Александр Градский:
«Я здорово спел Кота Бегемота!»

В начале ноября известный певец и композитор отметил 60-летие. А сейчас собирается в Украину с двумя концертами.

Наталья АМИРХАНЯН («КП» - Харьков»). Фото Людмилы СТРИЖНОВОЙ. — 25.11.2009

kp.ua


Александр Градский: «Я здорово спел Кота Бегемота!»

О юбилейной программе, опере «Мастер и Маргарита», которую писал больше 30 лет и презентовал в конце сентября, и даже о личной жизни Градский рассказал «Комсомолке» накануне гастролей.

ГЕЛЛОЙ СТАЛА ЛОЛИТА

- Александр Борисович, почему вы так долго «рожали» это произведение?

- Сам процесс рождения был несколько короче - где-то лет семь. Тема требует очень осторожного подхода. Роман весьма популярный, он имеет огромное значение, его выход был целым событием. Чтобы за эту тему браться, нужно избежать желания спекульнуть. Обращаться с ним, как с некой попсой, - глупо, неправильно. Поэтому потребовалось много времени, чтобы вообще решиться на это.

Единственное, что я делал, когда придумывал отрывки или большие сцены, - показывал их друзьям. А они люди знающие - филологи, музыканты. Показывал эти куски, просто на рояле играл и смотрел на их реакцию: нравится - не нравится, заинтересуются или нет.

- Им нравилось?

- Именно это в конце концов и стало решающим обстоятельством, заставило меня заниматься оперой. Когда я видел, что люди улыбаются, ставил некую галочку для себя. Почему именно сейчас записал оперу? Возраст подходит. Можно было доиграться до того, что голос перестанет звучать.

- Сколько персонажей в опере? И как вы выбирали актеров на роли?

- Больше пятидесяти. По ходу работы пришлось отказаться от некоторых - и так опера идет больше трех часов. Выбирал по характеру, так что драматические артисты все попали. Что касается вокалистов, там было по-другому. Они должны прежде всего быть управляемыми во время записи. У меня было всего три-четыре отказа из шестидесяти человек. Это произошло по взаимному соглашению, что-то не получилось.

- У вас Лолита поет партию Геллы. Почему она?

- Я Геллу именно такой видел. Партии в опере все небольшие, но очень значимые и характерные.

«ДИСКИ С ОПЕРОЙ У МЕНЯ БЕРУТ ЯЩИКАМИ»

- Вы привезете диски с оперой в Украину?

- Не знаю, будут ли их покупать, стоимость довольно приличная - альбом стоит 100 долларов (четыре диска в коробке в виде книги. - Авт.). А вот в России диск продается просто фантастически хорошо, я даже не ожидал. У меня его берут ящиками, наверное, потому что это красивый подарок. Если я иду в гости, подарок за 100 долларов при моих заработках - не очень дорого. А к альбому купить цветы - уже вполне красиво.

- Роман Булгакова достаточно «растиражирован» в фильмах, спектаклях. Вам какие-то из прочтений «Мастера и Маргариты» понравились?

- Нет, все настолько ужасно... Два фильма по роману мне не понравились, и я даже испытал от этого некое удовольствие. Конечно, я борюсь с этим чувством. Но я боялся, если мне понравится, то мое прочтение окажется с ними в одном ряду. Видимо, экранизация - дело очень тяжелое, потому что режиссер и актеры дают тебе свой образ персонажа, а ты по книжке представлял его себе совершенно другим. Музыка - искусство условное, она дает шанс каждому услышать и дофантазировать, каждый придумает себе изображение сам.

АЛЬБОМ ОФОРМЛЯЛ ВМЕСТЕ С МАКАРЕВИЧЕМ

- Ваша опера когда-нибудь появится на сцене или экране?

- Очень трудно это себе представить. Я - автор и имею право вето на любую попытку. Для того чтобы я это право не применял, нужно, чтобы мне понравилось. А для того чтобы мне понравилось, должен быть поистине голливудский размах. Не думаю, что у нас кто-то захочет потратить огромные деньги, у нас привыкли делать за три копейки.

- Альбом оформлен в виде книги, вам помогал его создавать Андрей Макаревич…

- …И его сестра Наташа, она тоже художник. Андрей нарисовал, а она отвечала за компьютерное оформление. Обложку я придумал - металлический треугольник с двойной «V» и камушками, похожими на те, что были на портсигаре Воланда.

- Вы исполнили в своей опере главные партии: Мастера, Иешуа, Воланда...

- Четыре. Еще Бегемота.

- Вам нравится Кот Бегемот?

- Страшно нравится (заразительно смеется. - Авт.). Я его так здорово спел!

- Александр Борисович, почему вы не доверили исполнение этих партий другим певцам?

- А никто не смог это сделать... Это проблема, все-таки у нас нет нужного количества исполнителей. Эти роли пришлось трактовать по-своему. Автор сидит в сумасшедшем доме и представляет себя в роли своих персонажей. Так, по сути, всегда автор и делает.

«МОЙ ОТДЫХ - ДИВАН И ФУТБОЛ»

- Часто приезжаете в Украину?

- Каждый год бываю в Крыму. Отдыхаю у друга, у него частный дом прямо на берегу. У меня много друзей в Киеве. Вообще мой папа родился в Полтаве. В детстве я там бывал.

- Как вы любите проводить свободное время?

- У меня нет свободного времени. В основном, если я пытаюсь отдохнуть, - это диван и футбол. Болею за «Спартак», кстати, болел и за киевское «Динамо», но когда «Спартак» играл не с ним.

- Кроме футбола, что-то смотрите по телевизору?

- Новости. Мне нравится, когда меня не ангажируют, просто информируют. Поэтому самые лучшие новости - CNN и в формате No comment.

- Вы следите за отношениями между нашими странами?

- Я не оригинален - всегда был за то, чтобы мы были единым народом. Но всегда с большим уважением относился к выбору людей. Если украинцы решили жить отдельно, это их право, его надо уважать. Если люди вдруг захотят неожиданно объединиться в одно государство, будет здорово.

У меня однажды был смешной диалог с ярым украинским националистом. Он отстаивал Украину, говорил, что Россия не дает развиваться. На что я сказал: «Да, вы знаете, я очень хочу, чтобы мы объединились и пусть наша столица будет в Киеве». Тут он как-то задумался, и глаза его поблекли. Спор на этом прекратился.

- Вас часто можно увидеть на канале «Ностальгия». Есть грусть по советским временам?

- В то время было много вещей ужасных, но были какие-то очень мне симпатичные. Например, мне нравились отношения. Не возникало вопроса участия в чьем-нибудь проекте за деньги. Приходили и делали это совершенно бескорыстно. Сегодня все завязано на контрактах.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Александр Градский родился 3 ноября 1949 года в Челябинской области. Заслуженный деятель искусств России и народный артист России. В середине 1960-х создал одну из первых советских рок-групп. В 1974 году окончил факультет сольного пения музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Тогда же сочинил музыку для фильма Андрона Кончаловского «Романс о влюбленных». За эту работу журнал «Билборд» назвал Градского «Звездой года» за выдающийся вклад в мировую музыку.

Написал музыку для сорока фильмов. Из них самые известные: «Узник замка Иф», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «В августе 44-го», «Раба любви».

На счету Градского музыка и исполнение песен в мультфильмах «Принцесса и Людоед», «Легенда о старом маяке», «Перевал».

КСТАТИ

Опера «Мастер и Маргарита» пока существует только на дисках. Собрать на одной сцене актеров и вокалистов, озвучивших булгаковских героев, нереально. Шестьдесят партий спели как известные, так и начинающие артисты, среди них оперные, эстрадные и драматические: Иосиф Кобзон (первосвященник Каифа), Николай Фоменко (Коровьев), Олег Табаков (Семплеяров), Валерий Золотухин (Никанор Иванович Босой), Александр Розенбаум (доктор Стравинский), Юлия Рутберг (Аннушка), Леонид Ярмольник (вахтер в «Грибоедове»).

Предыдущая публикация 2009 года                         Следующая публикация 2009 года

Просто реклама и хотя музыка здесь не причем скачать бесплатно CD online https://ibud.volyn.ua/Raznoe/kard-olog-ya-vazhliv-st-l-kuvannya-kard-olog-chnih-zahvoruvan

Любой социальный протест — вокальный или стихотворный — несет в себе всегда два основных параметра. Первый — это сиюминутность, быстрая реакция на событие. Второй: когда ты написал произведение, характерное не только для данной социальной ситуации. То есть не стенгазету сделал, а проанализировал причину. А причина, она бессмертна.... Подробнее