Как я стал пернатым

Валерий Ярушин

Новая газета, № 14, 26 февраля 2007, C. 27

Возвращаясь к бенефису, скажу, что не я один был возмущен наглыми купюрами. Но, похоже, никого из руководства телеканала это не волнует. Да и артисты понимают: бастовать себе во вред. В непроплаченном эфире тебе места нет.

Лидер группы "Ариэль" - о бенефисе "Самоцветов" и отношении телевидения к легендарным рокерам

Ах, какой замечательный праздник - день рождения! Особенно тот, который зовется бенефисом! У артистов - это событие вселенского масштаба. Поздравляя известного музыканта, его коллеги дарят свой собственный талант, выступая на концерте безвозмездно. Этому ритуалу не одна сотня лет. Но в наше время Его Величество Телевидение внесло свои коррективы. Теперь проведение дня рождения известного артиста - весьма дорогое удовольствие и для гостей, и для именинника. Главным образом для последнего.

Съемка и показ концерта выливаются порой в немыслимую сумму. Тут без спонсоров не обойтись. Еще выручают звезды, в несметном количестве заполняя юбилейную сцену. Так же бесплатно работают на благо бенефиса, но в надежде, что хотя бы трехминутное выступление покажут по народному "ящику". Это и будет скромным гонораром за приход на торжество.

Думая об этом, я шел в гости к моему знаменитому коллеге Юрию Маликову и его "Самоцветам". Когда увидел афишу, у меня зарябило в глазах от фамилий и названий ансамблей. Подумал: "Ничего себе - "соляночка"! Неужели наше любимое телевидение осилит весь показ?!". С этим сомнением, кроме меня, обратились к юбиляру и несколько моих коллег. Нас успокоили - готовится специальный финальный проект в сценарии "Парад ансамблей", где по одной песне выдаст каждая легендарная группа: мол, уж их-то никто не посмеет "вырезать".

Праздник в самом деле получился на славу. Для зрителей, сидящих в зале. Чего не скажешь о телезрителях. Четырехчасовой марафон был урезан больше чем наполовину. А в финале телезрители увидели копперфилдовский фокус. Вдруг, как чертики из табакерки, к рампе выскочили ранее не выступившие уважаемые артисты, изображая некую массовку. Им не хватало только первомайских флажков в руках! Телесмотрящим подумалось: вот ведь какие молодцы - пришли поздравить просто так, для толпы!.. А если серьезно - во всем должна быть логика, даже в этом параде звезд.

Музыканты 70-х - особенные артисты. Мы жили и творили, борясь с социалистическими худсоветами. И в беде, и в радости практически жили одной семьей - и рокеры, и поп-музыканты. ВИА тех лет были отправной точкой многих известных ныне артистов. Именно с такими, семейными, чувствами мы шли на день рождения легендарной группы. Логично, что именно семидесятники должны были бы стать хэдлайнерами концерта.Но не стали.

Я уважаю выбор юбиляра и не вправе критиковать список приглашенных - все они мне симпатичны. Но, например, Надежду Бабкину, Эдиту Станиславовну с внучонком и Анну Вески я бы послушал в другой программе.

А скажите, разве не имеют право сольника Аркадий Хоралов и Сергей Беликов, поработавшие в "Самоцветах"? А Владимир Кузьмин?

От того "Парада звезд ВИА" в юбилейном концерте остались две группы: "Орэра", потерявшая четвертого певца в грузинских транспортных недоразумениях, да "Синяя птица", которую при всем уважении к Сергею Дроздову шибко легендарной не назовешь. А где старейшая поп-группа "Веселые ребята" - фабрика настоящих народных звезд до девальвации этого звания? А "Песняры", "Ариэль", "Поющие сердца", "Лейся песня", которые в телеверсии превратились в статистов-бэк-вокалистов финальной песни? Впервые я пожалел, что остался на финал. Теперь приходится объяснять знакомым, с какой целью я вышел с пионерской улыбкой в конце бенефиса.

...Все артисты прекраснознают, что существуютнекие черные списки исполнителей, нежеланных для эфира. Перед любым торжеством подобного рода телепродюсер внимательно изучит ваш реестр приглашенных и вежливо намекнет: мол, этого, этого и этого мы снимать не будем. Ваше "почему" здесь неуместно, просто не объяснят.

В надежде пролить свет на все эти слухи я попытался проникнуть к одному из продюсеров первых кнопок ТВ. Полтора месяца (!) я безуспешно атаковал секретаршу с просьбой соединить меня с начальством. Почти всегда в ответ: "У него люди". После чего почувствовал себя пернатым или "братом нашим меньшим".

Мой многострадальный ансамбль и раньше, в 70-е, подвергался унизительным "вырезаниям". Но тогда была борьба "с буржуазными течениями на советской эстраде". Сегодня какую-то логику появления на экране какой-нибудь бесталанной звезды никто и не ищет. Просто говорят: "Есть средства - будет талант!".

На первые каналы рокеров теперь не подпускают на пушечный выстрел. Да они и сами не хотят участвовать в дистиллированных мероприятиях. За это я их очень уважаю.

Как-то при встрече Александр Градский произнес фразу: "Ты знаешь, в нашей стране не любят стариков". Спустя некоторое время я понял правоту его слов. Хотя, считаю, музыканты старшего поколения имеют неоспоримое преимущество перед молодыми прежде всего в мастерстве владения инструментами и способности энергетически влиять на публику, а не толпу, как модно сейчас говорить.

О какой преемственности может идти речь, когда песни пишут не композиторы, а компьютерщики! Когда режиссеров заботит не сам музыкальный материал исполнителя, а его внешние данные: смотрится ли он на фоне мигающих лампочек?

Накануне съемки прошу устроителей: "Поставьте аппаратуру для живого звука, будет очень здорово". Меня даже слушать не хотят. Под "фанеру" удобно и без лишних хлопот. Смотришь по телевизору очередной концерт-мишуру, и диву даешься. Уже самые популярные певцы не озабочены добротными песнями. Поют черт-те что, лишь бы появиться в "ящике".

Возвращаясь к бенефису, скажу, что не я один был возмущен наглыми купюрами. Но, похоже, никого из руководства телеканала это не волнует. Да и артисты понимают: бастовать себе во вред. В непроплаченном эфире тебе места нет.

Валерий ЯРУШИН, "Ариэль", заслуженный артист РСФСР, специально для "Новой"


Предыдущая публикация 2007 года                         Следующая публикация 2008 года

Просто реклама и хотя музыка здесь не причем скачать бесплатно CD online https://rembud.kr.ua/Raznoe/unikalnaya-prochistka-kanalizacii-v-dnepre

За Градским, в отличие от того же Шевчука или Макаревича, не идет слава политического певца. Его посты не разносит сумасшедшими тиражами либеральный «Фейсбук», его нравоучения не заполняют блоги фрондирующей радиостанции. Может быть, потому что в них не употребляются слова «президент» и всем известные фамилии? Ну и пусть — как в том старом анекдоте про советского диссидента, раздававшего на Красной площади чистые листки: «И так же все понятно».... Подробнее