Александр Градский:
Я остаюсь русским автором

Размышления о русской музыке

По материалам газеты "Город"

Я остаюсь русским автором - Александр Градский

Папа московского рока. Не имеет права быть другим. Два высших музыкальных образования. Альтернатива ВИА - кастрированной версии биг-бита. Прослушивание в Большом театре. Бунтарь. Сумасшедший замшелый патриот. В трудовой книжке 1967-68 годы - Донецкая областная филармония. "Русские песни" - от языческих ритуалов до революционного марша - первый значительный альбом в русской рок-дискографии. Абсолютно респектабельный композитор. Все эти определения, часто друг с другом не пересекающиеся, - об одном человеке. Об Александре Градском.

Было страшно: а вдруг не приедет? Приехал. Было интересно: что за программа "От Верди до блюза"? "Блестяще", - решил зал, три часа слушавший живую музыку небольшого человека в черном сюртуке с гривой волос и голосом в три октавы, которым Градский владеет виртуозно. Стало ясно: Донецкая областная филармония преподнесла городу не просто сюрприз, не просто подарок - она привезла человека, воплощающего собой дух свободы. Свободы, не зависящей от веяния эпох. Не зависящей от "суконного поскония, квасного беззакония" и "власти золотопогония". Свободы самовыражения. И поэтому - особая благодарность руководству филармонии, предоставившему мне возможность взять у Александра Градского интервью те-а-тет, или, как модно сейчас говорить, эксклюзивно. Узнав, что газета - на русском, Градский явно обрадовался.

- Александр Борисович, вас считают как бы отцом - основателем московского рока...

- Да.

- И нельзя говорить о рок-движении, если не вспомнить 60-е-70-е.

- Буйное было времечко.

- Но рок у нас "начался" после того, как люди услышали "Битлз"?

- А как иначе?  Собственно говоря, это во всем мире, на мой взгляд, началось именно тогда. Но слова такого не было - "рок". Когда играли "Битлз", музыку их называли "бит-музыкой", или "биг-бит".

- А русский рок?

- Давайте точнее. Русского рока нет.

- ??!

- Для меня русский рок и русский рок-н-ролл умерли, даже не родившись, где-то в конце 70-х. Я объясню, почему. Первые "позывы", первые устремления были в области музыкальной - хотелось научиться новой музыке инструментально, хотелось сочинять. Стихи - прекрасно, но главное - хорошо играть. В какой-то момент произошло разделение. Я остался в этом направлении, а почти все участники рок-движения пошли в сторону Макаревича и Гребенщикова - в сторону текста. Причем не хороших стихов, а текста как способа самовыражения.

- Или социального протеста?

- Ну, протеста было мало. Действительно, в противовес всему фальшивому, что было на сцене, в противовес  официозу просто искреннее высказывание уже располагало. И они были в какой-то степени правы. Но потом люди пытались увидеть и услышать что-то новое - а ничего не менялось! Поэтому эта музыка так и осталась прилагательной к лозунгу. Это мое мнение. Я всегда занимался в первую очередь музыкой, а когда мне понадобились качественные стихи, я обратился к классической литературе. А когда научился писать стихи профессионально сам, начал петь свои песни. А большинство рок-музыкантов застыли. Нет развития. Если ты пытаешься развить только поэзию - без музыки, - то это как диалектика содержания и формы. Ты ищешь все время форму, а она не меняется. И ты замечаешь, что и налитая в форму жидкость застаивается. Или прокисает.

- Ну, это "западное" понимание...

- То, что я сочиняю, - это совсем не западная музыка, это общечеловеческий культурологический подход к музыке. А поскольку я - русский и живу здесь, моя музыка - русская музыка. Я пою на русском языке, я остаюсь русским автором. - А "Русские песни" - это как раз то русское, чего мы не слышим?

- Это то русское, что я прочел как свое русское. Я тогда еще учился в консерватории (я окончил институт Гнесиных как оперный вокалист, а в консерватории учился у Хренникова как композитор). И я спросил у Анны Васильевны Рудневой - моего педагога по фольклору, могу ли я так обойтись с русской песней? Оказалось, что все дело в том, искренне ли ты продолжаешь устную традицию русской песни. Критерий один: искренне - неискренне, умело - неумело, талантливо - неталантливо. Это ТЫ трактуешь эту тему ТАК. Но браться за это нужно, если хочешь сказать что-то, что до тебя никто не сказал. Или ты скажешь лучше.

- А с религией это не связано?

- Не обязательно. Русская культура имела много еще и до язычества. И в большинстве своем русская музыка так и осталась языческой. Вы послушайте оперы Римского-Корсакова!

- А что вы хотели сказать программой "От Верди до блюза"?

- Музыка едина. Нет, в общем-то, никаких жанров. И нет никаких наций. Сейчас мне интересно приходить к людям с разной музыкой. И классика ведь тоже разная! "Лоэнгрин" Вагнера и Верди - обычно ведь не выстраивают таких программ.

- А что вы собираетесь дальше делать?

- Основное - создать в Москве музыкальный театр. И буду учить людей петь. Что вы удивляетесь? Петь не умеют. И нет стимула уметь.

- Но тогда вам понадобятся спонсоры для театра...

- Зачем? У меня есть человек, который меня "двигает" и верит в меня. Это мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. Я работаю у него. Я - муниципальный чиновник!

- Потому вас кто-то назвал "абсолютно респектабельным композитором"?

- В смысле - официальным? Ну, это, наверное, очередной журналист, которому 100 долларов недоплатили...

Елена ЛОБОВА.


Предыдущая публикация 2000 года                         Следующая публикация 2000 года

Просто реклама и хотя музыка здесь не причем скачать бесплатно CD online https://metals-expert.com/stat/digest/2254.html

Неординарный голос позволяет певцу с легкостью создавать необычайно насыщенную звуковую палитру для каждой композиции. Здесь все продумано, тщательно выстроено и очень профессионально исполнено. Сила звука, столь неотъемлемая от рока, в песнях Градского не более чем краска, которой пользуются с чувством меры и вкусом. И главное - во всем видна работа профессионала высочайшего класса... Подробнее