Живьём в "России" и Карнеги-холлеЮбилейные концерты Александра ГрадскогоДля сайта "www.gradsky.com" |
Вышедший только что (летом 2000 г.) альбом из двух компакт-дисков "ЖИВЬЁМ В "РОССИИ"-2. Юбилейный концерт", похоже, подвёл итог основной творческой деятельности Александра Градского в 1990-е годы. Если 1980-е были отмечены, прежде всего, плодотворной студийной работой певца и композитора, результатом чего стало появление целой серии замечательных альбомов-сюит (а также альбома-оперы и альбома-балета), то следующее десятилетие для поклонников музыканта стало периодом его юбилейных концертов. В десятилетие как раз уместились две круглые и одна полукруглая дата.
Сорокалетие Александра Градского отмечалось в Москве 25 января 1990 года и было увековечено в киноленте "Антиперестроечный блюз". Посетители концерта могли приобрести сувенирное издание - плакат-постер размером 20х30 см. На одной его стороне помещался портрет Градского без очков, выполненный в технике "трафарета". Похожими самодельными изображениями кумиров советские рок-фанаты 70-х любили украшать свои майки и холщовые сумки. На другой стороне помещался текст нижеследующего содержания (привожу его буква в букву, со всеми ошибками, - О.П.).
Родился 3 ноября 1944 года (на самом деле - 1949, - О.П.) в городе Копейск Челябинской области. Окончил музыкальную школу по классу скрипки, Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу вокала, обучался в Московской Государственной консерватории имени П.И. Чайковского по классу теории и композиции (теории композиции). Педагоги - В.В. Соколов, Л.В. Котельникова, Н.А. Вербова, Т.Н. Хренников.
Основатель одной из первых рок-групп в СССР. Участник групп: "Тараканы" (1964), "Славяне" (1965), "Скифы" (1965-66 гг.), "Лос-Панчос" (1966), "Скоморохи" (1966 г. по настоящее время).
Сотрудничал с группами "Весёлые ребята", "Лада", "Современники".
Участвовал в записи произведений композитора (композиторов) Александры Пахмутовой, Давида Тухманова, Марка Фрадкина, Эдуарда Колмановского, Марка Минкова, Юрия Саульского, Дмитрия Атовмяна, Геннадия Гладкова, Шарля Азнавура, Джона Денвера и др.
Член Союза композиторов СССР (1987 г.).
Лауреат Международного конкурса (1976 г., Братислава).
Член Научного совета Академии педагогических наук СССР.
Преподаватель класса вокала ГМПИ им. Гнесиных.
Организатор и ведущий программы "Хит-парад" радиостанции "Юность".
Президент Московского "рок-клуба".
Президент Всесоюзного движения "Рок-музыканты за мир".
Художественный руководитель-директор Московского театрально-концертного объединения.
Президент фирмы "Градский Продакшн Инк".
Запись | Выпуск | |
"РАЗМЫШЛЕНИЯ ШУТА" | 1971-74 | 1987 |
"РОМАНС О ВЛЮБЛЁННЫХ" | 1974 | 1975 |
"РУССКИЕ ПЕСНИ" | 1976-79 | 1980 |
"УТОПИЯ А.Г." | 1979 | 1987 |
"САТИРЫ" (двойной) | 1980 | 1987 |
"САМА ЖИЗНЬ" | 1981 | 1984 |
"ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ" | 1982 | 1986 |
"ФЛЕЙТА И РОЯЛЬ" | 1983 | 1988 |
"НОСТАЛЬГИЯ" | 1984 | 1988 |
"СТАДИОН" (двойной) опера | Соч. 1976 Запись 1983-85 | 1985 |
"ЧЕЛОВЕК" (двойной) балет | Соч. 1980 Запись 1987 | 1988 |
"КОНЦЕРТ-СЮИТА" | 1980-86 | 1989 |
"МОНТЕ-КРИСТО" | 1987 | 1989 |
Автор музыки к 29 художественным, документальным и мультипликационным фильмам, нескольким театральным постановкам.
Поэт, неоднократно выступал в прессе как литератор, публицист и пропагандист рок-музыки.
Продюсер нескольких пластинок фирмы "Мелодия".
Впервые выехал из СССР с концертами в 1988 году (США).
В настоящее время принимает участие в "Супер-концертах" вместе со "звёздами" современной музыки.
Званий и наград не имеет.
25 января 1990 года
г. Москва
В юбилейном концерте Александром Градским были спеты: "Песня о друге" (памяти В. Высоцкого), "Реклама телевидения", "Баллада о лицах "страдальцев"", "Чужой мотив, или Песня про чердак" (подражание Б. Окуджаве), "Про Ивана Лукича", "Памяти А.Д. Сахарова", "Мы не ждали перемен", "Антиперестроечный блюз", "Южная прощальная"… (музыка и стихи Александра Градского).
В исполнении симфонического оркестра (дирижёр Владимир Симкин) прозвучала сюита из музыки А. Градского к балету "Человек". В сопровождении симфонического оркестра А. Градский исполнил арию Каварадосси из оперы Пуччини "Тоска" и арию Хозе из оперы Бизе "Кармен". Ансамбль песни и пляски ордена Ленина Московского военного округа (художественный руководитель и дирижёр Народный артист РСФСР Владимир Гордеев) представил задушевно-милитаристскую версию старинной песни "В полях под снегом и дождём" (музыка А. Градского, стихи Р. Бернса в переводе С. Маршака).
В концерте также приняли участие: актёр Леонид Ярмольник (открывал вечер, изображая… Градского под фонограмму песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова "Как молоды мы были"), пародист Михаил Грушевский (изображал Президента СССР М.С. Горбачёва), группы "Зодчие" и "Домино", дуэт дворовой песни Владимир Маркин и Сергей Шустицкий, автор-исполнитель Сергей Попов (лидер группы "Алиби"). Дикторы Центрального телевидения Светлана Моргунова и Игорь Кириллов зачитывали фрагменты из ругательных статей разных лет (своих "рагу из синей птицы" в биографии А. Градского тоже было предостаточно - О.П.). Ведущий концерта, лидер группы "Машина времени" Андрей Макаревич исполнил песню в честь юбиляра.
Концерт "45/32", посвящённый 45-летию Александра Градского и 32-летию его работы на сцене, состоялся в Москве, в Государственном центральном концертном зале "Россия" 17 марта 1995 года и был зафиксирован на компакт-диске "ЖИВьЁМ в "России"" (AG 005, МТКМО, 1996 г.) и в музыкальном фильме того же названия. В концерте приняли участие симфонический оркестр (дирижёр Владимир Симкин) и оркестр русских народных инструментов (дирижёр Николай Калинин). Партию фортепиано в песне "Как молоды мы были" исполнила композитор Александра Пахмутова.
Рецензией на событие откликнулась газета "Труд".
Что вспомнилось вам при прочтении имени Александра Градского? Наверное, исповедальные песни давнего фильма "Романс о влюблённых". Наверное, патетическая пахмутовская мелодия "Как молоды мы были"…
А сам Александр, видимо, считает себя по призванию… оперным певцом. Иначе отчего программу сольного концерта в зале "Россия" он начал с исполнения арий Лоэнгрина, Хозе, Герцога, Каварадосси, Калафа? Пел он в тот вечер и итальянские, русские народные песни, романсы. Проводив за кулисы аккомпанирующие ему оркестры (их было два - симфонический "дударовский" и народный "осиповский"), перешёл к западному рок-репертуару… И всё же не покидало ощущение, что это лишь прелюдия, "распевка" к чему-то главному, по-настоящему значительному. К тому, что может исполнить только он, Александр Градский.
Ждать пришлось долго, но терпеливые были вознаграждены. Ибо финал концерта - фактически целое отделение - оказался посвящён собственным песням Александра. Как жаль, что они редко звучат - по крайней мере у нас, в Москве, Сашины концерты нечасты. А ведь это действительно уникальное явление. Градский остаётся один на сцене со своей гитарой и властно держит зал в поле высокого духовного напряжения. Сколь мощен выразительный потенциал артиста: тут и уникальный по экспрессии вокал, и замечательное владение "пламенным" гитарным стилем фламенко, и оригинальный мелодический дар. И, конечно, поэзия, вскормленная мироощущением 60-х - Окуджавой и Высоцким, "помнящая" о Пастернаке, Ахматовой…
Это очень честное, очень интеллигентное искусство. Искусство, не встраивающееся в общий фон поп-культуры сегодняшней постперестроечной России. Именно потому оно так необходимо сегодня. Необходимо молодым - их, кстати, было в зале довольно много - и тем, которые свой "первый тайм уже отыграли". Однако в запасе-то остался ещё второй. Во всяком случае - у самого Александра. Об этом хочу сказать особо: мне кажется, Саша слишком щадяще относится к себе. Так, во всеуслышанье со сцены "России" он пообещал свой следующий концерт провести не раньше, чем лет через 5-7. Понимаю, в этом заключались и ирония, и укор в адрес организаторов шоу-бизнеса, охотно отдающих предпочтение какой-нибудь смазливой крошке с богатым дядей-спонсором, а не подлинному артисту. Но ведь и сам артист не должен давать себе поблажки. Это слишком большая роскошь - молчать столько лет. Песни Градского - новые и старые, песни-поэмы, песни-исповеди, песни-драмы - нужны сейчас, теперь. Ведь так мало осталось в Отечестве чистых голосов…
Сергей Бирюков, "Труд", март 1995 г.
Празднование своего золотого юбилея Александр Градский открыл концертом в Нью-Йорке, в Карнеги-Холле, 5 марта 1999 года.
КОМУ САНЁК, А КОМУ И МАЭСТРО
Внутрироссийская тусовка называет его уменьшительно-ласкательно: Саня, Санёк! Дескать - наш ты, Саня, наш, но, понимаешь, Санёк, из-за твоей порывистости, в отдельных нехарактерных, но достаточно частых случаях напрягаешь ты, что ли, всех нас. Но голос твой, первый тайм твой - это и наш голос, и наш тайм! Извини за правду…
Для зарубежного меломана наш Санёк - Маэстро. Напугать этого меломана сложно, заставит выложить деньги - ещё сложней.
В половине восьмого вечера 5 марта в Нью-Йорке между 6-й и 7-й авеню по 57-й улице разворачивалось действо, редкое среди здешних небоскрёбов. Спрашивали лишние билетики. А билетики: 25 долларов - галёрка, до 200 долларов - партер. К восьми вечера 5 марта Большой зал Карнеги-Холла был почти полон. 2800 мест. Большинство этих мест заняли эмигранты, дипломаты, туристы. 500 мест заняли "настоящие" американцы. Это абсолютный рекорд посещаемости "русских шоу" "коренным" населением.
И маэстро вышел к людям… В первом отделении - подряд пять сложных партий мировой оперной классики. То есть конкретно: романс Неморино из оперы Доницетти "Любовный напиток", песенка Герцога из оперы Верди "Риголетто", ария Калафа из оперы Пуччини "Турандот", ария Лоэнгрина из одноимённой оперы Вагнера и, наконец, ария Каварадосси из оперы Пуччини "Тоска". Аплодисменты. Разумеется. Затем пошли песни и русские романсы на музыку Сергея Рахманинова. Во втором отделении звучали песни Джона Леннона, П. Саймона, Стинга, а также "Музыка ночи" из известной оперы Ллойда Уэббера "Phantom of the Opera".
А потом Саша возвратил большинство зрителей-слушателей на Родину. Кого в Россию, кого - в СССР. Он пел свои песни разных лет. Не была забыта и ностальгическая "Как молоды мы были" Александры Пахмутовой.
"Я счастлив оказанным мне в Нью-Йорке приёмом, такую публику я обычно встречаю только в театрах, это абсолютно театральная, бродвейская публика, и я буду очень скучать по своим американским слушателям, пока не приеду к ним опять", - скажет Градский чуть позднее нью-йоркскому корреспонденту "Недели".
"Нам удалось показать зрителю программу, максимально соответствующую эстетике Карнеги-Холла, - так позднее объяснит успех организатор концерта Алексей Храповицкий. - В последующую неделю здесь вышло более десяти восторженных рецензий".
Успех есть успех. И как его ни объясняй, он у русского музыканта был. Расходиться публике не хотелось ещё довольно долго. Но всё же без пяти одиннадцать Маэстро пришлось уйти со сцены, иначе пришлось бы платить, как здесь говорят, овертайм. Это словцо тут понимают лучше, чем у нас. Тем более, что из темноты уже выступила мощная сила. Люди труда. Это были уборщики самого престижного в мире зала - Карнеги-Холла. И вот уже холодный морской ветер несёт по городу брошенные билетики: Alexander Gradsky, tenor (Russia), Jubilee concert.
Осенью Саше - 50.
Юрий Алексеев
"Неделя", № 11 (2020), 18 марта 1999 г.
Московское празднование юбилея Маэстро состоялось день в день, 3 ноября 1999 года.
3 НОЯБРЯ, СРЕДА
50 лет неожиданно исполнится композитору и мыслителю, певцу и непререкаемому авторитету во многих сферах человеческой и иной жизни, одарённейшему и парадоксальнейшему человеку эпохи - Александру Борисовичу Градскому.
Мы отыграли первый тайм.
А вот второй не отыграли.
И - Саш! - как не было печали:
мы вновь играем первый тайм…
(Дмитрий Храповицкий)
Юбилейный концерт этого человека пройдёт в ГЦКЗ "Россия" прямо в этот день. Начало - в 19.00.
"Неделя" № 43 (2052), 28 октября 1999 г.
Постскриптум к событию - от газеты "Культура":
СКОРПИОН КАК ОН ЕСТЬ
Александру Градскому - 50
Неделю назад в ГЦКЗ "Россия" чествовали всем известного, но не всеми "воспринимаемого" Александра Градского. Этот певец занял свою нишу в музыке и на эстраде, которую, собственно, никто иной и не смог бы занять. Дело тут и в таланте, конечно, но не только в нём: к таланту надо ещё прибавить весьма "самостийный" характер.
Юбилейная программа включала четыре часа чистой музыки и такой разноплановой, что дальше некуда. Для начала - шесть оперных арий, резко контрастирующих друг с другом - лирических и драматичных, комических и трагедийных, исполнявшихся певцом в сопровождении Симфонического оркестра или Оркестра русских народных инструментов, а то и в сопровождении обоих. (Для Градского два оркестра не проблема, его голосу, по-моему, под силу пробиться и сквозь орудийные залпы.) Затем последовали русские романсы, русские и итальянские песни, рок-хиты и, наконец, музыка самого Градского. В общем, на протяжении концерта неоднократно совершалась полная "смена декораций": сложнейшие рулады сменялись сатирическими частушками, скороговорками, отличающимися подчёркнутой "обыденностью" речи. И сам артист, естественно, каждый раз представал в новом обличье: с оркестром он - классик из классиков, с гитарой - типичный рок-н-ролльщик, а в памфлетах и пародиях - недюжинных способностей "подражатель"…
Публика, заполняющая зал, - самая разная, и во всём этом огромном разбросе представленных в программе жанров каждый находит себе что-то близкое, а я ловлю себя на том, что ищу "теоретическое" обоснование творческой личности артиста, связанное с его знаком Зодиака…
С этого и начался наш разговор с Александром Борисовичем, к своему юбилею, как ни странно, весьма помолодевшим - ещё бы, килограммов 15 сбросил, не меньше!
- Вид у вас блистательный. Очевидно, поверили рекламе и напитались всласть "поглотителем жира"?
- Что вы! Я такую дрянь не жру! Просто строжайшая диета. Секрет один: все предписания выполнять неукоснительно. (Вот вам и "теоретическая" база: Скорпион всегда "умеет добиться всего задуманного"!)
- Саша, признайтесь, "подделываетесь" под свой знак или с вас просто "списали" его главные черты?
- И не говорите - читаю, и всё как будто про меня сказано, все мои плюсы и минусы, достоинства и недостатки. Вот, например, возможность мгновенно ориентироваться в любых обстоятельствах - это моё; способность мгновенно принимать решения в любых ситуациях - тоже моё; умение непременно добиваться задуманного - сорок раз доказано; агрессивность - её отмечают все, всегда.
- Может быть, по этой самой причине за вами и упрочилась слава бунтаря и задиры? Встряхнуть аудиторию, но не как все, не просто следуя моде, - это ваш главный принцип?
- Ну как вам сказать… Когда то само моё появление на эстраде - длинноволосый, в чёрных очках, чёрном костюме, с гитарой, абсолютно свободно чувствующий себя на сцене и раскованно общающийся с аудиторией, - воспринималось как преднамеренный эпатаж. Действительно, поначалу старался от души. И теперь это есть, но в меру. Когда я с лёгкой руки Евгения Светланова спел в Большом театре Звездочёта в "Золотом петушке", тоже стремился всех поразить: как это так, рок-н-ролльщик, эстрадник - и вдруг выступает в "святая святых", с мощным оркестром, да ещё поёт такую безумно сложную партию.
- Но у вас и сейчас совершенно отчётливо прослеживается тенденция поразить публику…
- Что вы имеете в виду? Совмещение несовместимого? Я бы назвал это смелостью, может быть, наглостью, вызванными уверенностью - самоуверенностью! - в том, что я всё могу!
- А вы и в самом деле в этом абсолютно уверены?
- Естественно. А если б не был уверен, то сделал бы всё, чтобы обрести такую уверенность. А иначе - зачем "затеваться", зачем браться за то, что не под силу? Убеждён, любой концерт - своего рода спортивное состязание, во всяком случае, испытываешь спортивный азарт. Заставлять публику прыгать из проруби в огонь - чрезвычайно интересно. И если тебе это удалось, если ты заставил их слушать и то, и другое, и третье - значит ты достиг цели. И это уже не просто эпатаж. Приходят на программу с самым разным настроением: кто-то поссорился с женой, кому-то нахамили в транспорте, у кого-то служебные неурядицы, а кто-то со дня на день ждёт ареста. И каждый должен уже через минуту делать то, что я хочу. Должен мне доставлять удовольствие - не я ему, а он мне. Иначе зачем мне петь, если этого нет, если реакция каждого сидящего в зале не доставляет мне удовольствия. Нет никакого смысла выходить на сцену. Люди привыкают, устают от однообразия. И я всегда жду, чтобы сказали: опять он что-то придумал!
- Помню, вы как-то заявили, что для вас - только рок-н-ролльщики и Бетховен, Бах и Мусоргский, а вот Мендельсон, Чайковский (кроме 6-й симфонии и "Пиковой дамы") - абсолютно "не греют". Это из той же серии эпатажных, почти "детских" утверждений, которых у вас припасено такое великое множество?
- Всё куда проще: речь идёт о простоте языка, о смелости контрастных, абсолютно чистых, без расплывчатости, мягких переходов, "смикшированных" красок. Нет "полутонов" в звуковой палитре - яркие мазки, полюсно противоположные, спорящие темпы, динамика, образные характеристики. Вот он, рок-н-ролльный стиль, характер. Это именно я и отмечаю.
- Вас уже давно признали родоначальником отечественного рока. А вы сами ощущаете себя отцом-основателем?
- Да! Отец, начальник, ответственный за всё, во всём виноватый. Но, надеюсь, что заслуги какие-то тоже есть. В общем, так получилось, что я существую со всеми своими делами и поступками. И отказаться от этого уже невозможно: всё сложилось, и изменить уже ничего нельзя. Совершенно ясно: приклеили марку, и приходится по возможности её нести. И беречь.
- Дошло до того, что вас даже сравнили с самим Александром Сергеевичем: "Два Саши, два певца, два поэта, непохожи, но много общего, как обычно бывает у гениев: каждый отразил своё время, увидел своих соплеменников".
- Так это же мои друзья шутили. Я им позвонил, сказал: что - с ума сошли? А они хохочут.
- Но ведь не всегда журналисты так добры к вам: по-моему, прошлой весной некий корреспондент посвятил вам, мягко говоря, весьма недоброжелательные строчки. И как же это вы на них не отреагировали?
- Я думаю, как раз и ожидалась моя бурная реакция. Но я выдержал почти полтора года. А вот буквально сегодня утром раздался звонок из редакции "Комсомольской правды" - это там было опубликовано, - он объяснялся, извинялся, просил интервью и т.д. Я ему очень спокойно и ясно растолковал, что давно мог бы поговорить по душам, послать кого следует очень далеко и надолго (а я, как известно, умею это делать!), но решил сдержаться и дождаться объяснений со стороны редакции. А что касается интервью, назвал самый короткий адрес, куда советую обратиться…
- Ходят слухи, что вы вообще не любите журналистов.
- Почему? Люблю. Мы с вами так давно знакомы, и вы это наверняка замечали. Я не люблю "журналюг". А сейчас они очень настойчиво наседали на меня.
- А чем займётесь дальше? Приметесь за свои новые обязанности художественного руководителя и директора Московского театрально-концертного объединения? Впрочем, новые - это громко сказано, объединение-то, по-моему, чуть ли не восемь лет уже на горизонте маячит…
- Да, причём пять из них ушло на судебные тяжбы. Но теперь наконец появился свет в конце туннеля. Я нашёл верных помощников (из шестидесяти отобрал троих), и самое главное - получил деньги от Московского правительства. Теперь - начинай и действуй! Как и что будем делать - узнаете по ходу дела. Как только, так сразу в колокола забьём.
Беседу вела Мариам Игнатьева
"Культура" № 41 (7201), 11 ноября 1999 г.
Осталось добавить, что если свой концерт, посвящённый 50-летнему юбилею, Александр Градский открывал в звании Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации (этого почётного звания музыкант был удостоен в 1997 году), то завершал его уже как Народный артист России. Потому что именно на концерте представителем президента РФ был "озвучен" высочайший указ:
"За большие заслуги в области музыкального искусства почётное звание "Народный артист Российской Федерации" присвоено Градскому Александру Борисовичу - композитору, город Москва".
"Культура" № 44 (7204), 2 декабря 1999 г.
Телеперехват и примечания - Олега Петухова (petuhovo@mail.ru)