослушивании повернулась и увидела совсем не то, что представляла себе - это шок, удивление. Или повернулась и думаешь: "Боже мой! Мало того, что поет, так еще и такая красивая!" У нас все работает в точности так же, как в западных версиях. И это хорошо. Но я не Джесси Джей и не Кристина Агилера. И Александр Градский не Том Джонс, который на "Поединках" заливался слезами. Не думаю, что Градский через это пройдет...
- Как думаете, хоть кто-то из участников "Голоса" в итоге найдет себя на большой сцене, станет известным? - спросили мы у певицы Пелагеи.
- Участники "Голоса" имеют хорошие перспективы, - ответила она. - Не только из моей команды, но и из команды других уважаемых мной наставников. У нас в проекте есть личности - со своей харизмой, философией, которой может поделиться со зрителем. Таких людей несколько. Другой вопрос, что им теперь петь, как разумно применить свой дар. А это зависит, к сожалению, не только от артиста, но и от целого штата других людей - музыкальных продюсеров и так делее. Не все в руках вокалистов.
- В шоу "Голос" я чувствую только одну проблему, - говорит Александр Градский. - В конце сезона выберут сильнейших. И если ими не будет впоследствии найден хороший русский репертуар, то настоящими звездами они не станут. Если, как выяснилось, вокалисты у нас есть, то за последние годы не произошла передача "эстафеты" от Марка Фрадкина, Оскара Фельцмана, Александры Пахмутовой, Андрея Эшпая, Эдуарда Колмановского, Давида Тухманова, Арно Бабаджаняна, Юрия Антонова - можно бесконечно перечислять - к современным авторам. Кто-то что-то делает, но настоящих великих в современной российской песне нет. Из нынешних - Гладков, Рыбников, Тухманов - выдающиеся мастера своего дела. Ну а новые таланты в композиции где? Что-то где-то происходит, но только когда певец, поэт и автор музыки - одно и то же лицо. Но этого недостаточно.
Официально Первый канал о втором сезоне "Голоса" не объявлял. Но, судя по реакции участников и аудитории, второй сезон будет.
- Я надеюсь, что будет и второй, и третий сезоны. Формат куплен. Будут ли те же наставники - не знаю, но главное, чтобы участники были разные. И, надеюсь, не менее одаренные, чем сегодняшние, - считает Александр Градский.
На съемках российского "Голоса" присутствует Матиас Бек, голландский консультант, следящий за тем, чтобы наше шоу не отступало от исходного формата.
Победитель станет обладателем титула "Лучший голос страны" и главного приза - денежной премии и контракта на запись диска. Напомню, что в 2013 году Первый канал будет проводить выборы российского представителя на музыкальный конкурс "Евровидение". Так что у того, кто выиграет "Голос", есть все шансы.
На своем сайте (www.gradsky.com) Александр Градский опубликовал обращение к телезрителям по поводу проекта "Голос". На дискуссию, развернувшуюся вокруг него, есть ссылка и на сайте Первого канала.