"Очень буржуазный фильм…"По материалам: "Трибуна"25 мая 2004 Культовой кинокартине Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных» стукнуло 30 лет. |
Юбилей картины, потрясшей воображение целого поколения, отметили пышной столичной тусовкой всех, кто сделал эту звездную киноленту. Если вы помните, то тот далекий 1974 год стал счастливым для этой картины. В прокате фильм имел невероятный успех – его посмотрели 36,5 миллиона зрителей. Потом на XIX Международном кинофестивале в Карловых Варах «Романс о влюбленных» получил Гран-при – приз «Хрустальный глобус».
Одним из первых на памятный вечер прибыл в черном «Мерседесе» Александр Градский. «Романс о влюбленных» был первой кинокартиной, для которой певец написал сам музыку. Почти вместе на праздник приехали Елена Коренева и Владимир Конкин. Но особенно тщательно было срежиссировано появление создателя фильма Андрея Кончаловского. Гостям он явился в длинном зеленом плаще, широкополой в тон шляпе, из-под которой был виден только подбородок.
«Поднимите руки те, кто не видел фильм?» — с таким вопросом обратился к залу знаменитый режиссер. Поднялось где-то десять рук из ста. Значит, можно о чем-то говорить… Вспомнили, как в 1974 году в Италии на премьере фильма к Кончаловскому подошел Бертолуччи: «Андрей, я люблю тебя как режиссера, но ты сделал очень буржуазный фильм. Мы здесь, в Италии, боремся со всем этим, а у тебя одни гитары, длинные волосы и рок-н-ролл…» Сказал, а потом сел в свой красный спортивный «Мерседес» и уехал. «Хотел бы и я в ту пору быть коммунистом в Италии…» — ностальгически произнес Кончаловский. — «Но на самом деле он прав – это был очень смелый фильм по тем временам – Лена разделась почти догола, песни, любовь… Для молодежи этот фильм был как глоток воздуха!»
Несомненно, «Романс о влюбленных» — один из самых откровенных и самых выразительных фильмов Андрея Кончаловского. Сценарий, написанный Евгением Григорьевым, два года лежал на «Мосфильме» и пролежал бы больше, потому что никто не мог представить, как это снимать: белый стих, который очень трудно перенести на экран, так, чтобы это не выглядело банально. «Меня этот сценарий тронул интенсивностью чувств», — говорит Андрей Сергеевич. — «Когда я дочитал его до конца, то даже расплакался. Понял, что не снимать не могу. А потом родился и «ход» — показать жизнь цветную и черно-белую. Жизнь, где есть любовь и где ее нет… Мир-то чаще всего черно-белый, и нужно найти усилия, чтобы сделать этот мир цветным». Кстати, в сценарии герой Евгения Киндинова погибал. Но Кончаловскому это показалось слишком простым выходом. Говорят, мужество – это не броситься в пропасть, а удержаться на краю. Так и для Сергея мужеством было не умереть, а найти силы жить без любви… Конец фильма решено было изменить. Герой Киндинова должен был выжить и …жить!
Самым сложным, по словам режиссера, было найти главных героев. Кончаловский тогда пересмотрел всех известных актеров, но ни у кого не получалось просто, правдиво произносить фразы. «Все выходила какая-то фальшь». Первоначально играть главного героя должен был Владимир Конкин, но он показался режиссеру хрупким для роли Сергея, поэтому в итоге ему досталась роль младшего брата главного героя. А вот героиня… Ее было найти еще труднее. «Мне хотелось, чтобы она была особенной, а что такое особенная – я и сам тогда не знал», — вспоминает Кончаловский. И вот мама Елены Кореневой, которая работала на «Мосфильме», порекомендовала дочь.
— Мне было тогда 18 лет. Я пришла какая-то грустная, у меня тогда была своя «любовная история», и мне, честно говоря, было все равно – буду я сниматься или нет, — говорит Елена.
— Во второй части фильма вашу героиню мало показывают. Вам не было обидно такое «забвение»?
— А зачем? У моей героини жизнь сложилась. Та Татьяна умерла – эта осталась.
— Вы обнажились на экране. В то время это было достаточно смелым шагом. Это потом стали не обнажаться, а раздеваться многие…
— У меня не было предубеждения против этого. К тому же раздевалась не я, а Татьяна. Это было снято очень красиво, все в таком романтическом флере. И я очень доверяла своему режиссеру.
Съемки фильма «Романс о влюбленных» вообще потребовали необычайных эмоциональных усилий – и режиссерских, и актерских, и операторских, и музыкальных. Музыку для фильма писал Александр Градский, он же исполнял все песни. Они во многом определили успешную судьбу фильма. Под эти песни влюблялись и соблазняли. Неудивительно, что пластинка сразу стала страшным дефицитом. Одна из моих коллег вспомнила, как «доставали» ее всем классом, как заслушивали до дыр, как плакали вместе…
— Я сделал 47 фильмов, но этот был первым, и я до сих пор его очень люблю, — сказал Градский. – Но вы не представляете, чего мне стоило быть в этой картине! Кончаловский мне поставил столько условий, бросил меня, как щенка, в воду – нужно было все делать сразу и быстро. Сочинять, записывать, аранжировать, петь. И еще попадать в мимику Киндинова, который петь не умеет. Помню, на «Мосфильме» очень отрицательно отнеслись к тому, что я работаю на картине — я же был как раз из этих рок-н-рольщиков, ходил патлатый и гордый, всех посылал куда подальше. Так Андрей, спасибо ему, ходил во все эти кабинеты и «отвоевывал меня», говорят, даже кулаком стучал. Говорил: «Да, он ненормальный, но он песни написал, которые мне нужны». Андрей принадлежал к другому миру, и стал меня потихонечку в этот мир перетаскивать.
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА