Александр Градский:
"Я никогда не испытывал ощущения счастья..."

Ксения СОЛДАТКИНА

Фото: Федор Шмидт

По материалам: "Собеседник"

2006


Я никогда не испытывал ощущения счастья... - Александр Градский

Александр Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области. До школы жил в деревне у бабушки в Подмосковье. Примерно в 13 лет Саша смог записать в студии звуковык писем на Тверской свою первую сольную песню Литл Ричарда "Тутти-Фрутти". Конечно, ему не было равных в театральном кружке и на школьных вечерах, где Александр пел и аккомпанировал себе на гитаре и фортепиано. С 1963 года будущая звезда стал выступать в интерклубе МГУ с группой польских студента "Тараканы". Приблизительно в это время Градский и принял важное в своей жизни решение стать музыкантом, композитором и певцом, в общем - самим собой. Теперь Александр считается одним из основателей отечественной рок-музыки в стране. Гастролирует он редко, поэтому быть на его концерте - большая удача. После своего недавнего выступления в Челябинске под акустическую двенадцатиструнную гитару Александр Градский дал эксклюзивное интервью нашей газете.

- Александр Борисович, многим читателям весьма интересны исполнители, много лет проработавшие в музыкальном творчестве или в области шоубизнеса. Для людей "старой формации" вы - персона. Согласитесь, на нашей эстраде редко можно вcтретить человека, имеющего дар солирования. Заполонившие эфир группы а-ля "Фабрика звёзд" и прочие недоразумения не в состоянии восполнить потребность слушать Музыку. Интересно знать ваше мнение по поводу сложившейся ситуации в шоубизнесе.

- Если это можно назвать шоу-бизнесом, то ситуация адекватна тому, что у нас есть. Если бы не было спроса публики, тогда бы ситуация называлась "это вам не нравится, ну и вы мне тоже не нравитесь?". Конечно, продюсеры постоянно накручивают молодёжь по телевизионному эфиру. И это о многом говорит. Потому что эфир всё-таки имеет силу воздействия... {раздумывает). С другой стороны, я не пойду на этот концерт, вы не пойдите, ещё кто-то, может, не пойдет. Значит, получается, что Значит, получается, что не на всех этот эфир действует. И чем больше будет людей, на которых зто не будет действовать, тем будет лучше. А пока есть спрос есть и предложение. Если это никогда не считалось открытой порнографией и не граничит с ней, тогда это и будет существовать. Такая музыка - порнография духовная. Видимо, подобное состояние дел на нашей эстраде пока особо никого не волнует. Ну, а если вдруг заволнует, тогда государство начнёт, наверное, какие-то меры принимать. Но, с другой стороны, обычно меры государства ни к чему хорошему не приводили. Тоже известный факт (смеется).

- Вас называют одним из основателей рок-музыки в Союзе. По вашему мнению, эта музыка в СССР была долгое время в зачаточном состоянии но причине политического табу или просто орущие пафосники были никому не нужны?

- Рокеры того периода боролись в своём творчестве с общенациональной идеей и "генеральной линией" времён СССР. Сейчас бороться стало не с чем и не с кем. Для настоящей критики и стёба нужен объект - общепризнанные ценности, которых сейчас тоже нет. Да, творчество рокеров было направлено на порицание многих вещей. А это уже не творчество музыканта и певца, это - социальная деятельность. Вернее, "социально заряженная самодеятельность" (смеётся). Нужно петь о вечном, а на это у них кишка тонка оказалась. Потому что стали получать большие деньги. Я посмеялся, когда недавно читал воспоминания Юры Шевчука, как в 1984 году его "запрещали", Просто Шевчук тогда не был никому известен и нужен. А потом его "раскрутили". После того, разумеется, как я запустил в эфир песни "Конвейер" и "Церковь без креста" в середине восьмидесятых. Его узнали все, стали платить заранее и много. И началась нормальная жизнь без протестов - пой себе да пой. Доставляй, так сказать, радость людям, А безвестность почему-то ставится в заслугу Нас зажимали, мол, КГБ... Да кому ты на хрен нужен! КГБ тебя свернул бы в пять минут, если бы захотел!

- Как часто вас на данный момент приглашают быть гостем телевизионных передач?

- Да постоянно приглашают! Я просто отказываюсь. То, что я иногда появляюсь в эфире, наверное, составляет процентов пять. Мне не хочется себя таким образом осаждать, я ко всему отношусь дозированно.

- То есть вы все-таки не противник официоза?

- Нет. Просто надо себя дозировать, Информационное давление пользу редко приносит, а иногда и попросту вредит. Торчишь во всех дырках, во всех передачах... И в котнце концов зрителю это надоедает. Поэтому я выбрал для себя условно-информационную политику, которая не перегружает моих поклонников. Быть, довольно долгое время на сцене - большой труд, по это труд для исполнителя. У меня есть своя публика, которая должна отдыхать от меня и отдыхать на моих концертах.

- Скажите, а соблюдается ли у вас баланс между ощущением счастья вне сцены н успсшными выступлениями?

- В жизни у меня счастья вообще нет. Или почти нет...

- Вы считаете себя несчастливым?

- Да. Просто я не знаю, что такое счастье. Это довольно таки странное понятие. По-моему, это удел людей не очень развитых. Человек развитый счастливым быть не может. У него всегда какие-то сомнения есть, которые мешают насладиться жизнью полностью. Хотя... все познаётся в сравнении! Пока ты нормально дышишь и ноги ходят - радуешься. А так... у нас в стране много больных людей есть. Не могут ходить, так как болят ноги, или у кого-то глаз выбили... И когда видишь такого человека, понимаешь, что у тебя всё в порядке. По крайней мере с физической полноценностью. Всё познаётся в сравнении. А вообще моменты радости бывают на концертах, когда они удачно проходят. И в студии звукозаписи. Ради этих моментов все музыканты работают.

- Считаете ли вы себя хорошим семьянином?

- Да я не знаю... Нет! Это плохое слово!.. Очень сложно. Это нужно спрашивать не у отца. Это надо спрашивать у детей, какой я отец. Я не много времени потратил на детей, честно говоря. Я гораздо больше времени потратил на то, чтобы заработать деньги, чтобы создать им условия. Я вообще не очень теперь уверен в том, что именно нужно было делать. Нужио ли было потратить время, чтобы заработать больше денег, чтобы дать им заграничное образование, или заработать на хорошую еду. Непонятно, что же на самом деле нужно детям. Может, им нужно было, чтобы я с ними больше общался? Хотя в ином случае... будешь больше общаться - они скажут: "Папа, ты не сделал того, ты не сделал сего..." И непонятно, кто будет прав.

- Ваши дети учились за рубежом?

- Да. В Англии. На первом этапе. Сын окончил в Англии не только школу, но и университет. Конечно, он окончил сначала школу в России, потом частную школу в Лондоне, затем университет. Дочь училась тоже в частной школе, потом вернулась в Москву. Ей в Англии не очень понравилось. Сейчас она живёт в Москве и учится в МГУ.

- А ваша жена много времени посвящает дому?

- А её нет уже в качестве жены. Но мы общаемся.

- У вас обширная гастрольная деятельность?..

- Гораздо меньше, чем раньше. Я всё-таки дозирую выезды.

- Вас постоянно нет дома. Вы ааняты в студии, где-то на работе. О том, чтобы завести домашнего питомца, речи нет?

- А, вы о домашних животных... Вы знаете, я себе дал зарок никогда больше не заводить животных. Но на даче у меня есть любимица - большая охранная собака. Серьезная такая. Она меня любит, я её тоже. Это не комнатное животное - бегает по участку, гавкает на всех. Ребята за ней специально присматривают.. Но так, чтобы в квартире кого-то держать - не получается. Не с кем оставлять. Когда-то давно у меня была кошка. Она умерла, и это стало такой печалью, что я решил больше никого не заводить, Слишком все расстроились, а ребенок вообще рыдал три дня без остановки. Так что животных не завожу не потому, что я их не люблю. Я к ним очень хорошо отношусь. Просто есть люди, которым не дано и нет возможности держать животных Это же ответственность огромная. Экзюпери писал же, что мы в ответе за тех, кого приручили. А отвечать нет возможности, да и некогда.

- Александр Борисович, вы часто мечтаете?

- Мечтаний у меня нет, у меня скорее цели. Когда я был маленьким - я мечтал. А когда я "им" уже стал, стало очень обыкновенно. Я, может, думал о супермировой карьере, но, видимо, это было невозможно. Даже не по причине того, есть ли у меня данные для мировой карьеры или нет. Я на сто процентов знаю, что они были. Но просто в то время не сложилось так. В музыке можно совершенно спокойно и уверенно чувствовать себя на высоте положения, даже если о твоих данных н твоих возможностях никто не знает. Если точно знать, что ты умеешь это делать, можно записать на плёнку, на диски и при нужных обстоятельствах дать сомневающимся послушать. Этого вполне достаточно.

- Хотелось бы узнать, а вам не доводилось сниматься в кино?

- Да было что-то такое... я уже и не помню- Мелочь. В ролях серьезных я участия не принимал. Да и не было настроения.
(В 1991 и 1996 годах Градский сам работалнад созданием музыкальных фильмов - "Антиперестроечный блюз" и "ЖивЬем в России". - Прим. авт.).

- Но я совершенно чётко помню ваши роли в документальном кино!

- Что-то такое несерьёзное. Я к этому несерьёзно отношусь. Если сниматься - так в чём-нибудь таком серьёзном. Придумать, чтобы тебя самого раскрыло. А так - просто светиться? Зачем? У меня есть несколько профессий внутри одной профессии. Чтобы быть одновременно композитором, музыкантом, аранжнровщнком, поэтом, гитаристом, пианистом, философом... Всё это довольно напряжённо. А на всех стульях одновременно усидеть нельзя.

- Сейчас появилась достаточно модная тенденция: музыканты н исполнители под занавес своей певческой карьеры идут в политику...

- Конец моей карьеры (смеется) наступит тогда, когда я помру! Потому что профессиональные композиторы пишут до последнего дня своей жизни. О конце карьеры и речи быть не может. И я никогда не буду политиком или членом какой-то партии. Этого не случится никогда!

- Вы не хоткте повысить свой рейтннг, как Иосиф Кобзон?

- У него получается сочетать эти вещи - эстраду и политику. Мы с Кобзоном как-то даже поспорили (был жаркий телевизионный спор на эту тему в программе Владимира Соловьёва "К барьеру". - Прим. авт.). И в этом споре телезрители отдали условную победу именно моей точке зрения. Если у Кобзона хорошо получается - необязательно получится у других. Просто это в силу его характера и ума! Я его не переубедил, он меня тоже. Поэтому каждый занимается своим делом, и я считаю, что он-то как раз на месте - и на сцене, и в Госдуме. А многие.. зря!

- Но своим хождением в Госдуму Иосиф Кобзон ещё и пользу коллегам по цеху приносит.

- По-любому, конечно! Во-первых, тем, что он умный человек. Хотя бы одним умным человеком в Государственной думе больше (ехидно смеётся). Уже это хорошю Но я не знаю, каким образом он поддерживает интересы актёров. То, что сейчас выходит из Госдумы, никаких ингересов артистов, актеров, музыкантов и просто людей культуры не учитывает. Да и вообще интереса к развитию культуры в самом обществе, наверное, просто нет. Или этот интерес в меньшинстве!

Р.S. На мою просьбу сфотографироваться Александр Градский со смешинкой ответил, чеканя слог. "Ни-ког-да. Я не фотографируюсь даже с красивыми девушками". И предложил мне: "Давайте я лучше вам цветы подарю! У меня ведь они испортятся, а вам приятно будет".


Предыдущая публикация 2006 года                         Следующая публикация 2006 года

Просто реклама и хотя музыка здесь не причем скачать бесплатно CD online https://https://remzona.zt.ua/Stati/oborudovanie-dlya-gidrodinamicheskoy-prochistki-trub

За кулисами шла словесная возня: первое место почти все предрекали какому-то скандальному трио «Скоморохи» с солистом-гитаристом Александром Градским. Тот вальяжно вышагивал за сценой — длинноволосый, в очках-каплях, своими модными клешами подметая сцену... Часто из его гримерки доносились высочайшие вокальные распевки.... Подробнее