Александр Градский - «Музыкант и человек»

Городской гид-журнал «Екатеринбург. Европа-Азия»

Декабрь 2004 - январь 2005
Александр Градский - «Музыкант и человек»

За его плечами практически тридцать лет продуктивной творческой деятельности одна из первых советских рок-групп, музыка к более чем тридцати пяти фильмам, среди которых «Романс о влюбленных» Андрона Кончаловского. В конце 80-х под его началом вышел первый в СССР диск, где прозвучали песни «Кино», «Алисы», «ДДТ», «Облачного края», Башлачова, «АВИА», «Зоопарка». Градский – один из немногих может похвастаться совместной работой с такими «китами» западой музыки, как Лайза Минелли, Шарль Азнавур, Джон Денвер, Крис Кристоферссон, Дайяна Уорвик. Сэмми Дэвис, Грейтфул Дэд и другими. Словом, он один такой – ГРАДСКИЙ.

Александр, все знают, что такое Градский и музыка, что это давно и прочно состоявшийся и нерушимый тандем. А что такое Градский и, скажем, литература?

Вы знаете, я практически не читаю книг. Все, что мне было нужно, я прочитал раньше, и сейчас редко что-то открываю. А писать свою книгу, как стало популярно в последнее время, какие-то мемуары и прочее, может быть, это и было бы интересно, но вот только постоянно приходишь к мысли, что все или некоторое из того, что ты собираешься сказать, сказано уже когда-то кем-нибудь другим, и при этом сказано лучше, чем собираешься ты сам. Я не питаю особых иллюзий по поводу своих прозаических дарований.

Каким образом складываются ваши отношения с кино, в котором вы уже так много сделали?

Если честно - прохладно. В основном потому, что с большинством российских деятелей кино у меня кардинально разные подходы к нему, к музыке в нем и к занимаемому ей месту. К пониманию, если хотите. Дело в том, что сейчас, по большей части, музыка воспринимается как некое приложение. Пусть и не бесплатное, но вроде бы как даже необязательное. То есть видеоряд и звуки, неотъемлемые от происходящего на экране, вроде шагов, выстрелов, да чего угодно, отдельно, а музыка – отдельно. Нет практически никакой взаимосвязи, общей идеи, в конце концов. И это неправильно. Из-за чего? Из-за того, что обратились к западным образцам и попытались оттуда что-то своровать, но сделали это неграмотно. Не столько неграмотно даже, сколько обычно. То есть вот как я полагаю. Идет вор на базар. Видит там какой-нибудь лоток, но он же не может утащить его весь, правильно? Он тащит только то. Что ему под руку, грубо говоря, попалось. То, что блестело больше другого или то, что показалось наиболее ценным… А остальное, может, было не только лучше, но и важнее. В итоге работы наших режиссеров походят больше на самодеятельность. Причем не очень хорошую. А ведь существует целая система, как надо делать кино.

Как?

В первую очередь это должно быть, как минимум, что-то свое. Не краденое. Взять хотя бы картины Сокурова. Нельзя сказать. Что я был их фанатом, но ведь они оригинальны, в них чувствуется свой неповторимый стиль. Значит, делать можно, и делать при этом качественно. А вообще-то, по большому счету, кино – это даже не искусство. А элемент массовой цивилизации, развивающейся на наших глазах. Очень трудно снять что-либо подобное «Судьбе человека», верно? Поэтому сейчас кино – это развлечение. Развлечение нравственное, смешное, культурное в той или иной мере, но все равно - развлечение и не больше. Каждодневные поделки и не более того. Хотя… не мне судить, плохо это или так и должно быть логически.

Несколько безрадостно. Что же говорить о культуре неэлитарной - телевидение, радио, к которому вы в свое время имели самое непосредственное отношение?

Ведь это было очень давно на самом деле. И тогда, смею надеяться, мой «Хит-парад Градского» был практически единственной программой о той музыке, которую и нужно было культивировать. Сейчас она, эта музыка, себя практически изжила, и я бы не стал говорить о ней. Но тогда – она была единственно правильной. То, что сейчас происходит в наших масс-медиа, характеризуется одним простым, но весьма емким словом – ужас.

Радио еще каким-то образом пытается бороться с саранчой по имени «рекламные пакеты», тогда как телевидение просто в ней погрязло с головой. Громадные деньги. И эти громадные деньги расходуются, на мой взгляд, спекулятивно, в культурном аспекте. То есть выдается продукт, который, я извиняюсь за тавтологию, выдается за единственно возможный. То есть идет простое оболванивание масс, которые, по замыслу производителей, будучи практически зомбированы, пойдут и приобретут те ненавистные прокладки. Массы должны быть культурно унижены. Именно для этого телевидение делает целый ряд подобающих и помогающих этому проектов. Соответствующая музыка, соответствующие программы и прочее, прочее, ни в коей мере не способствующее развитию каких бы то ни было прекрасных чувств. Вот и все. То, что близко мне лично: на эстраде лишь два-три профессионала. Два-три человека могут петь вживую: остальные пользуются фонограммой. О чем говорить…

Один из ваших проектов - строительство Театра современной музыки в Москве. Значит ли это, что вы связаны с Мельпоменой больше, чем с другими музами.

Наверное, нет. Что касается других театров, будь то драма или что-то иное, угнетает тот факт. Что везде и практически всегда один и те же лица, динамики мало. Но… на самом деле, я просто не очень много знаю в этой сфере. Я не театрал, и особо не вдаюсь в то, что происходит на подмостках. Однако случается и так, что выбираюсь. У меня есть несколько любимых мест - например, Театр Фоменко, или знаменитая «Табакерка». Что же касается моего театра, то это совсем другое направление, в силу музыкальности…

Но ведь это не будет просто мюзик-холл или оперетта?

Нет, конечно. Не будет однозначной направленности, и это единственное, что практически однозначно. И просто спектакли, и рок-оперы и бог знает, что еще. Но! Всегда уважительно и качественно сделанные вещи. От и до. В том числе и звуковое оформление, о котором мы говорили уже сегодня. Упор не на эффект, не на ошеломление публики, а на смысл. Формой которого станет хорошее такое праздничное, добротно сделанное представление. Праздник, одним словом.

Совместимы ли Градский и активизировавшаяся в последнее время ночная, тусовочная жизнь.

Насколько мы совместимы, вопрос, пожалуй, риторический. Но ночная жизнь – это безусловно хорошо. Ведь раньше. Когда я был относительно молод, и как никогда подвержен стремлению к общению, в лучшем случае местом встречи была чья-нибудь дача. Но, как вы сами, должно быть, понимаете, случалось это крайне редко. Еще реже случались походы в ресторан, каждый из которых становился праздником. Этакий непретенциозный милый праздник души, прежде всего. Основным вместилищем, конечно же, была кухня. Та самая кухня, которая неоднократно была воспета не одним поэтом, - с чаем или портвейном – неважно.

Но главное - не это. Главное, что ночной город вообще и ночная Москва в частности, это как правило очень красиво - с подсвеченными зданиями, льющейся со всех сторон музыкой, необремененными практически ничем лицами молодых людей… Хотя бывают, конечно, исключения, но это… от воспитания. Это когда молодые люди, которых родители не воспитали ни умными, ни талантливыми, в силу чего они видят праздник, но не могут в нем поучаствовать – несут разрушения и мелкие пакости. Причем весьма интересна их философия – дескать, заработаем денег, и неважно каким, но чаще естественно, не очень честным путем, а побыть честными и порядочными еще успеем. Не успевают. Или объединяются под какими-то совершенно идиотскими лозунгами, в заранее обреченные на провал партии, объединения и прочее… как будто что-то могут изменить, могут сделать что-то в нашей стране, где, по сути, снова однопартийная система, причет эта партия крепнет и в ближайшем обозримом будущем не видно ее краха. И эти люди - основной и единственный минус современной городской ночи. Но, я думаю, если это будет основной нашей бедой - жизнь станет просто прекрасна.

Павел Бабушкин

Предыдущая публикация 2004 года                         Следующая публикация 2004 года

Просто реклама и хотя музыка здесь не причем скачать бесплатно CD online https://glavcom.info/ochyshchennia-vyhribnoi-iamy-shcho-neobkhidno-znaty/

Данная мерзость сегодняшних газет и журналов, все более похожая по своему смыслу на стены общественных туалетов, где каждый посетитель может, что угодно, написать, а руководство туалетов ответственности за писанину, простите за каламбур, не несет, – давно обычное дело, при всем том касается сия «манера» не только музыки, а всего подряд…... Подробнее