Радости ГрадскогоПо материалам: "Сегодняшняя Газета"N133 (02348) от 05/12/2006 Геннадий КАЛЕДА sg-kaleda@mail.ru Фото автора |
ПОСЛЕДНИЙ раз в Красноярске Александр Градский выступал почти двадцать лет назад. Как уверяют старожилы БКЗ, тогда он дал пять концертов. В то время он был супермодным певцом, да и цены на билеты были не сродни нынешним.
Несмотря на то что его песен нет в хит-парадах и он не "светится" на телеэкранах, Градский в особом представлении для однажды оценивших его творчество не нуждается. Он Мастер, он суперзвезда, свысока взирающий на трепыхания коллег по цеху. Ему принадлежит хлесткая, но верная по сути фраза: "Кроме меня, здесь вообще никто петь не умеет. Разве что Кобзон".
Об умении петь и своих текущих заботах Александр Борисович в эксклюзивном интервью "СГ".
- Говоря об умении петь, я имел в виду исполнителей современной музыки в той еще стране. Впрочем, ситуация мало чем отличается и от сегодняшнего дня. Говоря об умении петь, я подразумевал владение голосом и мастерством. Второй, что ли, этап - это каков диапазон голоса и достаточно ли разнообразно мастерство. Это целый комплекс профессиональных качеств, который есть у меня и у него. Именно такой смысл я вкладывал в ту фразу.
- Как продвигается строительство собственного музыкального театра?
- Идет реконструкция здания в Москве. Этот зал будет насыщен хорошим звуком, светом, с необычной технологией сцены. Боюсь загадывать, но уже какая-то реальность ощущается. Надеюсь, за год отстроимся. Это наполняет меня чувством радости. Помимо этого занимаюсь записями да вот на гастроли выбираюсь.
- А как реализуется ваш проект записи оперы "Мастер и Маргарита"?
- Год назад я начал демонстрационную запись, где сам за всех пою. Для того, чтобы предлагать кому-то исполнить ту или иную партию, удобнее кроме клавира и нот давать некую демозапись, чтобы люди могли посмотреть, подходит им или нет.
- А это правда, что вы хотите привлечь к этой записи Дмитрия Хворостовского?
- Такие планы были, правда, давно, когда мы были с ним в довольно близких отношениях. Лет пятнадцать назад он приезжал ко мне домой, мы с ним общались. Идея записи такой оперы у меня созрела еще лет тридцать назад. В один из моментов нашего общения я решил, что он сможет спеть одну из главных партий. Сейчас точно можно сказать, что он не будет работать над предлагавшейся партией, и не потому, что он отказался или я, просто поменялась концепция произведения. Мое видение "Мастера и Маргариты" несколько иное, чем в представлении общественности. Поскольку это опера, то любые фантазии допустимы. Это идея художника, который видит себя то светлым - Иешуа, то темным - Воландом, а в остальное время он сумасшедший, находящийся в клинике.
- Планируется постановка или только запись на диск?
- Почему стоит вопрос только о записи пластинки? Она сделана таким образом, что если ее слушать как фонограмму, возникает определенный фантазийный ряд. Я это проверял на своих друзьях и знакомых. Они в один голос говорят: давайте поставим, снимем кино. Это говорит о том, что у людей возникли фантазии, свои картинки. Вот этот эффект в момент прослушивания очень дорогого стоит. После этого эффекта не надо снимать кино, потому что это может оказаться гораздо хуже. И в этом есть приличная хитрость.
Театральный спектакль вообще утопия. Я не могу найти людей на запись пластинки. Откуда я их возьму?! Поющих по-русски сегодня практически нет, не существует певцов. Дело даже не в том, что кто-то будет петь бесплатно или за деньги. Их нет технически, и где их взять - я не знаю. Нет певцов, которые помимо умения певческого были бы органичны актерски.
Недавно встретился с одним хорошим артистом, мы знакомы с 80-х, но последние три года не виделись. Я предложил ему партию Каифы, небольшую, но очень важную. Он попробовал, прямо за столом, за рюмкой коньяка, сидя у меня дома, - очень здорово получилось. Из таких случайностей все и состоит.
Есть такая певица Нетребко [Внесена в санкционный список Украины «за посещение оккупированных территорий после начала вторжения, участие в пропагандистских концертах, публичную поддержку войны и режима Путина»], она мне очень нравится, но мое представление она восприняла без энтузиазма, потому что гастролирует по миру. При этом не факт, что, будучи великолепной певицей, она спела бы так, как я это слышу. А на записи надо уметь слушаться.
Меня слушалась и наша прима Пугачева: стояла, как школьница, на записи рок-оперы "Стадион" в 80-е годы и сделала, я считаю, блестящую работу. А вот ей самой, насколько я знаю, та работа не нравится, а мне кажется, она все очень здорово исполнила. Я привык, чтобы на записи мне повиновались. Этот год уйдет на поиски певцов и всякие импровизации, но через год буду рад познакомить вас со своей новой работой.