Александр Градский"Труд"20.12.2003 По материалам: " |
"…В последнее время не вижу и кинопроекта, в котором бы хотелось поработать композитором. Три года назад мне показалось, что фильм "В августе 44-го..." может получиться интересным. Я к нему написал большой саундтрек. Но когда работа уже была сделана и начался монтаж картины, продюсер и режиссер начали тянуть одеяло каждый на себя, не понимая, что, во-первых, оно короткое, во-вторых, у них очень слабые руки. А в результате получается просто плохо.
Я сказал им: "Ребята, у меня 44 фильма. Дайте мне возможность нашу картину улучшить за счет грамотной расстановки музыкального материала, за счет правильного монтажа..."
Мне ответили: "Нам столько музыки не надо, мы не оперу снимаем". Я засомневался - может, отстал от жизни. Дома просмотрел подряд кассеты "Матрицы" и "Гладиатора" и понял, что прав. Современные масштабные постановки невозможны без мощнейшей поддержки большого блока симфонической музыки. Особенно, когда в картине плавный сюжет: бродят по лесу солдаты - и все. Если такое изображение не насыщено музыкальным материалом, то это скучно. И никакие сверхпопулярные актеры ситуацию не спасут".
"Все разговоры о бунтарстве - это к критикам. Они в музыке ни хрена не смыслят, а писать о чем-то надо. Вот они и родили такую фальшивую теорию, которую потом подхватили и превратили в журналистский штамп. Большинство наших "рокеров" вообще никогда не играли рок-н-ролл.
Они не знают, что это такое.
Сыграй какую-нибудь их рок-композицию просто под гитару - получится чистый блатняк. Глушить слушателя тяжелым звуком, орать: "Пошли вы все к чертовой матери", - ломать на сцене инструменты - на все это много ума не надо. Вот мы какие "протестанты". А в чем протест? Очевидно, отвергается якобы причесанное и прилизанное советское искусство. Но, протестуя против одного, нужно взамен предлагать что-то другое. А что они могут предложить? Внешний вид, активную позицию, социальные тексты? Все это звучит эмоционально, жестко, истово.
Но что тут нового в музыке? Квинтовый круг и привет. Спой это под семиструнку - получишь незамысловатую дворовую песню. Послушайте лучшую западную рок-музыку, какая там полифония, ритмы, гармония, оригинальные звуковые находки! Это по-настоящему другая музыка".
"Как только закончится строительство моего театра, я сразу там что-то поставлю в этом жанре. Постараюсь не совершать ошибок других.
Например, "Норд-Ост" погубили ежедневные показы. Даже московская публика такого напряженного графика не выдержала. "Нотр-Дам" идет раз в неделю и живет уже не один год - грамотные люди... Я пока не знаю, о чем будет мой мюзикл.
Думаю, иголка потянет за собой нитку. Буду отталкиваться от конкретного сюжета. Если для него чечетка будет органична - будем бить чечетку, если нет - танцевать не будем. Драть непосредственно с Бродвея - глупо. Но главный принцип останется: актеры должны уметь двигаться. Даже в опере певец обязан быть во всем органичным, уметь двигаться, а не только стоять у колонны и, схватившись за сердце, орать в зал".
"Шаляпин в течение последних 25 лет карьеры пел всего 5 или 6 партий. Я бы застрелился со скуки. А с Большим театром дружбы не получилось вот почему. Евгений Светланов позвал меня поработать в "Золотом петушке" как приглашенного артиста. И очередной спектакль был назначен, кажется, недели через три. Но мне вдруг звонят из театра: у нас замена, у вас вечером спектакль, будет австрийский посол. Я сказал, что вчера пил пиво, и отказался. Не могу же я экспромтом после вечернего возлияния петь сложнейшую партию с диапазоном в три октавы. О таких вещах надо заранее сообщать.
К приглашенному исполнителю нужно относиться с уважением. В Большом по этому эпизоду было разбирательство, и Градского решили больше не приглашать. Светланов мне звонил: "Я буду с ними ругаться, мне очень важно, чтобы пел именно ты". Но я его отговорил скандалить. А потом надо знать Евгения Федоровича: он делал что-то гениальное, фиксировал результат, и шел делать что-то новое. Я и сам такой. Сегодня в Большом театре с балетом вроде бы все в порядке - танцовщики пашут с утра до ночи.
А вот с оперой просто беда: замшелая атмосфера, плюшевые декорации... Помню, лет семь назад с "Бориса Годунова" ушел после первого акта. Невозможно было ни смотреть, ни слушать. Скукотища".