Опера Александра Градского «Мастер и Маргарита»Обсуждение на форуме www.gradsky.com (2009...2010) |
||||
Оценить работу 30-летнего «замеса» (а замешано там ой как много) в нескольких словах (или предложениях) дело сложное и даже, наверное, безнадежное. Попробую одним словом «ПОТРЯСЕНИЕ…». Многоточие поставлено умышлено – это первое впечатление. Впечатление больше эмоциональное и после одного прослушивания. А опера явно требует прослушивания многократного и прослушивания непрерывного (от начала до конца). На это намекает сам Автор, сделав все диски однотрековыми. И обязательно с либретто – более 60 персонажей как-никак… Но боюсь это не всем (увы!) слушателям оперы это окажется (по разным причинам) под силу (ах, как хочется, как хочется ошибиться).
Проще сказать об исполнителях.
Первый сюрприз преподнес сам Градский, спев за Кота Бегемота. Неудача с поиском исполнителя на эту роль в итоге стала его удачей. А партия Иешуа в сцена допроса … У меня мурашки по спине пошли…13 Окт 2009Совершенно неожиданной (для меня) стала удача Николая Фоменко. Тут видимо слияние его актерского и (ставшего забываться) певческого таланта оказалось очень к месту.
А Маргарита Елены Мининой это два потрясения. Первое – от исполнения. И какого исполнения!!! Завидую тем, кому еще только предстоит ее услышать. Второе потрясение – от самой Елены, увиденной «живьем». Как сумела эта хрупкая девушка (хочется даже сказать «девочка») перевоплотиться в записи в такую зрелую женщину? Фантастика! Полностью согласен с мнением другой Маргариты – Пушкиной.
Хочется отметить Пилата, Геллу (тут 100% попадание Лолиты в образ), Елену Антоновну Камбурову (неузнаваема!), Федора Чеханкова (класс!)…
Об остальных пока говорить повременю. Нужно прослушать еще разок, а потом еще…Эта опера принесет еще сюрпризы…"
Андрей Задворнов, 30 Сен 2009
Сейчас перечитываю "Мастера и Маргариту" (подготавливаю почву ), и мне кажется выбор Маргариты вполне оправдан. А вот исполнителя на Пилата не совсем понятен:)
Впрочем, сужу только по тем отрывкам.
Padre Umberto, 13 Окт 2009
Андрей Задворнов писал(а): А Маргарита Елены Мининой это два потрясения
Безусловно! Чистый, прозрачный голос! Я в восторге!
Хотя к женским оперным партиям у меня очень прохладное отношение (сразу вспоминается фраза из некого фильма-гротеска: "Позволь я застрелю эту гадину").
Но Елена Минина - Выше всяких похвал.
Единственное - в некоторых местах (по фрагментам), мне показалось некая отстраненность, то бишь не от первого лица как будто-бы звучит текст.
Admin2000, 13 Окт 2009
Могу сказать, что мои впечатдения практически на 100% совпадают с впечатлениями Андрея Задворнова. Единственное различие - меня не поразил Фоменко-Коровьев, но только потому что я уже слышала отрывки с его участием раньше и знала, чего ждать. В остальном - подпишусь под каждым словом.
Ирина, 13 Окт 2009
Раздобыла!!! Наконец-то услышала первые 3 диска!!!
Боже, какая красивая музыка! Просто слов нет, какая красивая!
Самый выразительный персонаж - однозначно Котик, очаровательный до безобразия))) влюбилась в него окончательно и бесповоротно)))
А самая невыразительная, к сожалению, Маргарита... Особенно меня добивает каким тоном она поёт "а Маргарита горем убита" , этож тихий ужОс, простите за откровенность... Как можно так бесчувственно исполнять такую чувственную роль...
Ну да ладно, с гениями не спорят. Опера гениальная, поздравляю Мастера и обожаю! *IN LOVE*
А мне вот что интересно... Почему напев, который анонсировался как "Напев Маргариты" поёт сам Градский, причём явно мужским голосом.
tayya, 31 Окт 2009
Таня тут вроде насчет Бегемота писала... Да уж, котяра у АГ получился уморительный. Верой надо дададада дадаражить.(с)
Градский в интервью говорил не раз, что тяжело найти достойных исполнителей под этот материал (и поставить на сцене) . Я думал это немного поза даже . Но сейчас вижу, что так оно есть, и тот же Галкин (вроде его АГ видел поначалу) не сделал бы того, что надо автору. Там и вокал, и ритмика сложнейшая, и профессиональное актерское мастерство (вспоминается и Рыба-пила, и Баба-яга абсолютно неузнаваемая ).
Padre Umberto, 01 Ноя 2009
Я уж две недели как слушаю МиМ, и в голове крутится музыка даже ночью во сне. Такими темпами я по Вашей милости еще до Рождества окажусь в клинике проф. Стравинского со всеми вытекающими отсюда последствиями. Короче, в моем психическом состоянии прошу винить Сашу Г.!
Michael Scherb, 12 Ноя 2009
Про луч и монету (очень емкий, многослойный образ).
1. Это и монета в один талант, не зарытый, но упавший в полынью безверия и безвременья;
2. Это и парафраз 129-го псалма: "De profundis clamavi ad te, Domine",- "Из глубины взываю к Тебе, Господи"*;
* комментаторы добавляют иногда "из глубины (души моей)"
3. Монета - как предмет, не имеющий большой собственной ценности, но являющийся залогом будущих благ;
4. Божественная частичка души, вспыхивающая от небесного огня;
5. Утренняя падшая звезда Люцифер, светящаяся отраженным светом солнца;
6. Символ творчества человека, не создающего (создает лишь Создатель), но отражающего;
Не обременю - читается как обещание "не искажу".
Бережно подана идея Булгакова не просить за себя, но просить за другого. В романе прощают тех (Фрида, Пилат), за кого просят другие (Маргарита, Иешуа). Так и у Г.: "прийди, о луч, к монете".
Michael Scherb, 12 Ноя 2009
tayya писал(а): А самая невыразительная, к сожалению, Маргарита...
А мне, так "ужас" как понравилась "картина" где Маргарита ждет звонка Азазелло: "..нет тебя и все на свете пропади...". Браво Елена Минина!
Прим.: С третьего прослушивания обнаружил, что как-бы закадровый обратный отсчет события написан в РИФМУ:
...
На свободу улечу в глухую тень (Семь)
Перед дальнею дорогою присесть (Шесть)
Поскорее бы невидимою стать (Пять)
И потери не заметят в этом мире (Четыре)
Николай Иваныч, что это с тобой? Ой!
Подставляй-ка боров спину. И замри. (Три)
Что со мною ни жива и ни мертва (Два)
Маргарита, все, что было позабудь (В путь!)
...
Выражаясь по Градски (ну почти...) - ОХРЕНЕННО!
Admin2000, 22 Ноя 2009
Вот именно что "охрененно"
А в моём понимании Маргарита должна быть чувственной, нежной, сильной, чуткой, любящей и любимой, а не "охрененной". Картина яркая, музыка красивая, но звучит (и соответственно слушается) без трепета, без замирания сердца.
Всё-таки, что бы там ни говорил Александр Борисович, а музыкальное образование людей портит. Технически совершенствует, но, видимо, отбивает желание вкладывать душу.
tayya, 22 Ноя 2009
Ну о "понимании" - без спора...
Однако, не все так однозначно. Иные понимают несколько иначе:
"С чьей-то легкой руки укоренилось мнение о Маргарите как "ангеле-хранителе" Мастера, "прекрасном, обобщенном и поэтическом образе Женщины, которая Любит". Однако содержание романа показывает, что автор вкладывает в этот образ нечто иное..."
"Ножкой вазы служил золотой фаллос. Хохоча, Маргарита тронула его, и он ожил в ее руке...
— Ах, весело! Ах, весело! — кричала Маргарита, — и все забудешь."
Из ранней редакции: http://menippea.narod.ru/master04.htm
Admin2000, 23 Ноя 2009
Глянула по ссылке, что-то как-то ну совсем не сочетается с моим восприятием...
tayya, 24 Ноя 2009
Это не горе
Роман Булгакова многогранен, эклектичен, и пр. пр...
Каждый (и юнец и старец) найдет для себя что-то сочетаемое, и не исключено, что с естественной трансформацией его восприятия (мировозрения) будет меняться и его мнение на те или иные сюжеты романа.
Admin2000, 24 Ноя 2009
Купил на 4 CD оперу Александра Градского "Мастер и Маргарита" - в инете сначала все скачал, послушал, в третьем действии по времени три отрывка: 28:39-30:28, 30:52-31:25, 31:50-34:16 оставили самое сильное восхищение.
Впрочем, ведь сделал же чудо за 30 лет - значит, пора распинать начинать. А у меня замечания только к звукорежиссеру проекта:
В первом действии в первой картине в трех местах натужный крик Градского звучит раздражающе от необоснованности крика. После форте и криков текст «Шаркающей кавалерийской походкой, в белом плаще с кровавым подбоем..» на фоне музыки нельзя было пускать – он значит больше а капелла, без реверберационных откликов. После грома и шума текст произнесенный на фоне внезапной тишины работает убедительней. Да и сам оригинал то у Булгакова начинается не со слов о походке, а со слов об одежде: "В белом плаще с кроваым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой..." - ритм прозы оригинала Булгаковского ярче!
А Минина - вообще чудо!
Хотя ВСЕ женщины, которым я давал послушать, очень раздраженно на ее голос реагировали, называя ее голос плоским или говоря, что Градский явно ее заставляет делать что-то непосильное и т.п.... Это такая форма ревности - значит, есть за что...
Бородин Сергей, 01 Дек 2009
По-моему, обсуждая исполнительницу роли Маргариты, мы говорим не просто о Маргарите Елены Мининой, а о Маргарите Александра Градского. Вспомните, как долго он не мог найти исполнительницу на эту роль, пока не услышал именно Елену. Только когда АГ ее нашел, он смог закончить оперу, он неоднократно об этом говорил. Я помню также его слова о том, что Елена спела именно так, как спел бы САМ Градский, если бы мог петь женским голосом.
Поэтому, на мой взгляд, нельзя говорить, что исполнительница с ролью не справилась, что она ей не подходит и т.д. Автор видел свою Маргаритру именно ТАКОЙ, Елена Минина спела ТАК, как Градскому было нужно. Так что - если кому ее исполнение не нравится, значит, он просто представляет героиню по-другому, на что имеет полное право. То, что роман чрезвычайно многогранен и его герои каждым воспринимаются по-своему, это даже обсуждению не подлежит.
Бородин Сергей писал(а): ВСЕ женщины, которым я давал послушать, очень раздраженно на ее голос реагировали, называя ее голос плоским или говоря, что Градский явно ее заставляет делать что-то непосильное и т.п.... Это такая форма ревности - значит, есть за что...
Весьма странное заявление. И мне, и ВСЕМ женщинам, которым Я давала послушать, исполнительница роли Маргариты и ее голос очень понравились.
Ирина, 06 Дек 2009
"МиМ" сделана потрясающе, оставляет послевкусие, как от хорошего коньяка, и главное - желание тут же послушать еще раз. Мне совершенно не мешают музыкальные цитаты. Наоборот - спасибо АГ, что так умело вплел их в свои темы. Иногда самостоятельная тема вытекает из уже известной, иногда наоборот. Но все сделано очень бережно и... красиво. Что касается голосов... Мн... Я бы на месте Маэстро себя подсократила, но хозяин-барин. Все остальное - вне конкуренции. Я столько смеялась и плакала на этой опере...
И конечно, оперу надо ставить. Возможно, снять музыкальный фильм-оперу... Не знаю... Но я ее как раз очень хорошо представляю себе на сцене. Нужна крутящаяся сцена, чтобы менять декорации, задействовать углы, важен свет и обязательно живой оркестр. И еще - Маэстро песть одну партию - скорее всего Воланда. Кота должна сыграть травести (петь будет под фонограмму АГ). Не обязательно собирать звездный состав исполнителей - думаю, Маэстро воспитает в своем театре голоса. И будет очень хороший музыкальный спектакль. Ставить надо обязательно. Ну всякую ж хренотень ставят... Должны найтись деньги. Я так вижу.
Evita56, 03 Янв 2010
Несравненному Мастеру блестяще удалось создать Новую Оперу. Я бесконечно признателен Александру Градскому за то несравненное удовольствие, которое я получил от Музыки и Таланта.
Я не музыковед, и не стану есть чужой хлеб, портя бумагу сочиняя рецензию. Мне нравится всё, но особенно – ВСЁ... Мастер, Маргарита, Коровьев. Пилат, Иешуа, Бездомный... Бесчисленные музыкальные ссылки, интонации, мотивы, шутки, опера, рок, джаз, ёрничанье - всё исполнено изящества и высочайшего класса! Так высоко планка русского искусства не поднималась десятилетиями. Блестящие лирические партии; величественная и печальная главная тема –всё получилось!
Слава Богу, потрясающий голос Градского в силе. Он соединяет всё произведение в уникальный артефакт нашей культуры, нет ничего равного на горизонте. Когда он гремит : «Тьма, пришедшая с моря ...», мурашки бегут по коже, слёзы наворачиваются на глаза от восторга, от наслаждения, от восхищения Талантом!
Мои любимые места – разговор Воланда с Берлиозом и Бездомным, Иешуа у Пилата, вся третья часть...
Теперь у меня возникает законное требование вежливая просьба к автору: ЕЩЁ! Ещё и ещё! Может быть, есть невошедшие записи? Куски с пробами, эксперименты? Выложите, Мастер!
Градский говорит, что поставить на сцене эту оперу невозможно – так много первейших артистов занято в ней. Если бы я был олигарх (ну типа Абрамович), я бы специально этим занялся, потому что круть немеряная ничего равного и более эксклюзивного на сегодняшний день в стране нет. Футбольные клубы любой богатый дурак может покупать, а провернуть ТАКОЕ под силу только истинному титану. И ещё: я бы не позволил вести запись оперы, исполняемой вживую. Артефакт и должен быть драгоценным!
mihail_molot , 03 Янв 2010
Хотел найти официальный сайт Градского, чтобы оставить благодарности, но что-то не нашел.
Попала опера мне случайно, выложили на обменнике. И вот слушаю уже 2 недели.
Давно такого не слышал. Здесь есть мысль, философия, душа, размах, юмор, музыкальное разнообразие. Цитаты из других музыкальных произведений к месту, общее построение оперы логичное.
В общем, я под большим положительным впечатлением, граничащим с восторгом. Я уважал Градского, хотя не был поклонником. И это творение подтвердило мое уважение, я очень благодарен Александру Борисовичу.
Немного покритикую. Градский жжет, конечно, его Бегемот и Воланд очень выразительны. Иешуа и Мастер тоже хороши, но многовато партий для одного голоса, хоть и хорошего и широкого диапазона. Можно было бы поделиться партией Мастера, тем более, что есть сцены, где они с Воландом поют одновременно.
Многие понравились исполнители, неожиданно раскрываются. Милявская - сто процентов попадание, при том , что я ее никогда б не слушал с ее песнями. Фоменко - отлично. Петренко - одна реплика, но какой колорит. Я не поклонник многих исполнителей, взятых отдельно, но здесь нормально, в тему большинство.
Спорный Пилат, не тянет на римскокого прокуратора, нет властности, жесткости, как пацан. Маргарита недостаточно артистична и драматична, но голос красивый, конечно.
Замечательный текст, и остроумный, и глубокомысленный.
Замечательно, что появилась такая опера, к сожалению, редки такие события сейчас. Ничто рядом не поставишь.
Павел, 21 Июн 2010
Я очень редко захожу на форумы, тем паче в них задействуюсь. Если это и происходит, то уж точно должен быть повод.
Можно сколь угодно долго обсуждать выразительности партий и голосов, цитаты и т. д. Тоже могу писать про это долго, сам композитор. Я про другое потрясение хотел бы написать. Человек все это время писал. Приходили и уходили эпохи, сменялись времена и нравы. Он писал. И он это сделал. Сделал блестящую работу, в данное время являющую собой пока единственный пример современной достойной оперы в России на мой взгляд. Доказав, что, оказывается, можно уметь работать с такими литературными произведениями такого масштаба и создавать произведения искусства. Что, оказывается, можно работать с теми актерами и вокалистами, которые не первый год на сцене, и они при этой работе вдруг начинают петь как в первый год расцвета. Значит, это было им интересно. И доказав, что мелодика как максимальное средство выражения непобедима. Что только это способно идти от души.
Просто браво. Когда слышишь примеры такой работы, возобновляется желание что-то делать. Я понятия не имею, кто бы здесь спел каждую партию лучше. У меня даже мыслей на эту тему пока слушал не было в принципе.
Браво и огромное человеческое спасибо.
Дмитрий012345, 18 Июл 2010
Долго шла ко мне эта опера - дочь купила в Москве (позвонив предварительно по телефону), потом привезла издание на наш "край земли". Потом тянул с прослушиванием, выбирал время для того, чтобы ознакомиться с оперой без сеты, не отвлекаясь. И вот опера прослушана. Первый вопрос: - А можно ли назвать полотно А.Градского в полном смысле оперой? По сути в произведении наблюдается мультижанровость - здесь и оперные приёмы, и элементы мюзикла, порой, происходящее напоминает и оперетту. Отвечу сам себе: - "Мастер и Маргарита", безусловно, опера - огромное музыкальное полотно, в полной мере отобразившее не только эпоху тридцатых годов ХХ века, но и сам очень сложный и "многослойный" роман М.Булгакова. Именно отсюда и обилие музыкальных цитат, и присутствие в опере практически всех персонажей романа. Думается, что возьмись композитор сочинять произведение в духе балетов Р.Щедрин, и замысел Булгакова растворился бы в диссонансах и додекафонных темах. А.Градский создал произведение постмодерна, но создал не ради стёба, а ради осмысления дня сегодняшнего через события романа Булгакова. Великолепна идея оперы - Мастер бредит, представляя себя сразу несколькими персонажами. На мой взгляд именно бредом, внушённым Воландом, можно объяснить такое разительное отличие Иешуа из романа Мастера от Иисуса из Четвероевангелия. По сути роман Мастера - это Евангелие от Сатаны, устроившего накануне Пасхи свою "антрепризу" в Москве. И вот тут хотелось бы сравнить опус А.Градского и фильм Бортко [Бортко В.В. в 2014 году подписал коллективное заявление деятелей культуры России в поддержку политики Путина на Украине и в Крыму]. Фильм - это бледная иллюстрация романа,а вот опера Градского - настоящее произведение искусства, которое имеет все шансы пережить своего автора. Восхищён, ошеломлён, покорён и тронут до глубины души! Низкий поклон...
hormejster, 21 Апр 2013
Художественное произведение каждый может трактовать по-своему, но не стоит свои трактовки приписывать авторам. Произведение воздаёт Вам по Вашей вере.
Олег Петухов, 21 Апр 2013
Согласен. Но все мы тем и занимаемся, что пытаемся "приписать" автору своё понимание его замысла. Думается, что в этом и есть суть настоящего искусства - оно запускает работу наших душ)))
hormejster, 22 Апр 2013