Автор: Юлия САНКОВИЧ
Для России молдавскую группу Zdob si Zdub ("Бей в барабан") открыл известный "открывальщик" Александр Ф. Скляр. В 1995 году он швырнул команду в волны вылупляющейся отечественной альтернативы, и она бодро "научилась плавать". Сначала долбила уши резвым экзотическим хардкором, а потом медленно приучила московских модных молодцев и молодиц гарцевать под молдавский фолк и околоэтнические цыганские напевы, не понимая текста. И правда - к чему слова, когда льется песня.
"Люди больших городов любят экзотику", - объясняет свой успех вокалист "Здобов" Роман Ягупов. Сам не молдаванин, но патриот. Он вырос в Молдове и впитал ее в себя. А потому в душе считает себя молдавским "ромалэ".
Для того чтобы поделиться национальной гордостью, Ягупов устраивает шоу, выкладывая всю свою колоритную душу на разнообразные концертные площадки. И отрывается, аккомпанируя себе на чешуе карпа.
Недавно группа Zdob si Zdub выпустила очередной альбом еще большей "цыганщины". Пластинка называется "Агроромантика". Про любовь к цыганам и деревенскому запаху навоза рассказывает Роман Ягупов
- Чем тебе нравятся цыгане?
- Цыгане как-то мне сказали, что у меня в роду были цыгане... Люди воспринимают цыган совсем не такими, какие они есть на самом деле. Да, они могут дать по морде, украсть, прирезать кого-нибудь. Действительно, случается. Я живу рядом с ними с рождения. В детстве цыгане угнали у меня велосипед. Я тогда жил в Страшенах, это под Кишиневом. Расстроенный возвращался из школы пешком, увидел кучу парней. Я сказал: "Вы видели, как у меня угнали велосипед?" Один говорит: "Да". Тогда я пошел с ним к себе домой, папа дал ему два рубля, и он отвел нас на Магалу, где жил тот парень, который угнал мой велосипед. Представляете - он продал своего дружка за два рубля. Зато я вернул велосипед. В Молдавии такие случаи - обычная история. Все образы Кустурицы подлинные - у нас этого было очень много. Это нам близко.
- Какой ты хороший - цыгане у тебя угоняют велосипед, а ты так их любишь?
- Я отношусь к ним не так, как другие. Прихожу в гости со знакомыми людьми, смотрю, как они живут. Это народ, который абсолютно не похож на другие. Не все же цыгане воры и убийцы, есть и благородные, есть писатели, поэты. Сама их история интересна: как они вышли из Индии, как оторвались от своей цивилизации и как их разбросало по свету. Многие люди увлекаются буддизмом, Китаем, кельтами. Вот я так увлекаюсь цыганами.
Мне нравится, как они горячо поют. Они так отдаются пению, это так красиво. Ничто меня так не трогает, как цыганская песня. У меня куча их книг, музыки. Цыгане - это мое хобби, моя дипломная работа.
- Какие открытия ты сделал, узнавая цыган?
- Никогда не думал, что у цыган семью кормит женщина, а мужчина может спокойно лежать на диване. Не знал, что у них есть свои цыганские сказки.
- Расскажи.
- Ну вот такая, например, сказка. Называется "Красная змея".
Нашел однажды цыганский паренек за пазухой красную змею. Побежал к маме и говорит: "Мама, вынь мне красную змею". Мама говорит: "Ты что, она же меня укусит - и я умру. Иди проси у папы". Папа тоже отказался, сказал: "Иди к сестре". Сестра тоже говорит: "Нет, она меня укусит, я умру". Тогда он побежал к своей любимой девушке. Девушка взяла платок, замотала руку, вытащила красную змею, бросила ее на пол, и превратилась та змея в золотые монеты. Так вот какая мораль: "Не та мать, что родила, а та мать, что спасла".
- Прямо как тост.
- Почти. Но это банальная. Там есть еще интереснее. Есть такие сказки, где, к примеру, вообще нет концовки. Бац - и повествование обрывается.
- Вот ты сейчас так стремишься к этнике, фолку. Не боишься растерять тех российских поклонников, которые воспринимают тебя как музыканта мейнстрима?
- Самое главное, чтобы тебя перло от собственной музыки. И потом, на концертах я же чувствую, что людям нравится. Мы такая группа, которая может легко менять стиль, - элементы фольклора дают очень большое поле для экспериментов. Можно утяжелить музыку, можно облегчить, а фольклорные элементы останутся, и это будет интересно. Мы можем вообще сделать чисто акустическую программу и играть очень редкую, интересную экзотику по клубам. Главное - у нас сформировался свой стиль. Его можно назвать как угодно, например "оградный рок", "деревенский рок", - музыка с запахом навоза, деревни. Это все есть в новом альбоме.
- И ты не боишься, что постоянная "таборная" стилизация русским может надоесть?
- Не боюсь, потому что в нашей музыке всегда присутствует здоровый элемент попсы. Элемент танца, движения. И это очень важно - для людей ведь главное двигаться. Они всегда будут танцевать, шаманить, прыгать. Главное, чтобы был ритм.
Что касается "цыганщины", сейчас мы решили, что резко меняем имидж и опять начинаем писать музыку в стиле доброго хардкора. Я больше не буду носить юбку, а цыганские таборные безумства постепенно будут уходить в небо. Брегович уже выпустил все свои альбомы, Кустурица опять приехал - надо что-то новое начинать. Будем поднимать электронику.
- Все-таки ты не брезгуешь подстраиваться под массы? Просчитываешь, что нравится слушателю, и делаешь именно это?
- Только гений может позволить себе не подстраиваться. И потом: что плохого в том, чтобы сделать для людей что-то интересное, что-то, что им понравится?
- Но при этом музыка должна нравиться тебе?
- Конечно. Я себя реализую в музыке. Для меня это способ продвинуться дальше. Когда я занимаюсь музыкой, позволяю себе в чем-то быть ребенком - отключиться от жизни, от проблем, от того, что мне 28 лет. Я люблю дурачиться - есть во мне какая-то такая шизофрения. Но я не могу дурачиться неискренне. Пару раз было, что мне не по кайфу было прикалываться, - я этого не делал. Просто стоял, смотрел в потолок и пел.
- На каком языке тебе больше нравится петь - на русском или на молдавском?
- На молдавском лучше. Если петь на русском, то музыка должна играться по-другому - должен быть другой слог, ровный ритм, а мы так не играем. И потом, у нас же слово не несет большой смысловой нагрузки: Zdob si Zdub - больше музыка настроения, танца, ритма, нежели слова.
- То есть в ваших текстах нет ничего высокоинтеллектуального?
- А у Чехова интеллектуальные тексты?
- Они душевные.
- У нас тоже есть душевные тексты. Но социальной нагрузки никакой нет. И потом - у нас очень много приколов. Наши тексты трудно с чем-то сравнить.
- А из-за смысловой простоты в Молдавии вас не считают попсой?
- Некоторые считают, некоторые нет. Сейчас многие недовольны тем, что мы стали играть вещи вроде "Видели ночь", она довольно-таки попсовая. Создает настроение свадьбы, многим это не нравится. Но мне, например, по кайфу.
- Откуда ты берешь столько энергии, чтобы потом дарить ее? Как сам подзаряжаешься?
- Не пью, не курю, не занимаюсь сексом. Иногда на природе гуляю один. Сижу и накапливаю энергию, чтобы отдать ее на концерте, а потом опять сидеть и накапливать. Если заниматься музыкой в том режиме, в котором ею занимаются все модные музыканты, которые играют в клубах, ездят на гастроли, и при этом позволять себе выпить и прочее, много не выдержишь. Что происходит с такими людьми, как Бутусов, Чистяков, - у них крыша едет просто-напросто. Потом они все ударяются в религии. Из одной крайности - алкоголя, марихуаны, ночных угаров, к другой - религии и чистоте. А я стараюсь выдерживать баланс - себя беречь. Если позволю себе отрываться, то умру через год. Вот когда мы сможем себе позволить взять отпуск, то я оторвусь за все годы шоу- бизнеса.
- Бывает такое, что ты прыгаешь, стараешься, а зал тебя не воспринимает?
- Да, когда концерты проходят в клубах типа "Цепеллина". Хорошо у нас музыка хоть танцевальная - жуют в такт. Как-то там засыпающий Славик Петкун сидел за столом. В то время он как раз предлагал нам сыграть в женской колонии. И мы будили его шутками типа: "Славик, с тобой мы сыграем в зоне". Это сразу отрезвило жующих в зале и напомнило им, что налоги надо платить.
- Ты в группе, в общем-то, шоумен, такая батарейка. Не устал? Чем-нибудь другим не хочется заняться?
- Я бы сейчас отдохнул пару лет с удовольствием. Я бы не страдал, если бы оставил музыку, нашел бы чем заняться. Я думаю, что, помимо музыки, есть много интересных сторон жизни. Нет, я бы, конечно, играл концерты, но не в таком объеме - гораздо реже и качественнее. Переписал бы лучшие наши песни...
- Ты часто даешь концерты в Румынии. Публика там отличается от московской?
- Нас везде хорошо принимают, везде отвязываются. В Румынии очень много фольклора, он очень популярен, очень много фолка по телевизору. И потом молдавский - это же разговорный румынский, только более сленговый. Поэтому там понимают наши тексты. Для них это смешно - это стеб.
- А что тебе самому нравится из музыки?
- Из русских мне очень нравится Мамонов. У него такие естественные тексты, и сам он мне кажется очень естественным, Градский очень нравится - превосходный голос. Желанная Инна нравится - она очень красиво поет, у нее интересная музыка. Сукачев (Сукачев с декабря 2014 открыто поддерживает российских сепаратистов в войне на востоке Украины.) нравится. Я сейчас называю тех, кто мне близок и кого я могу послушать в любой момент.
Но вообще сейчас меня потянуло на классику - не на модную обертку, а на саму суть. Еще слушаю джаз, арт-рок, "Битлов".
- Может, ты стареешь?
- Мы стареем как рождаемся. Старость - это мудрость. На самом деле в плане знакомства с музыкой у меня все развивалось в обратном порядке. Я начал увлекаться музыкой с альтернативы, потом постепенно пришел к классике. Потом, наверное, пойдет обратный процесс.
"Новая Газета" N72, 04.10.2001
Страница сгенерирована за 0.005251 секунды