Александр Градский:Светлана Филиппова |
Александр Градский, певец, композитор, поэт, народный артист Российской Федерации, родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области. Отец - инженер-механик, мать - драматическая актриса. После переезда в Москву учился в музыкальной школе, увлекался джазом и тогдашней советской эстрадой. В 1963 году Градский уже пел вместе с группой польских студентов "Тараканы" (блюзы и рок-н-роллы!). В 1965 году он организовал группу "Славяне" - первую популярную советскую англоязычную (!) рок-группу, которая просуществовала 1 год. Позже были вполне успешные "Скифы", а чуть позже - забойные "Лос панчос", игравшие звездные хиты на танцах. Группа "Скоморохи" родилась в 1966-м, когда Градский окончательно понял, что петь надо свои песни и на родном языке. В 1967-м Градский начинает работать в филармониях, знакомится с Давидом Тухмановым, ездит с ним на гастроли в качестве соло-гитариста.
В 1969 году Градский поступил в Институт Гнесиных на факультет сольного пения. К этому периоду относятся "Баллада о птицеферме" и маленькая рок-опера "Муха-Цокотуха". Тогда же появляются первые студийные записи Градского и "Скоморохов" на радио "Юность", о нем заговорил "Голос Америки". Первые записи Градского в студии стали единственными и первыми в своем роде рок-композициями в СССР, записанными студийным многоканальным способом. В 1973 году музыковед Аркадий Петров знакомит его с режиссером будущей кинокартины "Романс о влюбленных" Андроном Кончаловским. Тот предлагает Градскому участвовать в его фильме в качестве певца, автора песен, части стихов и всей музыки. Картина вышла в 1974 году. В том же году за первый LP А. Градского с музыкой из "Романса" журнал Billboard присуждает ему титул "Звезда года" за "выдающийся вклад в мировую музыку". В 1975-м Александр Градский поступает в Московскую консерваторию в класс композиции Тихона Хренникова и тогда же записывает "Как молоды мы были" Пахмутовой и Добронравова - единственную песню, раскрученную на ТВ и радио. Все остальные его работы по сей день носят печать "неформат". С 1980-го Градский работает исключительно в студии: "Утопия А.Г.", "Сатиры ", "Сама жизнь", "Звезда полей", "Ностальгия", "Флейта и рояль" на стихи классиков, "Концерт-сюита", "Размышления шута" (сборник записей 1971-1974 годов, на русском языке в разных рок-стилях), "Монте-Кристо", "Экспедиция" (на свои стихи), рок-опера "Стадион" (либретто А.Г. и Маргариты Пушкиной, опера благополучно провалилась), балет "Человек" (либретто А.Г.).
В 1987-м Градского наконец принимают в Союз композиторов и только тогда выпускают за границу. В США на закрытии творческой конференции деятелей искусств он поет так, что американцы устраивают ему 15-минутную овацию. В 1988 году он блестяще исполняет Звездочета в новом спектакле Большого театра "Золотой петушок" - одной из самых сложных для исполнения опер Римского-Корсакова. Он написал музыку и песни к 38 кинофильмам. Три его балета - "Человек", "Распутин" и "Еврейская баллада" - поставил Киевский театр балета (балетмейстер Г. Ковтун), а два последних - Театр балета на льду (худрук И. Бобрин). В последние годы Градский занят строительством своего музыкального театра в Москве.
Приехав в этот раз во Владивосток, Градский был отчасти весьма удивлен тем, что в "такой тмутаракани" его еще кто-то знает, и даже хлопает, и даже дарит цветы, и некоторые песни еще помнит наизусть, пишут «Ежедневные Новости. Владивосток».
- В вашем городе проваливаются концерты и у тех, кто по телевизору мелькает изо дня в день! А меня помнят. Значит, есть за что!
- Что касается оперы по Булгакову, то болтовня об этом идет уже очень давно. Я уже лет 30 назад сказал кому-то, что буду писать "Мастера и Маргариту", и вот каждый раз спрашивают. Как будто без этого мало всего. Да, может, я ее никогда и не сделаю! И хорошо. В числе моих заслуг будет никогда не написанное произведение.
- Меня в Нью-Йорке критик один ругал, что, мол, вас слишком много в разных жанрах! Но есть, конечно, вещи, которые я не пою. Джаз, например, не пою. Могу, а зачем? А Звездочета в "Золотом петушке" я вообще голосом пел, а не фальцетом, хотя у Римского стоит "фальцет". Это не очень тяжелая партия, просто там слишком высоко все надо петь.
- Я начинал карьеру с того, что для меня "Битлз" был просто потолок! Хотя сам был "леннонистом", в отличие от "маккартистов". А в течение жизни я и сам научился играть и петь, и сейчас я могу вокально, да и музыкально сделать такие вещи, которых Маккартни не смог бы никогда. Поэтому мне смотреть сейчас на него сложно. И понимаю, что это в музыкальном плане - детский лепет, и знаю, что это великий музыкант и великий детский лепет.
- Я такого уж ровного благополучия за собой не замечаю. Когда много отдаешь своей профессии, много знаешь... Но музыка - это же не поэзия, это не театр и даже не кино. Здесь все просто и легко определяется: есть три октавы, значит, есть голос. Получается филировать звук на до-диез - значит, ты гений. И даже если ты это делаешь сам один в туалете - этого уже достаточно для полного самосознания: я – лучше, чем Паваротти. Я не шучу. Когда ты поешь в "Санта Лючии" и не берешь дыхание в четырех фразах, хотя надо брать - есть цезура в нотах и все тенора делают четыре положенных вдоха - а у меня это цирк такой своеобразный. Но его может заметить только очень грамотный вокалист. И только когда ты помрешь, тогда кто-нибудь, слушая запись, случайно заметит: а этот-то, как его, бишь, вон чего умел! Ну, так вот, когда ты много умеешь, это, конечно, требует адекватной оценки. То есть когда тебя знает весь мир, носит на руках, и когда ты приезжаешь в город, останавливаются пароходы и - "салют мальчишу!". В моем случае этой оценки не произошло, надо быть честным. Поэтому о какой "ровности" может идти речь, когда у человека комплекс неоцененности! Причем тут "Мерседес"?
- А на месте Бориса Гребенщикова я бы мог от ордена отказаться только по одной причине: Пугачевой дали орден "За заслуги перед Отечеством" второй степени. Это какие такие у нее великие заслуги? Как можно после этого Гребенщикову четвертую степень давать? Я бы оскорбился...
Певец и композитор Александр Градский чувствует себя обиженным судьбой. На его концертах случайной публики не бывает. За столько лет успешной, на первый взгляд, карьеры великолепного музыканта он обрел своих фанатов, причем самого разного возраста. Одним дороги его песни на стихи Бернса, другие «тащатся» от рока, а кому-то подавай лучшие арии в исполнении бельканто маэстро Градского, пишет «Газета Владивосток».
- Про создание моего театра могу сказать, что каждый год мне кажется: осталось совсем чуть-чуть до финала. Но это продолжается бесконечно. Вечный дефицит времени.
- А довести до конца строительство собственного дома в Подмосковье?
- Тут та же самая история. Есть некая территория, где мечтается все обосновать по душе: чтобы полянка, мангальчик, пара шезлонгов под деревьями, а главное - полностью готовый для жилья дом, чтобы больше ни к чему строительному не прикасаться. Друзья, что обосновались напротив, отгрохали дом, заселились, а теперь живут практически на строительной площадке. Я предпочитаю изредка посещать свою загородную незавершенность.
- Но в вашей жизни так на многое можно показать широким жестом - это сотворил я! Оперы, сюиты, вариации, музыка к балетным спектаклям, циклы песен и так далее. Это как-то греет душу не вполне удачливого застройщика?
- Я много раз слышал в свой адрес, что размениваюсь на все музыкальные жанры, и поэтому непонятно - где я основной. Например, джаз я не пою. Хотя могу и даже пел Гершвина. Но есть многое, что я не возьмусь петь.
- В свое время о вашем исполнении арии Звездочета из оперы "Золотой петушок" Римского-Корсакова музыкальные критики отзывались восторженно.
- Все дело в том, что у автора написано - исполняется фальцетом, а я пел голосом, хотя партия написана в очень высоком регистре.
- Как поддерживаете голос в рабочем состоянии?
- Да никак не поддерживаю. Я никогда не распеваюсь перед концертами.
- Что природа дала - тем и пользуетесь?
- Почему природа? Я прошел отличную гнесинскую школу, где меня крепко вымуштровали.
- Своих студентов тоже муштруете?
- Я бросил преподавание. Выпустил два курса и оставил это дело. Сначала преподавал в училище им. Гнесиных, потом в институте, а завершил карьеру педагога по вокалу в качестве зав. кафедрой и профессора вокального отделения в ГИТИСе. Среди моих студентов вечно были те, от кого отказались все педагоги.
- Толк из кого-то вышел?
- Многие мои студенты разлетелись по разным музыкальным театрам и эстрадам. Кто-то укатил за границу. Вот Марина Хлебникова, пожалуй, больше всех на слуху.
- А ваши дочь и сын никогда не мечтали пойти по вашим стопам?
- По моим стопам, наверное, невозможно пройти дважды, а около они сами не хотят. У Машки иногда проскользнет порыв: давай займемся вокалом. А только я настроюсь, у нее тотчас же свои дела. Я вообще считаю, что для нее самое классное - выйти за хорошего парня замуж. Это лучше, чем с папиной фамилией петь под фонограмму...
- Александр Борисович, на концерте Пола Маккартни почему рядом с Путиным вас не оказалось?
- С Путиным сидел Макаревич, а я вообще с начальством редко оказываюсь рядом. Это плохая примета.
- Для кого?
- Для начальства! Я хотел нормально смотреть долгожданный концерт: орать, подпевать, прыгать, свистеть, издавать неприличные звуки. Из-за надуманного престижа изломать себе весь концерт? Не балдеть от души, а контролировать себя три часа подряд - бредятина.
- А наши отечественные кумиры, например, Николай Басков [Публично заявил о поддержке военных преступлений путина в Украине], который резко подался в политику, какие чувства у вас вызывают?
- Бог мой: Никуда его не выберут, вот увидите. Ни в какие депутаты никакой Госдумы. Я недавно принимал участие в передаче Соловьева "К барьеру". Мы "сразились" с Иосифом Кобзоном как раз на тему: зачем музыкантам политика? Спекулировать своей популярностью ради чьей-то политической карьеры? Ну, хочется Коле помелькать и на политической сцене, пускай. Только толку от этого никакого. Может, ну ее, эту политику?
- Поговорим о приятном. Мы с вами - земляки, оба уроженцы Челябинской области. Тянет в родные места, к уральским березкам?
- Я часто бываю на гастролях в Челябинске, но родной Копейск не посещаю. Ведь родители увезли меня в Москву семилетним пацаном. Да и родился я там волею случая - отец работал на Урале по распределению. Местное начальство меня, уже состоявшегося исполнителя, не жаловало, вечно вдогонку в Росконцерт летели какие-нибудь претензии типа: это же ваша родина, а вы здесь Высоцкого пропагандируете!..
- Творческие пути пересекались с выходцами с Урала: рок-группой "Ариэль", Олегом Митяевым?
- А что, Митяев - челябинский? Мы часто видимся, но ни сном, ни духом! А с "Ариэлем" мы впервые пересеклись на заре моей карьеры на первом в СССР Горьковском фестивале рок-музыки. Я тогда начинал с ансамблем "Скоморохи"...: Общаемся с земляками, когда сводит концертная судьба.
- Вы на подмостках уже лет тридцать пять?
- Уж скоро сорок лет! И поверьте мне, это только издалека кажется, что все было гладко. Когда много отдаешь профессии, то берешь на себя смелость адекватно оценивать свои успехи. Иногда вокальные упражнения (где-нибудь в туалете) достигают таких вершин, которых никто не слышит, но ты сам-то понимаешь, что взял верхнее до диез - этого достаточно для полного осознания.