Александр Градский и «Скоморохи»Фрагмент из энциклопедии "Музыка наших дней"(издана в 2002 году) В.Троегубов |
||||
В первый состав группы «Скоморохи» кроме вокалиста и гитариста Александра Градского (родился в 1949 г.) вошли ударник Владимир Полонский и клавишник Александр Буйнов. Чуть позже к ним присоединился бас-гитарист Юрий Шахназаров (будущий создатель группы «Аракс». Этот коллектив одним из первых в Советском Союзе начал играть собственную музыку. Песни писали почти все участники группы. Градскому принадлежат знаменитая песня «Синий лес», семнадцатиминутная рок-опера «Муха-Цокотуха» (по К.И.Чуковскому), юмористическая «Птицеферма», Гимн «Скоморохов». Шахназаров сочинил песни «Мемуары» (её можно услышать в фильме «Афоня») и «Бобёр», а Буйнов - «Алёнушку» и «Траву-мураву». Однако бит-концерты (термин «бит» казался официальной прессе тех лет более нейтральным, чем агрессивный и неуправляемый «рок») были не в моде, а на танцы группу с русскоязычным репертуаром не приглашали. «Скоморохи» играли на бесплатных или почти бесплатных концертах. Однако упорство коллектива принесло плоды. К 1969 г. «Скоморохи» стали популярны, и группу уже хотели слушать не только в Москве. Музыкантов начали приглашать в другие города. В 1971 г. на Всесоюзном фестивале «Серебряные струны», проходившем в городе Горький (ныне Нижний Новгород), «Скоморохи» получили шесть наград из восьми.
В 1966-1971 гг. в группе играли такие знаменитые впоследствии музыканты, как Александр Лерман (гитара, вокал; в дальнейшем участник коллектива «Ветры перемен», а после эмиграции в США - группы «Саша и Юра»), Юрий Фокин (ударные; позднее - «Цветы»), Юрий Саульский (клавишные, бас-гитара; после «Скоморохов» - «Машина времени» и «Арсенал»). К 1973 г. сформировался окончательный состав «Скоморохов»: Александр Градский - вокал, гитара, клавишные, скрипка; Сергей Зенько - флейта, саксофон; Юрий Иванов - бас-гитара; Владимир Васильков - ударные. Эти же музыканты записывали основные партии в сольных альбомах Градского.
После триумфального участия в фестивале «Серебряные струны» группа получила возможность записываться на радио. Её студийные работы стали первыми рок-композициями, записанными в Советском Союзе. Однако до официального издания ранних песен (альбом «Размышления шута», 1987 г.) прошли долгие шестнадцать (!) лет.
Первая долгоиграющая пластинка Александра Градского содержала музыку, написанную им для фильма «Романс о влюблённых» (1974 г., режиссёр А.С.Кончаловский). Песни из «Романса…» сделали автора и исполнителя (мужские партии Градский исполнил сам) известным не только в СССР. Престижный американский журнал «Биллборд» (Billboard) объявил Градского «звездой года» (1974 г.) «за выдающийся вклад в мировую музыку».
В 1974 г. Градский окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по специальности «оперный и концертно-камерный певец». В следующем году он поступил в Московскую консерваторию в класс композиции. (В 1987 г. музыкант стал членом Союза композиторов).
Впоследствии Александр Градский написал еще много музыки для кино, но основной сферой его деятельности, видимо, стоит признать студийную работу. В 1980 г. вышла пластинка «Русские песни», которую известный музыкальный критик Артемий Троицкий в книге «Рок в СССР» (1991 г.) назвал «первым значительным рок-альбомом». Для Градского эта работа стала открытием собственной художественной формы - вокальной сюиты. За шесть лет он создал еще шесть подобных альбомов. Кроме того, композитор записал рок-оперу «Стадион» (1983-1985 гг., либретто и стихи М.Пушкиной и А.Градского), балет «Человек» (1987 г., либретто А.Градского по мотивам произведений Р.Киплинга), несколько альбомов авторских песен.
Современная энциклопедия Аванта+. Музыка наших дней / Вед. ред. Д.М.Володихин. - М.: Аванта+, 2002. С. 340-341.