Александр Градский
Источник: christopher-d.livejournal.com |
В конце ушедшего в историю 2011 года в музыкальные магазины поступил зловещего вида артефакт, представляющий собой закатанную в целлофан чёрную коробку - эдакий инновационный ящик Пандоры.
Каждый, кто, проявив интерес, брал данный артефакт в руки и пытался рассмотреть чёрные-чёрные буквы на чёрной-чёрной поверхности, неизбежно ухватывал взглядом полоску белой бумаги, приклеенную к обратной стороне этого загадочного бокса. Надпись на полоске гласила: ЭТОТ CD НЕ РЕКОМЕНДОВАН ЛИЦАМ, НЕ ДОСТИГШИМ 18-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА. СОДЕРЖИТ НЕНОРМАТИВНУЮ ЛЕКСИКУ И ГРУБЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ.
При более внимательном изучении артефакта всё благополучным образом прояснялось: Заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии, Народный артист России Александр Борисович Градский выпустил свой долгожданный авторский альбом «Неформат».
Вы довольно много проворонили, если до сих пор не пополнили свой музыкальный арсенал этой ядрёной часовой (часовой в самом прямом смысле слова) бомбой в чёрной картонной оболочке. Отец русского рока с огоньком и присущим только ему нешаблонным профессионализмом подтверждает права на своё отцовство. Лично мне в процессе прослушивания вспомнились и фестивали «Задворки» конца 80-х с искрящимися от энергетики музыкантами «ДДТ» и упоительными акустическими сетами Градского, и зажигательные телеэфиры того же времени, и полночные эфиры радиостанции «Юность» с «Хит-парадом Александра Градского», открывшими мне СашБаша и «Наутилус Помпилиус», и, конечно же, диск «Несвоевременныя пъсни», изданный в начале 90-х, в который вошла фактически вся перестроечная обойма «градских» песен, с ошеломляющим воодушевлением принимавшихся рок-фэнами на стадионах: там были и посвящённая Высоцкому «Песня о друге», и «Баллада о лицах «страдальцев», и «Антиперестроечный блюз», и «Мы не ждали перемен», и «Песня без названия», и много других нетленок. С тех пор прошло двадцать лет, история страны сделала очередной неуклюжий виток, и снова настало время песен о свободе и достоинстве — песен честных, непричёсанных и неотформатированных. И уж коли большинство местных рок-н-ролльщиков, подсевших на ипотеку и сладкие корпоративные пайки, набрало в рот воды, за дело снова берутся зубры.
Своеобразной связующей нитью времён служит лучший, на мой взгляд, трек альбома «Неформат» - «Баллада об «уставшем» карауле», отсылающий нас, согласно информации в буклете, к 1991 году. Эта песня вполне могла бы украсить репертуар блистательного «Наутилуса Помпилиуса» периода записи саундтрека к так и не снятому фильму «Человек без имени» (вспомним хотя бы песню «Боксёр»), настолько она «дышит» тем воздухом, утоляя духовную жажду кристально выверенным текстом и щемящим симфонизмом. К слову, альбом «Неформат» записан с помощью симфонического оркестра (пусть это не пугает приверженцев рок-традиции, поскольку этим песням к лицу любая рубашка), а также Национального Академического Оркестра Народных Инструментов России, хора Краснознамённого Академического Ансамбля Песни и Пляски Российской Армии имени Александрова и детского хора «Мандрагора» (зацените название!) из Клина. В числе других хитов альбома можно назвать и полный спокойного достоинства «Шансон» (аккомпанемент заставляет улыбнуться, вспомнив деловитых гусляров из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»), и «Песню о любви», и «Песню об иносказательности», и, безусловно, посвящение-стилизацию «Галичу» (альбом, вообще, изобилует интонациями Галича и Вертинского), и забойный сатирический блок «Спортивная» + «Застольная», и цепкий суперхит 10-летней давности «2000-й год», и как бы выпадающий отсюда в иное измерение лирический «Романс», и ударное завершение альбома (только не слушайте пластинку с детьми, тут едва ли не каждый трек взрывоопасен, не говоря уже о двух финальных!). В общем, как мы видим, фактически весь цикл достоин многократного и вдумчивого прослушивания и мотания на ус, и за это автору альбома низкий поклон. Будем же, братья-сёстры, добры друг к другу и чутки к происходящему вокруг. А выход из «ситуёвины» давно уже подсказан мудрым создателем «Несвоевременных песен» и «Неформата» - удержаться от пустословия арен и просто самовыражаться, не ожидая перемен.
Christopher-d