Имеющий уши да услышитАнна ШАДРИНА"Советская Белоруссия", 23 декабря 2000 года N 326 |
||
Народного артиста Беларуси, снявшего картину "В августе сорок четвертого...", кинорежиссера Михаила ПТАШУКА невозможно поймать на месте. Закончилась работа над фильмом - начались премьерно-прокатные хлопоты. Страсти вокруг ленты не утихают, но это только подогревает интерес зрителей и прессы. Главное, чтобы не получилось так: все говорят, но никто не видел. Режиссер убежден, что его картину смогут посмотреть не только в Беларуси и России, но и европейских столицах. Чудом застав Михаила Николаевича на киностудии, обещаю ему не задавать провокационных вопросов о конфликте группы с автором романа "Момент истины" Владимиром Богомоловым. Честно говоря, не очень-то и интересно. Зато после просмотра фильма появляется много других вопросов.
- Михаил Николаевич, почему в главной роли вы пригласили сниматься Евгения Миронова - вы таким себе представляли главного героя или Миронов - ваш любимый актер? Хотелось бы узнать также, как назначались артисты на другие роли.
- Главные персонажи романа Богомолова - три очень мощных образа. Алехин - "мозговой центр" компании, сельский интеллигент, почти чеховский герой, Блинов - юноша 19 лет, птенчик, попавший в контрразведку, и матерый "опер" Таманцев, 25 лет, прошедший огонь и воду. Когда стал задумываться над тем, как буду решать картину в целом, я сразу понял, что эти роли должны исполнять молодые актеры. Если Алехину - 30, значит, и актеру должно быть столько же лет. Я изначально ориентировался на молодого зрителя и не собирался никого обманывать. Кроме того, в главных ролях хотелось занять настоящих звезд. Очень долго раскладывал пасьянсы из актерских фотографий. В целом, на картину пробовалось около 200 человек. Я 25 лет в кино, но даже с таким опытом мне было непросто найти девятнадцатилетнюю звезду. "Блинова" помогла найти моя дочь, которая закончила Щепкинское училище и знает многих московских актеров. Она обошла все театральные вузы, записывая номера телефонов возможных кандидатов на роль. В итоге мы остановились на студенте Щукинского училища.
Дальше задача усложнялась - необходимо было найти Таманцева. Это, как известно, любимый народный персонаж в романе, значит, нужно было снимать такого актера, чтобы он устраивал всех. Я искал хорошо сложенного, органичного артиста и нашел. Ну и самое трудное было - отыскать Алехина. Мне предлагали попробовать очень многих актеров. А случилось так, что я посмотрел в "Современнике" спектакль с участием Жени Миронова... и увидел фантастического актера. И когда мы позже встретились в буфете "Табакерки", мне стало понятно - больше никаких проб не будет. Потом я познакомился с родителями Жени, которые вслед за сыном переехали в Москву из Саратова и работают в одном с ним театре. Это замечательная семья. Женя - удивительно порядочный и скромный парень. Такой актерской самоотдачи я прежде, пожалуй, и не встречал. Мне кажется, если бы во время работы над фильмом его разбудить ночью, он стал бы цитировать любую сцену из сценария. Женя перелопатил весь роман и постоянно предлагал мне какие-то новые детали образа Алехина. Скажу больше - он подружился с Богомоловым, звонил ему каждый день. В роль Алехина он даже привнес некоторые жесты, присущие Богомолову. Если вы обратили внимание, например, Алехин имеет привычку приглаживать волосы правой рукой вниз. Это характерный жест Богомолова.
- Богомолов писал Алехина с самого себя?
- Я задавал ему этот вопрос. Он сказал, что отождествлял себя с Блиновым, ведь во время войны он был еще очень молод. Но, естественно, как автор наделил и других персонажей своими чертами. Поэтому мне обидно читать интервью с Богомоловым, где он не очень лестно отзывается о работе Миронова в фильме. Женя вложил в эту роль очень много. На время съемок он отказался от всех спектаклей в "Табакерке". И, с моей точки зрения, сыграл блестяще. Ведь по сути своей Женя не герой в общепринятом смысле. Он - характерный актер. Поэтому вторую часть фильма, самую драматическую и напряженную, он исполняет виртуозно. Вы знаете, я очень благодарен судьбе за то, что в моей картине снялся лучший Гамлет Москвы. (Евгений Миронов исполняет эту роль в спектакле Питера Штайна. - Прим. авт.). И лучший Самозванец в "Борисе Годунове". И представьте себе, этот опытный артист не переставал восхищаться тем, как работали на съемочной площадке Алексей Петренко и Беата Тышкевич. Бездарность завидует чужому успеху, а талант - радуется и учится. "Надо же, - говорил Женя про Алексея Петренко, - он все время живет в образе на съемочной площадке, даже вне кадра".
- Михаил Николаевич, извините за неприятный, может быть, вопрос, но все же - есть упреки в ваш адрес из-за того, что российские и польские артисты в вашем фильме играют основные роли, а наши заняты в эпизодах. Почему так?
- Начнем с того, что я убежден: "В августе сорок четвертого..." - наша национальная картина, несмотря на то, что российская сторона вложила больше денег. О сорок четвертом годе в Беларуси раньше говорить было не принято. Вся литература была запрещена, ведь в это время в белорусских лесах орудовали так называемые "бульбаши", на Украине - "бандеровцы", а в Литве - "лесные братья". Закончилась их борьба, как известно, в арктических лагерях. Теперь давайте обратимся к роману Богомолова. Действие происходит под Лидой, где контрразведка ищет этих самых "братьев". Среди действующих лиц нет ни одного немца. Здесь люди одной крови сражаются друг с другом во время мировой войны. Это совершенно новая тема для кинематографа. Надеюсь, в XXI веке у нас будет возможность говорить об этом более открыто. И актеры в данном случае подбирались по принципу: белорусов играют белорусы, поляков - поляки, русских - русские. Конечно, поляков могли бы сыграть и наши артисты. Но это было бы очевидной фальшью. А мы старались добиться эффекта максимальной правдивости.
- Кстати, по этому поводу также ходит немало разговоров. Богомолов в одном из интервью, например, утверждает, что ваша массовка, одетая в каски и портупеи, не соответствует исторической правде.
- На картине работали военные консультанты, прошедшие войну. Они утверждают, что каски в то время носили на усмотрение командиров. Это же касается и портупей. Всю внешнюю сторону кинореальности мы восстанавливали по фотодокументам тех лет. Поэтому я не считаю, что здесь есть предмет для споров.
- А еще говорят, что картина чрезмерно "зашумлена".
- С этим я могу согласиться. На кандидатуре композитора Александра Градского настаивал продюсер картины. Мне, честно говоря, не все нравится в его работе. Но звукоряд фильма еще будет доработан, когда мы будем делать долби-стерео вариант. Понимаете, мы очень торопились закончить картину к открытию "Лiстапада". Я сам увидел полностью готовый фильм вместе со зрителями. И оказалось, что есть перебор в звуковом оформлении.
- Вы увидели фильм, который снимали?
- Так не бывает. В процессе всегда что-то меняется. Изначально авторский сценарий и мой режиссерский представляли собой два разных произведения. Мне пришлось вносить в литературный сценарий много того, что в литературе опускается, но без чего невозможно кино. Например, мы с Женей Мироновым ввели сцену, когда герои отдыхают перед главным событием фильма. Этого эпизода нет в сценарии, но в романе ведь так оно и происходило. Это важный психологический момент.
- Почему в вашем фильме нет любовной интриги? Вы ведь этим усложнили себе задачу заставить молодого зрителя сегодня смотреть кино про войну.
- Потому что этого нет в романе. А я не ставил перед собой цели переписать произведение Богомолова. Ну нет в романе женских ролей! Мне пришлось заменить любовную интригу на внутрикадровую динамику. Это мое поколение смотрело фильмы в темпе вальса. Современный же зритель хочет видеть зрелищное действие, наполненное емкими образами, развивающееся с большой скоростью.
- Как этого добиться?
- Все сцены должны быть заполнены действием, актеры энергичны, камера - активна, должны быть самые неожиданные точки и ракурсы. Камера все время должна дышать так, как дышит актер. Он бежит - значит, должна и камера бежать.
- В итоге какое из произведений вам более симпатично - роман Богомолова или фильм Пташука?
- Хороший вопрос. Я снял фильм по мотивам романа, но это действительно два разных произведения. Роман "Момент истины" - прекрасное литературное произведение, написанное в 1973 году. Фильм "В августе сорок четвертого..." - современное кино. Богомолов, посмотрев первый рабочий материал, обвинил меня в том, что я чуть ли не "американизирую" его героев, вестернизирую, если так можно сказать. А как сегодня снимать иначе? Хотя я не считаю, что снял вестерн. Я определяю жанр фильма как психологический триллер.
- Премьера "В августе сорок четвертого..." недавно состоялась в Литве. Расскажите, пожалуйста, как там приняли фильм.
- Дело в том, что я - второй режиссер после литовца Витаутаса Жалакявичуса, взявшийся экранизировать этот роман. Мне, правда, повезло больше - картина снята. Богомолов через суд закрыл фильм Жалакявичуса, отснятый на 3/4. Так вот, в Литве премьеру нашей картины преподнесли как торжество в память Жалакявичуса. А что касается того, как зрители приняли фильм, то белорусское посольство переслало нам прессу о премьере, вы можете поинтересоваться. От себя могу сказать, что картина литовцам понравилась.
- Вас волнует прокатная судьба фильма?
- Очень. С удовольствием буду его возить всюду, где захотят увидеть. Его уже показали на кинорынке, и практически все прокатные организации России уже сделали заявки на приобретение картины. Хотелось бы, чтобы ее прокатная судьба сложилась успешно. Скажу больше, продюсер фильма заключил договор о намерениях с американской дистрибьюторской компанией "Мирамакс", которая собирается заниматься прокатом ленты в Европе.
- Вы считаете, что справились со всеми задачами, которые перед собой ставили?
- Первые просмотры показали - зрительская аудитория, которой была адресована картина, смотрит фильм с удовольствием. К тому же я считаю, что это совершенно новый подход к национальному кино - без пресловутых лаптей и буслов. И самое главное - тема фильма в XX веке была закрыта. Заканчивая тысячелетие, мы открываем и новую страницу в нашем кинематографе, и возможность говорить правду о нашей истории.
- Михаил Николаевич, чем занимается режиссер, только что завершивший эпохальную картину?
- Приходит в себя и, лежа на диване, верит, что наша идея с Дударевым снять "Витовта" будет как никогда актуальна в новом веке. Ведь Витовт - первый в нашей истории стремился к независимости Беларуси.