Книга recordов ГрадскогоПо материалам: " |
Александра Градского давно занесли в разряд даже не первопредков, а каких-то ископаемых ящеров отечественного рока. Но кроме этого замечательного обстоятельства да песни про оглянувшегося прохожего и первый тайм он в современном массовом сознании никак не представлен. Между тем, Градский - уникальнейшее в мире явление. Он не столько даже певец и музыкант, сколько музыкальная палата мер и весов. Или точнее - ходячая книга рекордов.
У Александра Градского нет комплекса недооцененности, есть комплекс неоцененности. Он до сих пор сокрушается, что никто так и не понял, на что он действительно способен во всей силе и славе своей, никто не способен вместить в свой мозг осознание его величия. Он страдает от своей уникальности, от того, что кроме Кобзона никого не может даже рядом поставить с собой по музыкальным способностям и мастерству. Над этими заявлениями можно смеяться. Но самое поразительное заключается в том... что все так и есть!
Градский - первый создал всесоюзно известную группу ("Скоморохи"), которая исполняла рок на русском языке.
Градский - редчайший в мире тенор с трехоктавным диапазоном голоса. Он может спеть любую сложнейшую оперную арию, не говоря уже об эстрадном и рок-репертуаре.
При том, он - единственный в мире певец такого уровня, который является одновременно - мультиинструменталистом. Во время записи его вещей на радио в 1972 году, Градский исполнил не только все вокальные, но и почти все инструментальные партии. Подобное до того делал лишь Пол Маккартни.
Именно Александр Градский написал первую в Союзе рок-оперу "Стадион" и собрал под свои знамена уникальнейший состав вокалистов от Макаревича и Ярмольника до Пугачевой и Кобзона. Кроме того, он автор трех балетов, в том числе - нашумевшего "Человека" по мотивам произведений Киплинга.
Градский впервые создал вокальную сюиту на стихи запрещенного Набокова и доказал, что Маяковский - рок-н-ролльный поэт ("Ностальгия", "Флейта и Рояль"). А его "Сатиры" на стихи Саши Черного стали едва ли не более крамольной программой, чем его собственные альбомы.
Он автор и других равно смелых и удачных музыкальных экспериментов. Со своей рок-группой (!) "Скоморохи" Градский записал также вокальные сюиты ""Сама жизнь" на стихи Элюара, которые, казалось бы, просто невозможно петь, и "Утопия А.Г." (Беранже, Шелли, Бернс).
Александр Градский стал первым человеком, который записал альбом рок-обработок популярных отечественных песен - от народных до революционного марша. "Русские песни" стали его "программным заявлением" наряду с "Размышлениями шута". Он стал самым молодым музыкантом в СССР (23 года), которому доверили написание музыки к двухсерийному фильму ("Романс о влюбленных").
И опять рекорд: за эту работу журнал "Billboard" признал Градского "Персоной года"!
Александр Градский - один из очень немногих музыкантов, исполняющих песни на собственные... не тексты, а именно стихи, стихи очень высокого художественного достоинства ("Фрукты с кладбища", "Несвоевременныя песни").
Кстати, о концертах. Градскому принадлежит абсолютный мировой рекорд концертных выступлений: 5 концертов в день в том самом трехоктавном диапазоне. И не под фанеру. Как некоторые "звезды" шоу-бизнеса во время "чесов" и грандиозных туров - живьем! Этого не делал никто и никогда.
Даже из своих юбилеев Градский умудряется сделать не бесконечное возложение венков, а крупномасштабное культурное событие. Диски "Живьем в России" и "Живьем в России – 2" показывают, насколько певец выкладывается во время исполнения любой вещи от арии Хозе до "Антиперестроечного блюза". В довершение всего, он сам монтирует свои музыкальные фильмы.
У этого человека столько достижений - равно уникальных и невостребованных - что он с легкостью отказывается от новых заведомых побед и от всякого увековечения своего имени.
Не моргнув глазом, отклонил предложение заложить звезду своего имени на соответствующей Аллее. Не захотелось куковать в асфальте по соседству с такими "деятелями", которым самое место на помойке культуры, а не на звездной аллее.
Блистательно исполнив партию Звездочета в римско-корсаковском "Золотом петушке", не захотел участвовать в склоках и интригах Большого. Когда его начали теснить в борьбе за право прокатиться с "Петушком" по миру, Градский всех культурно послал и гордо удалился.
Отказался от предложения Алексея Германа, который со свойственной ему безумной гениальностью "увидел" Градского в главной роли своего суперфильма "Хрусталев, машину!" А ведь это был бы реальный шаг к новому витку популярности, к актуализации в современном культурном пространстве. Но Градский вновь выбрал "башню из слоновой кости".
Со своими связями, авторитетом давно мог бы позволить себе забить телеэфир собственным видео, раскрутить на радио любой из своих многочисленных музыкальных проектов. Не хочет. Отказывается платить тем, кто, по идее, должен платить ему. И остается в стороне от моды, от популярности, от славы...
Но это ничего ровным счетом не значит: планы Градского по-прежнему масштабны. Чего стоит только идея с нуля, из ничего, из "градских развалин" создать собственный музыкальный театр...
Ему все равно, что о нем говорят современники. Ему не все равно, останется ли он в памяти потомков. И он продолжает работать. А это означает, что нас ждут новые рекорды. Так уж устроен этот человек - Александр Градский.
© Андрей Пирогов 2001, 'оЗон', апрель 2001
Отзывы читателей:
Градский - не человек, а человечище, и, надо особенно подчеркнуть, образец современного нам "ископаемого" интеллигента - о чем автор и пишет, не фокусируя. Одно слово - "журналюги", а сколько в нем всего... Только он имел право на авторство этого слова. Геннадий Бондарь, Россия/Москва, 17 апреля 2001 г.
К сожалению не знаю координат Градского.Хотел бы пригласить его дать концерт в небольшом рок-н-ролл клубе в Кишиневе. Руслан Усков, Молдова,Кишинев, 16 апреля 2001 г.