Верным путем

(Градский и Макаревич)

Для сайта "www.gradsky.com"


Собрал для сайта АГ - Олег Петухов

Маленькие открытия, регулярно совершаемые друзьями сайта www.gradsky.com - самого градского места во всей мировой cети - вполне могут служить информационными поводами для заметок-ворчалок старого АГ-коллекционера и архивариуса, которым ваш покорный слуга вот уже 27 лет является. Т. е. с 1975 года, когда моя двоюродная сестричка Люда, между прочим, чистокровная украинка, жительница Корсуня-Шевченковского (тут же напрашивается тема - Градский и Украина) прислала мне перепечатанную на машинке статью Аркадия Петрова из журнала "Юность" (Б1). Потом я купил маленькую пластинку с четырьмя песнями из "Романса о влюблённых" (Д1). С тех пор не представляю своей жизни без этого голоса. Даже когда слушаю музыку Градского в исполнении симфонического оркестра - все рано слышу ГОЛОС...

Так вот, говоря о поводах, поскольку сам Александр Борисович таковыми не балует... Перечитайте, например его свежайшие интервью - ни слова о последних работах, о планах и замыслах, о том, что поет и пишет композитор и певец Александр Градский. Разумеется, А. Г. никак нельзя отнести к тем "властителям дум, у которых нет и не может быть никаких особенных дум за пределами их профессии" (А. Абельский), и его суждения о чем бы то ни было всегда содержательны, дерзновенны и ярко индивидуальны, как и его музыка. Но ведь любим-то мы его и за профессию тоже!

Скорее всего, это не вина журналистов, не проявляющих интереса к авторским замыслам А. Г., а просто сам А. Г. обходит стороной эту тему. И будет так делать, наверное, до тех пор, пока не соберет в кулак свою творческую волю и не доведет наконец до ума оперу по "Мастеру и Маргарите" Булгакова. Вот ведь Эдуард Николаевич Артемьев завершил же свой "долгострой", которому тоже не меньше двадцати пяти лет - оперу по "Преступлению и наказанию" Достоевского. Написал партитуру, приступает к записи. А фирма "Электрошок Рекордс", возглавляемая Артемием Эдуардовичем Артемьевым (всегда очень обстоятельно и уважительно отвечающим на мои электронные послания-вопрошания) уже запланировала дату релиза.

Ждем-с. А пока обратимся к Дискуссии о песне, чтобы поговорить на тему "Градский и Макаревич".

***

Можно Лермонтова знать плохо,

Можно Фета пролистать вкратце,

Можно вовсе не читать Блока...

Но всему же есть предел, братцы!

Я не случайно вспомнил известное стихотворение-пародию Леонида Филатова (в подражание Роберту Рождественскому). Под Лермонтовым, Фетом и Блоком в данном случае мною подразумевается Андрей Макаревич, написавший в 1971-м году своего знаменитого "Солдата":

Я с детства выбрал верный путь,

Решил, чем буду заниматься.

И все никак я не дождусь,

Когда мне стукнет восемнадцать...

Слова и музыка Андрея Макаревича. "Машина времени". 1971 год.

"Солдат" - вещь не просто знаменитая, а, как сейчас говорят, культовая, знаковая. Во всяком случае в те времена, когда песни Макаревича передавались из уст в уста, переписывались из тетрадки в тетрадку (для меня это были 1979-80 гг.), "Солдат" непременно входил в "избранное", как "Марионетки", "Солнечный остров", "Будет день", "Пока горит свеча"...

Вот как сам Андрей Вадимович вспоминал о написании "Солдата":

"...Я делал и ироничные песни с какими-то там "приколами". Ну, скажем, вот:

Я с детства выбрал верный путь...

... Тогда приду в военкомат...

... Мне форму новую дадут...

...но огорчает лишь одно,

что мне служить всего два года...

Причем, значит, наш-то круг понимал, что это "подкол" ужасный, а старшее поколение считало, что это в общем... ну самая что ни на есть патриотическая песня. Вот на такой грани юмора шла работа" (Б2).

"Солдат" был включен в альбом "Это было так давно" ("День рождения") - практически первый полноценный (подпольный, естественно) студийный альбом "Машины времени" 1978 года. "...Из сундуков была изъята песня "Солдат", датированная 71-м годом и посвященная актуальному тогда для 18-летнего Макаревича вопросу о воинском призыве", - туповато объясняет происхождение песни соответствующая литература (Б3). В 1993 году альбом был издан официально на 2-х виниловых пластинках (Д2), а позднее на компакт-диске. В том, что издание состоялось, была, между прочим, определенная заслуга Градского. На обложках пластинок помещен следующий текст:

"Запись эта родилась в ночное время летом 1978 года в учебной речевой студии ГИТИСа в обстановке строжайшей конспирации. Осуществлял запись Саша Кутиков, игравший на этом отрезке жизни в "Високосном лете". Оригинал впоследствии был утрачен, и лишь полгода назад у запасливого Саши Градского обнаружилась приличная копия. Кутиков вернулся к своей работе четырнадцатилетней давности и отреставрировал ее как мог. Скажем ему спасибо за это.

А. Макаревич"

РОК-ГРУППА «МАШИНА ВРЕМЕНИ» «Это было так давно» (запись 1978 г.) РОК-ГРУППА «МАШИНА ВРЕМЕНИ» «Это было так давно» (запись 1978 г.) РОК-ГРУППА «МАШИНА ВРЕМЕНИ» «Это было так давно» (запись 1978 г.) РОК-ГРУППА «МАШИНА ВРЕМЕНИ» «Это было так давно» (запись 1978 г.)
Студия ГИТИС, запись 1978. © Ritonis / Sintez, 1993

"Солдата" в исполнении "МВ" можно услышать также на двойном альбоме "МАШИНЕ ВРЕМЕНИ - 20!" (Д3) - записи юбилейного концерта группы, состоявшегося 27 мая 1989 года. На этом событии следует остановиться подробнее.

"...Концерт доверили вести Александру Градскому, большому другу "Машины". Под всеобщие овации Градский объявил группу "Шанхай"... Петр Подгородецкий... Затем Градский объявил группу "СВ"... Майк Науменко... "Секрет"... Малоизвестная группа из Швейцарии... Затем А. Градский, спев несколько песен, под аплодисменты закрыл первую часть концерта.

Второе отделение началось с сюрприза. Микрофон взял А. Макаревич и рассказал о том, что в те времена, когда еще не существовала "Машина", он бывал на концертах группы "Скоморохи" и, открыв рот, мечтал о том, как сам будет играть. "Скоморохи" просуществовали недолго и вот сегодня, в честь юбилея, они собрались снова. На сцену вышли музыканты. Руководитель "Скоморохов" А. Градский поведал о том, что клавишник Александр Буянов проработал 17 лет в различных ВИА, в том числе и в "Веселых ребятах", а ныне "порвал с этой ерундой и занялся настоящей музыкой". Бас-гитарист Шахназаров стал руководителем оркестра Аллы Пугачевой... Выступление "Скоморохов" вызвало восторг среди музыкантов, находящихся на сцене. Зал же внимательно слушал, ведь песни "Скоморохов" большинство узнало впервые. Надо сказать, что и нынешним музыкантам есть чему поучиться у группы, песням которой не менее 20 лет.

И вот наступила кульминация. На сцену под громовые аплодисменты "выкатилась" 20-летняя "Машина времени"...

...Александр Градский, закрывая концерт, сказал о том, что такого он не видел никогда. По его мнению, это был лучший концерт и праздник русского рока, который подарил всем зрителям Андрей Макаревич и его "Машина времени".

...И в эту минуту думается о том, что стоило работать 20 лет, чтобы принести такую радость всем тем, кто болеет душой за судьбу русского рока, кто столько лет был поклонником "Машины времени"." (Б4).

К сожалению, в процитированной статье (вообще содержащей много неточностей) не указано, кто играл на ударных в возрожденных по случаю "Скоморохах - I". Судя по записи - какой-то очень хороший барабанщик. Может быть, Владимир Полонский? Именно таким составом: Александр Градский - Александр Буйнов - Юрий Шахназаров - Владимир Полонский - в своё время впервые в полный голос заявили о себе "Скоморохи".

К описываемому моменту Буйнов (а не Буянов) только-только завершил свою многолетнюю службу в "Веселых ребятах". Но говорить о том, что он де "покончил со всей этой ерундой", было явно преждевременно, - как мы теперь знаем. Поспешил А. Г. с выводами. Юрий Шахназаров, многолетний лидер "Аракса" и создатель "Рецитала", к описываемому моменту от Пугачевой уже ушел, поиграл какое-то время в московском "Наутилусе" с экс-"машинистами" Маргулисом и Кавагоэ, а затем вовсе оставил музыку. Не исключено, что выступление на юбилее "МВ" было его последним выходом на сцену.

Замечательную рецензию на празднование 20-летия "МВ" написала Маргарита Пушкина. Напечатана статья была в альманахе "РОКАДА", в первом выпуске за 1989-1990 гг. Редактором издания был Валерий Сауткин, автор текстов "скомороховского" гимна, а также "скоморошьих" песен Буйнова и Шахназарова. Пушкина в журнале выполняла функции заместителя редактора. В альманахе публиковались прекрасные статьи - Ильи Смирнова, Марины Тимашевой, Аркадия Семенова... Имя Градского присутствовало во многих материалах, да и сам дух издания был очень хороший, правильный, градский. Журнал у меня украли. Но слова Пушкиной о выступлении Градского из упомянутой рецензии помню, наверное, дословно: "Три песни, исполненные мэтром под гитару, подаренную Джоном Денвером, стоят нескольких лет существования любой рок-группы". А "Скоморохи", открывавшие второе отделение, по мнению Маргариты Анатольевны, "показали всем фомам неверящим, кто и где зимует" (Б5).

Музыковед Аркадий Евгеньевич Петров, рецензируя уже двойной альбом с записью юбилейного концерта, выпущенный фирмой "Мелодия" (Д3), писал:

"Макаревич и его группа поступили совершенно правильно, пригласив на юбилейный "концерт двадцатилетия" (27 мая 1989 года) своих друзей по московскому року шестидесятых-семидесятых годов: группу "Шанхай", Градского со "Скоморохами", Петра Подгородецкого, "СВ" с Алексеем Романовым... Все это дало возможность ностальгически -- и почти по Уэллсу -- совершить путешествие в прошлое. И каким же симпатичным оно оказалось!

...Чудесный сегодняшний Градский, с удовольствием играющий роль Градского начала семидесятых. Шлягер тех лет "Скоморохи", рок в русском ключе:

Тяжко дело - не беда,

Ой-да радуга-дуга...

Мчатся сани-самокаты по дорогам...

Что ни шутка - в глаз, а не в бровь...

И дьявольский, ядовитый хохот, всякому "тогда" понятный намек-деталь:

В броу-оу-оу-оу-овь!..

Чудесная баллада "Лестница". Ее автор - один из лучших московских рок-вокалистов начала семидесятых Александр Лерман давно уже в эмиграции, но - вспомнили песню, и тень Лермана также незримо возникла на сцене. Память о музыкантах не исчезает. Рукописи не горят!

Да, удивительные были времена. Еще никаких авангардов, панка и "трэша". Из русской традиции и новейшей по тем временам технологии ("Лед Зеппелин", Хендрикс) рождался любопытный сплав..." (Б6)

Напомню, что Александр Лерман пел и играл в "Скоморохах" Градского в 1970-72 гг. Празднование двадцатилетия "МВ" было также зафиксировано на кинопленке (Ф1). Фильм "РОК И ФОРТУНА" в 1989-90 гг. вышел в широкий прокат и показывался в кинотеатрах по всему СССР.

С 20-летия "МВ" начались юбилейные обмены поздравлениями между Градским и Макаревичем. В январе 1990 г. Андрей выполнил роль ведущего на праздновании 40-летия А.Г. Этот исторический момент был увековечен в кинофильме-концерте "Антиперестроечный блюз" (Ф2). Помимо концертных номеров в картину были включены некоторые монологи, записанные вне сцены. Вот, например, первый монолог Андрея Вадимовича (цитирую по магнитофонной записи):

А. Макаревич: "... Очень трудно передать словами атмосферу тех лет, когда мы начинали. Ее помнят только те, кто это застал. Мы были помешаны на рок-н-ролле так, как сейчас не бывает. Мы были очень непрофессиональны. Саша Градский - профессионал. Но его тогда не это тащило по жизни, а то, что он был точно так же, как мы, помешан на этой музыке. И это было для нас как наркотик, мы не могли этим не заниматься. Ничто больше не интересовало.

Для меня все началось в 1970-м году, когда мы впервые увидели "Скоморохов". На меня это произвело очень тяжелое впечатление, потому что до этого момента мне казалось, что мы что-то из себя уже представляем. Все оказалось гораздо хуже. Сочетание небывалого по тем временам мастерства с небывалым же нахальством давало вот тот самый рок-н-ролл, который был моим идеалом. И я понял, что к этому мы никогда не придем. И я боюсь, что если бы "Скоморохи" к нам тогда отнеслись хуже или вообще никак не отнеслись, может быть, я бы бросил музыку с того момента и к ней уже не вернулся. А Градский неизвестно почему увидел в нас, ну, если не детей своих, то младших собратьев. Подошел с протянутыми руками. Скандально учил нас петь, безуспешно совершенно. Приходил на концерты, стоял за кулисами, пел вместе с нами. Причем у него без микрофона получалось громче, чем у нас со всей усилительной аппаратурой...

Это продолжалось довольно долго. Я не могу сказать, что группа "Скоморохи" это наши какие-то прямые учители. Но вот их отношение к нам, и то, что они, будучи гораздо выше нас тогда, нас держали за равных в общении, нам очень помогло. ...А вообще, Градский совершенно жуткий тип, и дружить с ним двадцать лет подряд может только такой человек, как я!.."

Мне, однако, кажется, что Александр Борисович не совсем безуспешно учил петь Макаревича сотоварищи. В тех вещах, которые записывались в 1978-80 гг. и где Андрей Вадимович действительно старается петь, демонстрирует довольно экстремальный рок-вокал, а не просто разговаривает под гитару, - влияние Градского вполне ощутимо. Во всяком случае, именно таким было мое первое впечатление от впервые услышанной записи "МВ", а это была песня "Пока горит свеча".

Точно так же, мне кажется, и Юрий Шевчук, прежде чем записать свою знаменитую "Периферию", неплохо ознакомился с вокальной манерой Градского и наверняка послушал его "Сатиры". Петь рок по-русски, причем петь образно, выразительно, не теряя сути и музыки поэтического слова - вот она, ШКОЛА ГРАДСКОГО, обойти которую людям, пытавшимся заниматься этим искусством всерьез (имею в виду и рок-бардов, и композиторов), я думаю, было просто невозможно.

А. Макаревич: "...А с чего мы вдруг запели по-русски? Есть версия, что мы услышали поющего по-русски Градского, обалдели от этого и быстренько начали петь по-русски. Это не совсем так. У нас уже были песни на русском, но, когда мы услышали Градского, это была катастрофа для нас. Я понял, что это настолько недосягаемо, он так раскованно ведет себя на сцене, что нам лучше сразу бросить и не браться за это дело. И если бы он сам отнесся к нам несколько иначе, наверное, так бы и произошло. А он к нам отнесся, как к равным, и на репетициях у нас сидел, и объяснял какие-то вещи. Тогда при горкоме комсомола был бит-клуб, и мы подали заявку, чтобы нас прослушали. Играли мы, конечно, ужасно. У нас было два усилителя, в которые мы втыкали все. Мы выходим, дрожим, потому что в зале - ну, боги сидят... На первой песне у нас из двух усилителей сгорает один. Мы втыкаем в оставшийся ящик все, что можно, и пытаемся как-то допеть. И потом я страшно обламываюсь. Встают эти люди, которые рок-н-ролл несли, и начинают - как на партсобрании: "Давайте, товарищи, обсудим... Вот, знаете, сыро, незрело, поют нечисто". Это было такое крушение идеалов! Один Градский встал и сказал: "Вы несете чепуху! Помяните мое слово: через два года эту команду услышат. Я чувствую, что в них есть дух наших скоморохов, и этот дух правильный!" Через два года нас уже они пригласили стать почетными членами этого клуба, мы приехали, снисходительно сыграли два концерта, но в клуб не вступили..." (Б7).

Эти слова были сказаны Андреем Макаревичем писателю Александру Житинскому в конце 80-х гг. Но вот одно из сравнительно недавних его интервью, и в нем вновь - слова признательности А.Г.. Какой, все-таки, благодарный человек Андрей Вадимович! Кстати, в этом недавнем интервью А.М. вспоминает, что на памятном первом прослушивании в бит-клубе среди прочих песен исполнялся и "Солдат", к которому мы еще вернемся.

А пока, возвращаясь к концерту на 40-летие А.Г., хочу напомнить, что именно там впервые прозвучала песня-посвящение Градскому, которую Макаревич сочинил на мотив песни "Экспедиция" А.Г.. Я давал ее текст в подборке "ЖИВЬЁМ В "РОССИИ" И КАРНЕГИ-ХОЛЛЕ. Юбилейные концерты Александра Градского". Макаревич включил это сочинение в свой стихотворный сборник, вышедший, если не ошибаюсь, в 2000-м году. А на концерте в честь последнего дня рождения А.Г. 3 ноября 2001 года в концертном зале "Россия" он вновь спел эту песню, добавив к ней несколько новых куплетов. Очень интересно было бы послушать и почитать.

В 1993-м году сорок лет стукнуло уже Андрею Вадимовичу. Пришла пора Александру Борисовичу петь посвящение другу-юбиляру. Что он и сделал. Юбилейный концерт Макаревича транслировался по 1-му каналу ЦТ ("Останкино"). Я очень хорошо помню, как на сцену вышел А.Г. с гитарой, прочитал стихотворное вступление и запел... на мотив "Солдата"!

Прим.: Подарок, который всегда с тобой, Он с детства выбрал верный путь

Правда пел он этот мотив очень по-своему. У "Машины времени" "Солдат" - разбитной чарльстончик. А Градский сделал из него протяжную балладу, этакий "вокализ в рапиде". А в своем тексте (включая зачитанную стихотворную преамбулу) очень интересно обыграл тему "верно выбранного пути", сравнив свой личный творческий путь с путем и выбором Макаревича. Очень жалею, что не смог зафиксировать это исполнение на магнитофонной ленте. Больше я его никогда не слышал. А ведь получилась, по-моему, прекрасная, совершенно оригинальная вещь, которую стоило бы издать на пластинке.

(Кстати, если бы собрать в один альбом всевозможные гостевые выступления Градского - в рок-концертах, на авторских вечерах композиторов, в программах с классическими музыкантами, с зарубежными мастерами искусств и т.д. - мощнейший диск получился бы. Я даже название к нему придумал: "Незнакомый Прохожий Live". "Лайв" - потому что обязательно должен быть еще и студийный "Незнакомый Прохожий" - сборник записей для кино и пластинок, сделанных А.Г. с разными авторами.)

А вот пел ли Александр Борисович макаревичевского "Солдата" в его аутентичном виде? - я не знаю. Но почему бы и нет? В интервью Кате Прянник ("Кто не спел, тот опоздал"; кстати, интервью содержит несколько весьма содержательных реплик А.Г. касательно творчества "Машины времени"), Градский говорит: "Андрей любит, когда я пою его вещи".

И действительно. Помню, в 1987-м году в радиопередаче "Мир увлечений" редактор Татьяна Бодрова (с которой Градский делал свой всесоюзный "Хит-парад") провела "круглый стол" с участием А. Градского, А. Макаревича и Александра Ситковецкого, лидера группы "Автограф". В тот момент, когда Макаревич начал перечислять последние записи своей группы, Градский весело вклинился и пропел: "...И только кошка гуляет сама по себе, и лишь ля-ля-ля с котом!" Макаревич довольно рассмеялся.

Наверное кто-то, кто находится поближе к этим музыкантам, мог бы привести более серьезные свидетельства их сотворчества. (Так звукорежиссер "Машины" М. Капитановский весьма остроумно описал совместную поездку "МВ" и А.Г. в США в 1988-м году.) Я же, увы, могу вспомнить лишь то, что стало достоянием ТВ, радио или печати, и притом попалось мне на глаза.

Вот, например, в какой-то телепередаче типа "Мир и молодежь" демонстрируют куцый фрагментик финала фестиваля "Рок-панорама-86". Играет "Машина времени", на сцену выскакивает Градский, показывает аккорды клавишнику Александру Зайцеву, следом поднимается Александр Лосев ("Цветы"), забирает бас-гитару у Кутикова, - и все вместе начинают задорно джемовать классический забойный рок-н-ролл...

Вот транслируется концерт по случаю международного Форума творческой интеллигенции, созванного в 1987 г. М.С. Горбачевым. Трио в составе: Градский, Макаревич и Крис Кристофферсон поет "Мы преодолеем!"...

А вот и программа "Смак". Градский и Макаревич маринуют луковицы ("мировой закусон!"). Лук надо резать в строгой пропорции: одна долька на полтора укуса. У Макаревича что-то не получается, Градский зычно покрикивает, Макаревич снисходительно посмеивается...

Разумеется, нельзя не вспомнить оперу "Стадион", в которой композитор Градский доверил исполнить роли-партии "машинистам" А. Макаревичу и А. Кутикову...

...обложку диска А. Градского "Экспедиция", оформленную А. Макаревичем, - дружеский шарж на великую империю-провинцию, "эпоху-страну", которую Александр Борисович любовно прозвал "совком"...

Все это (а также песня "Солдат") бесспорно свидетельствует о творческой и человеческой близости Градского и "Машины времени". Но мне кажется, не менее важно поговорить и о различиях.

Градский и "Скоморохи" закладывали у нас основы профессиональной рок-музыки. Музыки совсем новой, новаторской, очень демократичной, но при этом связанной с вековыми национальными и классическими традициями и способной существовать на равных со всей мировой МУЗЫКАЛЬНОЙ музыкой, будь то симфония, опера, джаз или фольклор. Макаревич и его команда выбрали свой "верный путь" - очень честный, органичный, никоим образом не заемный и вполне соответствующий имеющимся дарованиям. Путь бытовой любительской песни (сколь бы ни был при этом изощренным текст и электрическим звук), или, по определению Градского, "СНГ-музыки" (Советской Народной Гитарной). И эта музыка действительно стала народной, массовой, массово любимой. И массами же производимой, поскольку именно тем же путем, вслед за Макаревичем пошли все, кого только и стали в конце концов называть "русским роком".

Ничего не имею против этой народной музыки, в моей жизни она всегда имела большое значение, и до сих пор имеет... Но представьте, что подобная метаморфоза произошла бы с изобразительным искусством! То есть основным, главенствующим и практически единственным направлением в живописи стал бы наив, фольклорный примитивизм в духе Пиросмани. Пиросмани бесспорно гениален, но всех вершин изобразительного искусства все же не затмевает, всех пределов не исчерпывает. А в русском роке подобное произошло...

Градский, конечно, тоже с полным правом может быть отнесен к русским народным рок-СНГ-музыкантам за свою "авторскую песню" - симбиоз городского романса, блюза и публицистической поэзии (именно в этом они, может быть, музыкально родственны с Макаревичем, хотя и здесь различий предостаточно). Но это лишь одна, небольшая часть творчества музыканта, которого историк Илья Смирнов справедливо назвал "человеком-консерваторией" (Б8). Градский вообще уникален тем, что и как автор, и как исполнитель сочетает в одном лице черты музыканта как академического, так и фольклорного типа (хорошая тема для чьей-нибудь диссертации). Ведь уважаемый Александр наш Борисович, напомню, -

он и сам себе рок-группа,

он и поющий поэт-актер/бард/шансонье/фолксингер,

он и супервокалист-универсал,

он и мультиинструменталист/звукорежиссер, с ювелирным мастерством в одиночку записывающий в студии многослойные партитуры.

И еще - он настоящий КОМПОЗИТОР в полном академическом понимании слова. Мастер крупной формы, блестяще владеющий секретами музыкальной драматургии, - вспомним "Стадион", "Человека", все пластинки-сюиты, которые так и хочется назвать монооперами. Вспомним, наконец, его замечательную музыку для кино. Ведь и "Романс о влюблённых", и "Монте-Кристо", и "В августе 44-го..." - это не что иное, как законченные, очень цельные - в полном контрастном единстве составляющих их песенных и инструментальных номеров - музыкальные произведения. Может быть, Александр Борисович все же захочет издать их в виде отдельных СД-альбомов. Было бы очень здорово. Ну и до "Мастера и Маргариты", конечно, хотелось бы дожить...

Что же касается его "общей платформы" с "Машиной времени", - послушаем еще раз Андрея Вадимовича. Второй монолог из фильма "Антиперестроечный блюз":

А. Макаревич: "Сейчас очень много появилось всяких околомузыкальных рассуждений на тему того, что же такое все-таки "рок-н-ролл" и что такое "не рок-н-ролл". Меня это самого всю жизнь интересовало, и я ответа убедительного для себя пока не нашел. Поэтому я исхожу из своих, абсолютно субъективных ощущений. Мне кажется, что все, что делает Саша Градский, - будь это то, что он делает с группой, будь это опера, будь это симфонический балет, будь это его авторская песня, - для меня это все равно рок-н-ролл. Независимо от того, какими музыкальными средствами он в даный момент пользуется".

"Наверно потому, что все-таки для нас это состояние души", - добавляет появляющийся в кадре Александр Борисович.

Состояние души. Ощущение жизни. И ведь правда, когда Андрей Макаревич поет:

"...Не стоит прогибаться под изменчивый мир!.."

- то выражает этим и абсолютно градскую жизненную и творческую позицию.

А когда поет Александр Градский:

"...Мы не ждали зов трубы,

Мы были клапаны и трубы,

И в нас не чьи-то дули губы,

А ветры духа и судьбы!.."

- то за его "мы были" непременно видишь и Андрея Макаревича с его "Машиной времени"...

Олег Петухов

Июнь 2002 г.

для сайта "АЛЕКСАНДР ГРАДСКИЙ" (http://www.synnegoria.com/gradsky/).



БИБЛИОГРАФИЯ

Б1. Аркадий Петров "Метаморфозы Александра Градского" - "Юность" № 2, 1975 г.

Б2. Николай Добрюха, книга "Рок из первых рук" - Москва, издательство "Молодая гвардия", 1992 г.

Б3. "100 магнитоальбомов советского рока. 1977-1991: 15 лет подпольной звукозаписи" - М., "ЛЕАН", 1999 г.

Б4. "20 лет "Машине времени". Юбилей русского рока" - "Российская музыкальная газета" (ежемесячное издание Союза композиторов РСФСР) № 9, 1989 г.

Б5. "РОКАДА". Первый выпуск. 1989-1990 гг.

Б6. Аркадий Петров "Машина времени" - Общесоюзный ежеквартальный журнал "Мелодия" № 1-2 (46-47), 1991 г.

Б7. Александр Житинский "Путешествие рок-дилетанта" - "Лениздат", 1990 г.

Б8. Илья Смирнов "ВРЕМЯ КОЛОКОЛЬЧИКОВ. Жизнь и смерть русского рока" - Москва, издательство "ИНТО", 1994 г.


ДИСКОГРАФИЯ

Д1. Песни из кинофильма "РОМАНС О ВЛЮБЛЕННЫХ":

  • "Любовь" (А. Градский - Б. Окуджава).
  • "Песня о дружбе" (А. Градский - Б. Окуджава).
  • "Песня о матери" (А. Градский - Н. Кончаловская).
  • "Песня о птицах" (А. Градский - Н. Глазков).

Пластинка-миньон фирмы "Мелодия", 1974 г.

Д2. "Машина времени". ЭТО БЫЛО ТАК ДАВНО. Запись 1978 г. SINTEZ SP02-0015. Альбом из 2-х пластинок


    Сторона 1
  • Избавление
  • День рождения
  • Посвящение хорошему знакомому
  • Ты и я
  • Девятый вал
    Сторона 2
  • Полный штиль
  • Марионетки
  • Маски
  • Флаг над замком
  • Гимн забору
  • Самая тихая песня
    Сторона 3
  • Белый день
  • День гнева
  • Песня о капитане
  • Песня о скрипаче, который играл на танцах
  • Наш дом
  • Солдат
  • Посвящение Стиви Уондеру (А. Макаревич)
    Сторона 4
  • Блюз о безусловном вреде пьянства (Е. Маргулис - А. Макаревич)
  • Шок (С. Данилин - Г. Барихновский)
  • Люди в лодках
  • Снег
  • Это было так давно (А. Макаревич)
  • Необычайно грустная песня, или Телега (Е. Маргулис - А. Макаревич)

А. Макаревич - гитара, ф-но, вокал

Е. Маргулис - бас, гитара, вокал

С. Кавагоэ - ударные, гитара, вокал

Е. Легусов - кларнет, саксофон

С. Кузьминок - труба

Запись подготовлена к изданию "ПЕТРОСТУДИО" 1992 г. Продюсер - А. Кутиков (с) (р) SINTEZ RECORDS 1993

Д3. "МАШИНЕ ВРЕМЕНИ" - 20! С60 31127 006 (2 пластинки)


ФИЛЬМОГРАФИЯ

Ф1. "РОК И ФОРТУНА".

"На экраны вышел фильм "Машина Времени : РОК И ФОРТУНА", посвященный 20-летию группы Андрея Макаревича. Он помогает окинуть взглядом прошедшие годы, сравнить новый репертуар "Машины" со старым и понять, наконец, каким образом группе удалось дожить до этого юбилея, преодолеть барьеры, в изобилии возникавшие перед ней все годы существования. В фильме также участвуют: группы "Шанхай", "СВ", "Лестница" (Швейцария), бит-квартет "Секрет", Александр ГРАДСКИЙ. Автор сценария и режиссер - Н. Орлов", - "Российская музыкальная газета" № 3 (15) 1990 г.

Ф2. "АНТИПЕРЕСТРОЕЧНЫЙ БЛЮЗ"
- первый (из трех на сегодняшний день) авторский фильм-концерт Александра Градского.

Информацию о фильме смотрите в подборках "Ухожу от вас в кино" и "ЖИВьЕМ в РОССИИ и в КАРНЕГИ-ХОЛЛЕ"


Предыдущая публикация 2002 года                         Следующая публикация 2002 года

Просто реклама и хотя музыка здесь не причем скачать бесплатно CD online https://mxm.com.ua/blog/dim/kak-sdelat-ochystku-y-profylaktyku-kanalyzatsyonnyh-y-lyvnevyh-setej-v-dnepre/

Страшно дикое упрямство, с которым люди отстаивают то, чего не существует. Спроси кого угодно — все скажут, что их не устраивает нынешнее положение дел. Но не могут договориться, как переустроить. То, что делают в США, это — здравый смысл. А у нас думают, как бы так исхитриться, чтобы здравый смысл не разрушил моих идей.... Подробнее