Отзыв о концерте Александра Градского в г. Обнинск
21 февраля 2004 года |
Андрей Горбатов пытался организовать ГРАДСКОМУ концерт в г. Выборге, к сожалению, неудачно. Но - нет худа без добра - он узнал, что 21 февраля АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ собирается выступать в г. Обнинске Калужской области. Сегодня утром Андрей позвонил ГРАДСКОМУ, чтобы узнать подробности выступления. АБ сказал ему, что где выступает, точно не знает, его привезут и увезут, но город маленький и "весь оклеен его мордами", так что найти будет легко. После долгих и отчасти трагических объяснений с членами семьи в лице мам, бабушек и детей, обещаний одеться в самое плохое и снять с себя все золото, а также нахождения надежного провожатого в лице г-на А. Шестакова и выяснения, что до Обнинска можно доехать от станции метро "Юго-западная", около которого я и живу, меня наконец отпустили. (Андрей со мной поехать не мог, так как был занят, и об этом очень жалеет!)
Итак мы с Алексеем, с трудом взяв билет на автобус, отходящий в 15.40, выехали наконец к месту назначения. Дорога длилась полтора часа, всю дорогу мы гадали, сумеем ли найти, где же проходит концерт и успеем ли доехать вовремя, т.к. концерт начинался в 18:00.
Приехав на автовокзал г. Обнинска, мы, обнаружили, что весь город оклеен афишами Б. Моисеева, выступавшего там накануне, а так же разных других артистов, но вовсе не А. Б. ГРАДСКОГО! Хорошо, что водитель пойманного Алексеем такси вызвался помочь и отвез нас к местному Дворцу культуры. Но никакого ГРАДСКОГО там не оказалось! Я даже грешным делом решила, что мы перепутали то ли город, то ли день. Но когда я уже достала мобильник, чтобы перезвонить АЛЕКСАНДРУ БОРИСОВИЧУ и все выяснить, таксист догадался подвезти нас к Дому ученых, где мы наконец увидели долгожданную афишу – АЛЕКСАНДР ГРАДСКИЙ \ 21 ФЕВРАЛЯ. Мы все-таки оказались в нужном месте в нужное время! Кстати было уже без 15 минут шесть.
Вскоре мы, довольные и счастливые уже сидели в первом ряду, в самом центре. Зал был почти полон, кроме нескольких мест в первых рядах. Посреди сцены размещались микрофон и пульт, никакого звукооператора не было, во время концерта АБ регулировал звук сам.
Наконец, с небольшим опозданием, ГРАДСКИЙ появился на сцене с гитарой и концерт начался. Сперва АБ поприветствовал публику, перед которой он, как выяснилось позднее, не выступал 14 лет, и попросил убрать в сторону прожектор, чтобы он мог видеть зрителей (я, конечно, надеялась, что теперь он увидит меня!) и сказал, что долго он зрителей не задержит. Затем началась обычная программа. Сначала классика – «Как молоды мы были», романс Неморино, ария Хозе, Песенка герцога, романсы – «Гори, гори, моя звезда», «Только раз бывает в жизни встреча», «Выхожу один я на дорогу», неаполитанские песни – O Sole mio и Santa Lucia. Все произведения были исполнены под оркестровую фонограмму. Как объяснил сам МАЭСТРО – под концертную запись «двух прекрасных оркестров – светлановского и имени Осипова. И теперь мне приходится «ловить» их, как оркестры, бывает, ловят нюансы пения теноров, как мне приходится вспоминать нюансы собственного пения»! Зал пытался долго аплодировать после каждой песни, но ГРАДСКИЙ почти не оставлял места для аплодисментов, стараясь, видимо, исполнить за отведенные для концерта два часа как можно больше.
И вот наконец АБ взял в руки гитару и перешел к второй части своего репертуара. Сначала, как всегда «Памяти Высоцкого», потом другие старые песни, с датами и комментариями. «Песня 68-го года. Один критик, сумасшедший, он так заикается (изображает), никогда ничего не открыл за свою жизнь, он назвал ее первой советской панк-песней. На самом деле, панки на Западе – это приличные люди, которые вечером надевают нормальную одежду и идут по девушкам или в университет. А у нас кто такие панки? Это мы все, хотя одеты в нормальную одежду, но – панки по сути».
Далее – потрясающее исполнение «Птицефермы».
Потом песня 66-го года. «Я ее давно не пел, но тут я у вас редко бываю, когда еще приеду в следующий раз». Это – «Синий лес», с ироничными комментариями прямо во время песни: «Я написал ее в троллейбусе №17, ехал от Киевского вокзала к себе на Мосфильмовскую. Мне было 16 с половиной лет, я воображал себя крутым, думал, что скоро стану знаменитым, буду петь, писать музыку, сниматься в кино!»
Далее – «В полях под снегом и дождем», опять же редко исполняемая «Я всем доволен» («Эта песня, с которой начался весь русский рок, вместе с Шевчуком»), «Подруга угольщика» («Песня для девушек, потерявших надежду»), «Наш старый дом», «Песня о птицах» (72-73-й год).
Потом пошли более поздние вещи: «Мы не ждали перемен»; «Еще одна песня – в ней одна строчка очень актуальна сейчас стала. Вообще это любимая песня Михал Сергеича Горбачева. Он мне говорил (голосом Горбачева):«Александр, мне очень нравится эта ваша песня!» Я ему: «Михал Сергеич, да это же про вас!» «А мне все равно нравится!» Песня, конечно, «Антиперестроечный блюз», а строчка – насчет нового лидера и лыж, как, я думаю, вы уже поняли!.
Потом «Чужой мотив» (86-й год) - и целый рассказ об этой песне. «Однажды, как будет понятно из текста, мне позвонила редакторша «Утренней почты» и сказала, что им нужно, чтобы я написал песню-мемуары. «Ну если я так выгляжу, что мне пора уже писать мемуары...» «Это должны быть веселые мемуары, у нас в Советской стране все должны радоваться, а Вы часто с невеселым лицом поете, или с какой-то насмешкой, вот и приходится Вас вырезать из разных передач!» Я написал песню – воспоминание, но так как она получилась не очень веселой, из передачи вырезали шесть с половиной куплетов из восьми, о чем я и рассказал в дописанном после девятом».
Далее последовали – «Баллада о лицах страдальцев», «Песня без названия», «2000-ный год». Все песни зрители узнавали с первых нот и принимали прекрасно. Некоторые клали на сцену записки с заявками, ГРАДСКИЙ все записки читал, но отвечал, что не может исполнить все песни, которых у него около семисот. Боюсь, что я не вспомню всех замечательных комментариев и замечаний, сделанных АЛЕКСАНДРОМ БОРИСОВИЧЕМ по ходу концерта! Вот еще примеры. Насчет традиционной и нетрадиционной ориентации: «Вот я всегда выступаю в черном, а сейчас очень многие предпочитают нежные цвета. Вы и тут, наверное, все уже видели, а в Париже, например, нормальных уже совсем не осталось, у меня вид зловредный, ко мне не пристают, а вот у меня есть приятель - он молодой, симпатичный. Что я, приятель – это сынок мой, так ему просто проходу не дают. Он меня спрашивает: «Папа, что же это такое?» Я ему: «Терпи, они так воспитаны!» По поводу того, что гитара во время концерта расстраивалась: «Сейчас я скажу самую банальную вещь - (с притворным пафосом) у вас здесь такая теплая дружеская атмосфера, что гитара перегревается от вашего тепла. Замечание подходит для программы Петросяна».
По ходу концерта АБ то и дело посматривал на часы, время пролетело незаметно, скоро конец. Вот уже «Южная прощальная» с непременным отходом от микрофона, сцена небольшая – так что на этот раз не назад, а в сторону. Как же быстро все закончилось – это я думала с грустью, не зная, что судьба готовит мне еще один подарок – на мой день рождения, который был 19 числа. (Об этом напишу позднее).
"Иль это было не со мной. Иль это было без меня..."
А.ГРАДСКИЙ
После исполнения "Южной прощальной" ГРАДСКИЙ подошел к краю сцены, чтобы поклониться, и тут его взгляд упал на меня. АБ начал немедленно делать мне знаки, изображая что-то похожее на бегущего человека. Я поняла это так, что после окончания концерта должна немедленно подойти к нему, но, еще не веря своему счастью, на всякий случай переспросила у Алексея Шестакова, точно ли эти знаки относились ко мне. "Он предлагает довести вас до дома", - ответил Алексей (И оказался прав!).
Я о таком могла лишь мечтать, поэтому все оставшееся время я сидела как на иголках. ГРАДСКИЙ спел "О поэтах" и на этом закончил свое выступление. Затем ему был вручен букет от Дома ученых, а вышедшая на сцену женщина - как я позднее узнала художественный руководитель Дома ученых Лариса Артемовна Бернштейн - рассказала о подробностях предыдущего приезда АБ в Обнинск, 14 лет назад. "Это было то ужасное перестроечное время, когда люди перестали ходить на концерты, а стали бегать на митинги. Мы думали, кого бы нам пригласить такого, чтобы народ даже с митинга ушел, и решили, что это должен быть АЛЕКСАНДР ГРАДСКИЙ! ГРАДСКИЙ согласился приехать. Когда он вышел на сцену, на ней не было никакой аппаратуры, кроме двух слабеньких колонок, но зато посредине стояла огромная трибуна, на которой как раз и выступали во время митингов. "Я за этой трибуной петь не буду!" - заявил ГРАДСКИЙ. И хотя трибуна была большая и очень тяжелая - ее ставили несколько человек - он один(!) сдвинул ее к боковому краю сцены. "Что вы делаете, Александр! - испугалась я тогда. - Нас же выгонят из Дома ученых!" "Вот увидите, - ответил он, - через несколько лет это здание будет принадлежать ученым и вы будете в нем полноправными хозяевами!" АЛЕКСАНДР оказался пророком, сейчас все так и есть!" В заключение Лариса Артемовна пожелала АЛЕКСАНДРУ БОРИСОВИЧУ творческих успехов и как можно дольше оставаться в такой же прекрасной форме. Все еще похлопали и стали расходиться, а я пошла на сцену, к нему.
Он встретил меня как старую И близкую приятельницу: "Ирунь, возьми цветочки, пойдем". Мы с ним пошли за кулисы, по дороге к нему подходили за автографами, он пожаловался на усталость, спросил, где Андрей, и поинтересовался, как я сюда доехала. "На каком автобусе? Обратно мы тебя довезем. А сейчас пойди немного погуляй с цветами, оденься, я скоро выйду".
Пока у АЛЕКСАНДРА БОРИСОВИЧА брали интервью для местной газеты (Кстати, я договорилась с журналистами, дала им адрес сайта, интервью будет послано прямо на сайт.), я пошла одеваться. (Признаюсь, что чувствую некоторую вину перед Алексеем Шестаковым, без которого, наверное, и не было этой поездки.
Он по скромности отказался ехать с нами, а я не очень настаивала и ему пришлось ехать обратно на электричке. (Прости меня, Леша!)
Одевшись и попрощавшись с Алексеем, я вернулась в зал и стала ждать АБ, которого журналисты мучили что-то слишком долго, причем стоявшая рядом со мной Лариса Артемовна очень переживала по этому поводу и даже посылала шофера их поторопить. Наконец ОН вышел, уже в куртке, со словами "Ира, я иду!" и мы пошли в машину. ГРАДСКИЙ нес гитару, шофер (по-моему его звали Иван Григорьевич) - сумку, а я по-прежнему цветы. (Два букета - от Дома ученых и от одной дамы. Я сначала очень переживала, что мне не удалось купить ЕМУ цветы, в Обнинске было не до цветов - найти бы сам концертный зал, зато теперь я ехала вместе с ним!!!)
Наконец мы вышли и сели в машину, это оказалась "Газель", а вовсе не лимузин какой-нибудь, как вы могли подумать. ГРАДСКИЙ сразу сел на самое заднее сиденье, заявив, что по дороге будет спать, я на сиденье перед ним. Кроме нас и шофера, в машине еще ехала женщина - сопровождающая от Дома ученых и еще двое - какие-то родственники шофера. Ни один из них за всю дорогу не проронил не слова, видимо они были слишком потрясены присутствием великого человека. Зато мы с АЛЕКСАНДРОМ БОРИСОВИЧЕМ разговаривали почти не замолкая, кроме тех минут, когда АГ действительно пытался заснуть, что у него не очень получилось, так как "Газель" совсем не приспособлена для этого и в ней ужасно трясет на любой дороге. Зато по этому поводу, он вспомнил, как в молодости спал на заднем сиденье автобуса, когда им приходилось переезжать с концерта на концерт из какого-нибудь Самарканда по 250 км в день.
Я не буду подробно описывать весь наш ЛИЧНЫЙ разговор, но все было так замечательно!
ОФИЦИАЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ!!!
Господа и товарищи! Если вы услышите от кого-нибудь что АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ ГРАДСКИЙ ужасный, тяжелый в общении человек, что он зазнается, не дает никому слова сказать и т.д и т.п. - НЕ ВЕРЬТЕ НИ ЗА ЧТО!!!
Они или никогда с НИМ не общались, или сами вели себя неподобающим образом. Более приятного, легкого и очаровательного в общении человека просто быть не может!
КОНЕЦ ОФИЦИАЛЬНОГО ОБРАЩЕНИЯ!!!
Даже я (закомплексованная и не умеющая общаться с людьми, особенно с мужчинами) почти ни с кем не было так легко, хотя в неформальной обстановке я с НИМ общалась практически только второй раз, первый был 26 августа 2003 г. У АЛЕКСАНДРА БОРИСОВИЧА дома, когда мы были у него в гостях с Андреем и Phantomom, когда мы в первый раз услышали "Хрестоматию". Мы разговаривали обо всем. Конечно, я поинтересовалась ближайшими планами выступлений. АБ пообещал, что будет на юбилее Крылатова, естественно с одной песней - "Прощай", причем сказал, что забыл слова, т. к. поет ее раз в пять лет - на юбилейных вечерах Крылатова и попробовал ее напеть, причем я подсказывала ему слова и обещала дать запись, если он их так и не вспомнит! Вообще, он признался, что стал порой забывать слова, т. к. раньше концерты было часто, а теперь он выступает гораздо реже. На это я сказала, чтобы ОН в таких случаях всегда смотрел на меня - я подскажу ЕМУ любые слова! Он ответил, что в этом не сомневается. Затем сказал, что 13 марта выступает в Минске и попробует там спеть всю "Хрестоматию" ("Как сегодня блюз звучал, ничего?")
Насчет концертов в Москве ОН ничего больше конкретно сказать не мог, кроме как насчет юбилейного, который состоится 2-го или 3-го ноября. ("Надо будет готовиться, приглашать оркестры, 600 человек"). Время от времени ОН чего-то напевал. ("Это я проверяю, смогу ли спеть два концерта подряд".) Оказалось, что еще один концерт у него завтра, т. е. 22 февраля. ("Это закрытая вечеринка, буду петь для крутых бандюков".) Он также радостно мне поведал, что похудел на 14 килограмм (кстати, мы с Настей это заметили еще на измайловском вечере), а к юбилейному концерту сбросит еще 20! Я за него очень порадовалась! Тогда он будет просто неотразим, как говорит о нем моя близкая подруга - красив, как бог! Я поинтересовалась юбилеем Нахапетова, на котором ОН не был. ГРАДСКИЙ объяснил, что ЕГО очень уговаривали, но ОН не хотел, потому что с Нахапетовым вообще не знаком, встречался один раз в жизни. ("Я бываю на юбилеях у друзей, у людей, которых давно знаю, например, у Арканова, а с какой стати должен быть у человека, с которым не знаком, - непонятно").
Еще мы разговаривали - о детских песнях в ЕГО исполнении, ЕГО рассмешило, что моя младшая дочь Маша не верит, что это он поет Рыбу-пилу, а у Тухманова и Энтина ОН забыл, что пел Бабу Ягу, думал, что "какого-то зверька - хорька", а я ему напомнила. По дороге мы заехали в какой-то ЕМУ известный магазинчик, который находится недалеко от ЕГО дачи (не буду называть место), чтобы купить попить и поесть. АБ купил мне бутылку воды и потом все время уговаривал поесть, сам сделал мне бутерброд с колбасой. ("Скушай бутерброд, а то вы, женщины, все время кривляетесь. Когда у меня бывают женщины в гостях, то вечно говорят:"Мы ничего есть не будем!" Я в таких случаях отвечаю:"Хорошо, я вам на тарелку положу, а вы можете не есть". Смотришь через некоторое время - все тарелки пустые".) Тут я вспомнила то замечательное мясо, которым АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ нас угощал, когда мы были у него в гостях.
Вообще, о чем мы только не разговаривали - о социализме с его вечным дефицитом и о современном положении в стране, о телевидении (кстати, он только от меня узнал, что из телевизионной версии "Хануки" его выступление вырезали. "Вот сволочи! (со смехом) Больше ни за что не буду выступать на этих еврейских праздниках!"), о передаче "К барьеру" ("Кобзон не ожидал, что будет такой большой разрыв, он на меня даже разозлился!") и еще об очень многом, но хотелось спросить и о том, и об этом... Короче, полтора часа пролетели как один миг.
Меня высадили в самом начале Ленинского проспекта, где мне до дома совсем близко. Последние слова ГРАДСКОГО были: "Привет Горбатому!"
Совковая "Газель" бордового цвета, с занавесочками, в которой под конец стало пахнуть горелой резиной ("Что поделаешь - скорость большая, а колеса маленькие"), и у которой всю дорогу замерзали стекла ("Наверное, там у него не специальная жидкость налита, а просто вода"!) поехала дальше. Мне она показалась чудом техники, самым прекрасным автомобилем... В ней я провела незабываемые полтора часа.
Чем я заслужила подобный подарок судьбы - не знаю. Но как хочется, чтоб этот подарок был не последним.
Ирина Горбатова- ваш специальный корреспондент, с дороги Обнинск - Москва