В шоу-бизнесе участия не принимает. Любит музыку и автомобили. На гастролях бывает редко. Пишет оперу «Мастер и Маргарита». В общем, Александр Градский - о жизни и автомобилях...
Александр Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области. Благодаря дяде, который с ансамблем народного танца СССР имел возможность бывать за границей, и его роскошной "фирменной" стереосистеме, Саша уже в 10 - 12 лет получил возможность слушать самую современную, по мировым понятиям, музыку. Сам Александр считает, что именно дядины пластинки дали ему первый рок-н-ролльный импульс.
Уже во время учебы в школе Градский пробует свои силы в школьных вечерах, поет, аккомпанируя себе на гитаре и фортепиано, играет в театральном кружке. А в конце 1963 года появляется в интерклубе МГУ и поет вместе с группой польских студентов "ТАРАКАНЫ" на нескольких концертах.
В 1965 г. А.Градский и Михаил Турков организуют группу под названием "Славяне", репертуар которой почти целиком состоит из песен "The Beatles" и "Rolling Stones". Но сам Градский решил, что только русский язык должен быть основой будущей его музыки и песен отсюда создание им группы "Скоморохи"(1966 г.), ориентированной исключительно на песни и композиции собственного сочинения и на русском языке. Примерно в это же время и чуть позже участие в группах "Скифы", "Лос Панчос".
В 1969 г. поступил в ГМПИ им.Гнесиных на факультет сольного пения к педагогу Л. Котельниковой. Впоследствии он совершенствует свое мастерство в классе Н. Вербовой. Параллельно Градский начинает сольную карьеру, выступая один, под гитару и, по сути, становится одним из первых экспериментаторов в роке с текстами на русском языке (собственными и известных поэтов), обращается к русскому фольклору. В 1975 году поступил в Московскую консерваторию в класс композиции Т. Хренникова.
В середине-конце семидесятых Градский начинает преподавательскую деятельность, несколько лет работы в Училище Гнесиных он выпускает курс; следующие несколько лет, уже в Институте Гнесиных, - еще один курс выпущен. Завершился этот этап его работы двумя годами заведывания кафедрой вокала в качестве профессора РАТИ (ГИТИС)..
1980 год - год смерти Высоцкого становится переломным для А.Г.Он полностью переходит в разряд "протестантов", "замешивая " на роковой музыкальной основе трагическую сатиру и драматическую лирику и, как следствие, становится "неугоден" властям..
Парадоксально, но до сих пор обладатель трехоктавного голоса, автор бесчисленного количества песен, рок-опер, музыки к почти четырем десяткам фильмов, основатель московского театра современной музыки, бунтарь и поэт больше известен широким массам россиян, как исполнитель песни... А. Пахмутовой и Н. Добронравова "Как молоды мы были".
- Александр Борисович, не хочется опускаться до штампов, но все-таки, какой у Вас характер? Уживаетесь с самим собой?
- Я не знаю, какой у меня характер. По-моему тяжелый. Началось это все в советские времена. Меня никто сильно не гнобил, но главное было не сломаться. То есть правила я себе придумывал сам. Ну и к тому же мы были кассовые. В 70-е начались дворцы спорта. До этого были только филармонии. А тут подоспел и рок-н-ролл. Короче, приходилось играть с властями в игры. Мы делали вид что независимые. Власть делала вид, что этого не замечает. В этих играх Советский Союз благополучно и развалился..
- А сегодня часто гастролируете?
- Часто не часто, но два раза в месяц я выезжаю. Не то чтобы хочу - не хочу. Просто времени нет. Да и всех денег все равно не заработаешь..
- А как складываются отношения с шоу-бизнесом, телевидением?
- Куда меня приглашают - там я не пою. Для меня телевидение не делится по каналам. Все равно одно дерьмо. Поэтому у меня с ними борьба давнишняя. А борьба происходит таким образом - они не знают, как меня давать. Так или эдак. Стали приглашать в разные места как эксперта. По принципу: он читал книжки и умеет разговаривать по-русски. Мне это уже надоело. А вокал мой не транслируют. Вот так..
- А может быть, кто-нибудь другой исполняет ваши произведения?
- Единичные случаи. Просто то, что я делаю - это авторская работа. Мало кто потянет даже чисто технически.
- У Вас есть проект "Музыкальный театр". Как будете набирать народ?
- Это проблема. Так же как работа над оперой "Мастер и Маргарита". Я начал записывать куски, но приглашать некого. Я не знаю с кем работать..
- Тогда у Вас должен быть рецепт, как бороться с современным шоу-бизнесом?
- А зачем бороться? Я не могу бороться. Должны бороться зрители. Например, чаще смотреть канал "Культура". Не ходить на концерты и не слушать дерьмо. Не участвовать в том обмане, который происходит вокруг..
- Получается, что вам сегодня менее комфортно работать, чем при Советском Союзе?
- Да, старик, мне все по хрен. Мне тогда было наплевать и сейчас тоже. Я сам с собой живу. Будет завтра вместо Путина другой президент, третий, четвертый...ну и что. При президенте Ельцине меня приглашали в Кремль. Я приходил туда. Выпивал. Водка там была всегда хреновая. Вино молдавское. Жрать было нечего. Но с Ельциным можно было поболтать. А при президенте Путине меня два раза пригласили. Теперь не приглашают. Не будут приглашать при следующем - по фигу. Главное для себя решить этот вопрос.
- А как Вы оцениваете работу современных продюсеров?
- Да как очень порочную систему. Если человек талантлив, да еще к тому же музыкально образован, то он в рабство не пойдет. А продюсеру тоже не выгодно иметь сильно талантливого исполнителя. В итоге талантливые люди до зрителя не доходят. Талант не может перескочить через это. Мне-то легче. Я достаточно известный человек, чтобы послать на хрен телевизионный канал и все равно делать сборы. А начинающему артисту это сложно. Без радио и телевидения он не может. Путь слишком долгий..
- Послушать Вас, так вся наша эстрада отдана на откуп пяти-шести монстрам?
- Ну не шести. Десяти. И эти люди работают с телевизионными каналами. Все остальное фуфло. Те же рекордз компании. У нас они получают готовую пленку, платят по полтора доллара за пластинку на заводе и печатают. Вот и все чем они занимаются. А на образ артиста они не влияют. Этим занимаются продюсеры, которые работают с телевизионными каналами. Замкнутый круг.
- Как его разорвать?
- Это может сделать только публика. Как только зрители перестанут ходить на концерты или хотя бы покупать пластинки....У них закончатся сборы. Сейчас уже так и происходит. Посмотрите на последнюю "Фабрику". Это последние ужимки и прыжки Первого канала. Они еще пытаются наврать инвесторам, но скоро это кончится.
- Ладно, давайте поменяем тему. Александр Градский и автомобили вещи совместимые?
- Конечно совместимые. Машину вожу с детства. Как только первые деньги заработал, купил себе третью модель. Было мне тогда 25 лет. Кошмар! Просто ужас! Ничего ужаснее чем "Жигули" я не видел. Ну, если только "Волга" и "Москвич". "Тройка" она как? Едет-едет и - бац, встала. Почему - не понятно. За такие машины кое-кому голову бы отшибить раз и навсегда (кому именно - не советовали упоминать "компетентные товарищи" - прим. Авт.). Когда я пересел на иномарку я забыл что такое карбюратор..
- А сегодня на чем ездите?
- Есть дизельный "Мерседес" и японский джип. Все не новое. Менять машины ни средств, ни желания не имею..
- А как насчет автотуризма?
- Я в течение 11 лет ездил на машине в Крым. А больше нет. Некогда..
- В заключение Ваши пожелания тольяттинцам.
- У англичан есть такая поговорка: "Покрась свой забор". Я желаю, чтобы жители Тольятти вышли завтра на улицу и прибрались. Тоже самое касается и Самары. Сделайте так, чтобы к Вам было еще приятнее приезжать.