"Весёлые ребята"

Историческая справка
Витебский, Полонский и Градский - 'Веселые ребята' 1970
Витебский, Полонский и Градский - 'Веселые ребята' 1970

Московский вокально-инструментальных ансамбль "Весёлые ребята" - один из самых популярных в СССР эстрадных коллективов. Основатель ансамбля и его бессменный художественный руководитель Павел Слободкин.

Решение о создании ансамбля было принято в декабре 1966 года, с 8 марта 1967 началась активная работа. К этому времени в Ленинграде уже выступили с первыми концертами "Поющие гитары". В новой музыке оба коллектива были первыми, до них на профессиональной советской эстраде еще не было колективов игравших биг-бит и брать пример им было не с кого. Когда на западе начинали "The Beatles", они представляли собой концентрацию достижений многих других групп, но в нашей стране "Весёлые ребята" и "Поющие гитары" были основоположниками жанра. Потом пошли "червонные", "голубые" и самые разные "гитары", начиналась эпоха советских ВИА - вокально-инструментальных ансамблей.

Среди множества ансамблей лишь не многие могли продемонстрировать высокое качество репертуара и подлинное мастерство исполнения. Подобные качества всегда отличали ансамбль "Весёлые ребята". Это была прежде всего группа отличных музыкантов, которые к тому же и прекрасно пели.

Первый успех пришел к молодому коллективу в 1968 на Всесоюзном конкурсе молодежной песни, посвященному 50-летию комсомола, на котором ансамбль был удостоен звания лаурета. Затем последовали выступления по радио и телевидени, гастроли по городам нашей страны.

Участники ансамбля стремились к созданию своего самобытного репертуара. Они сотрудничали с лучшими эстрадными композиторами страны и молодыми авторами - Давидом Тухмановым, Юрием Антоновым, Вячеславом Добрыниным, . Всегда важное место в репертуаре ансамбля занимали популярные зарубежные шлягеры. Постоянный творческий рост, ярко выраженная индивидуальность обеспечивали ансамблю успех у самой широкой аудитории.

В первый состав "Веселых ребят" входила духовая группа - два саксофона, труба и тромбон, это был такой "бэнд" типа "Чикаго".

На первых этапах работы ансамбля у Слободкина, как у художественного руководителя, была одна особенность - он подпитывал коллектив не из профессиональных музыкантов, а из андеграунда. Лидеры андеграунда трудные люди, они приходили в ансамбль со своими мыслями, что повышало творческий потенциал. Когда в 1969 пришел в ансамбль Леонид Бергер - "первая звезда русского рока" он стал одним из таких "цементирующих" музыкантов.

Тогда же, для работы с ансамблем Слободкин привлек к работе самостоятельных музыкантов - композиторов Олега Иванова, Сергея Дьячкова и известного поэта песенника Онегина-Гаджикасимова. В 1970 был записан первый миньон ансамбля (На чем стоит любовь, Алешкина любовь).

Вячеслав Малежик: Хотя "Алешкина любовь" и писалась Сергеем Дьячковым явно имея в голове "Girl", он тем не менее сделал совeршенно русский продукт и это был более востребованый продукт для зрителей того поколения. Маленьким актерским подвигом для того времени была запись на пластинку дву песен "The Beatles" - Старенький автомобиль и Облади-облада. Пластинка разошлась тиражом в 14 миллионов, За эти 14 миллионов пластинок музыканты получили по тогдашним расценкам по 36 рублей с копейками.

Составы ансамбля часто менялись, уходили музыканты - кто движимый творческим моментом, кто в поисках коммерческой выгоды. После отъезда солистов первого состава за рубеж в начале 70х произошло полное состава, объявление о конкурсном наборе даже было дано в газете "Вечерняя Москва". Прослушивание в ансамбль проходила и тогда еще мало кому известная Алла Пугачева.

Вячеслав Малежик: Мы с Буйновым обратили внимание Слободкина на красивую девушку, которая здорово поет - Аллу Пугачеву. Алла Пугачева училась вместе со Слободкиным в иполитовском училище в Москве и он знал ее еще с тех пор. Перед приходом в "Весёлые ребята" Пугачева работала с братом Павла Яковлевича Юлием Слободкиным, ездила по малопрестижным городам.

Александр Градский: Она была не у дел, коллектива у нее своего не было. Я присутствовал при наборе Аллы Пугачевой. Но я не стану рассказывать как это было на самом деле. Просто потому, что ни Буйнова ни Малежика в то время даже не могло быть рядом с Пугачевой. Сегодня Пугачевой не выгодно говорить, что ее кто-то когда-то нанимал на работу, а мы ее нанимали и я распевал ее за фортепьяно.

До Пугачевой в ансамбле уже работали певицы - Нина Бродская и Светлана Резанова, но в 1974 с приходом Пугачевой в тогда "мальчиковый" ансамбль произошел бунт. Все понимали масштаб певицы и не хотели превращаться в ее аккомпанирующий состав.

Александр Барыкин: Мне первому не понравился приход Пугачевой - я не привык никому аккомпанировать. Слободкин то же не любил женщин в ансамблях, но взял Аллу Борисовну из своих личных корыстных целей.

Александр Градский: Павел сразу сделал для нее программу, познакомил с нужными людьми, организовал выезд в Болгарию на фестиваль "Золотой Орфей". Но у людей есть такая тенденция забывать всех тех, кто хоть что нибудь для них сделал.

Павел Слободкин: У нас были очень хорошие отношения. Они, наверное, могли вылиться в отношения может быть личного характера, но у нас была одна большая проблема - мне надо было делать выбор: или остаться творчески независимым человеком, или стать мужем известной звезды. Я очень рад, что Пугачева пришла сама к мысли о том, что ей надо делать самостоятельную карьеру, к чему уже тогда она была практически готова.

Гастроли, работа на сцене по 60-80 концертов месяц, аншлаги, репетиции, записи пластинок, ансамбль постоянно находился на концертном конвейере.Обеды приносили прямо на сцену. И ночью ребята не успокаивались - поклонницы, выпивка, долгие разговоры о работе и творчестве. Задора было много, все были молодые, все фанатики своего дела.

Не каждый солист мог выдержать по 3-4 концерта в день, поэтому музыкантов в ансамбле держали по многу. Павел Яковлевич не был деспотичным хозяином, но как любой сильный руководитель он вел селекционную работу и проводил практику разделяй и властвуй.

Составы ансамбля менялся часто, скорее это зависило от внутренних взаимоотношений и от взаимоотношений со Слободкиным.

Сергей Рыжов: Репертуарный план определялся художественным руководителем, чем и отличается "ВИА" от "группы".

Вячеслав Малежик: В случаях, когда Слободкин не выезжал на гастроли свместе с ансамблем программа срочно переделывалась. Начинали исполняться фирменные хиты. Потом нас "прикладывали мордой об асфальт" и мы снова возвращались к старым заезженным "Мами блю", "Люди встречаются" и прочим раскрученным хитам, на которые собственно и шла публика. Коллектив был одиозен, власти все время искали возможность зацепиться и нас расформировать. Мы были вызывающе одеты, вызывающе причесаны, вызывающе пели. Мы не подходили, были не очень удобны.

"Весёлые ребята" это была большая школа. Коллектив был дружный, знания передавались друг-другу и все получали свои знания. И то что ансамбль все свои 25 лет сохранял конкурентоспособность в этом безжалостном конвейере, говорит о высоком потенциале заложенном в "Веселых ребятах".

Вячеслав Малежик: Как музыкальный руководитель Слободкин велик уже тем, что смог тогда пройти по лезвию ножа. С одной стороны он сделал прозападный коллектив тогда когда советская идеология не позволяла этого. С другой стороны ансамбль пел советские песни, но никогда не пел лютый совок.

Александр Градский: Творчески ансамбля "Весёлые ребята" для меня никогда не существовало. Это был эстрадный коллектив, выполняющий социальный заказ. В зависимости от того какой был этот заказ такой коллектив и подбирался.

Теперь можно уверенно сказать, что именно Весёлые ребята сыграли решающую роль в закладывании того фундамента, из которого потом вышло мощное рок-движение 70х и 80х. Павел Слободкин действительно стал "крестным отцом московского рока", его творческий школу в "Веселых ребятах" прошли многие и многие московские рок-музыканты, участники легендарных супер-групп 70х и 80х.

Все время менялись вкусы публики - биг-бит, евро-диско, новая волна, электро-поп..., Менялись музыкальные стили, менялись и составы ансамбля. Переодически ансамбль терял своих старых поклонников, были случаи когда публика просто покидала концерты. Но всегда работая на острие музыкальной моды ансамбль постоянно приобретал новых поклонников.

Фрагмент публикации Михаила Тонконогова


Примечания от Андрея Николаева

В 1985 году ансамбль "Веселые ребята" на международном конкурсе Братиславская лира получает гран-при. С 1986 по 1992 гг становиться лауреатом Песни года, а песни: Не волнуйтесь, тетя - самая популярная песня 1988 года. В 1988 году по решению министерства культуры СССР и РСФСР, Главного управления культуры Мосгорисполкома, Решением Моссовета от 04 мая 1988 года ансамблю "Веселые ребята" первому в стране утверждают юридическое лицо и статус музыкального театра. Павел Слободкин награжден почетным званием "заслуженный артист РСФСР". Песня "Светка Соколова" признана самой популярной песней 1989 года, кстати, Буйнов ушел только в мае 1989 году. К этому времени уже длительное время работал вторым клавишником композитор-Александр Добронравов, а Глызина в 1987 году продублировал сильный вокалист -Александр Добрынин. Вплоть до 1993 года ансамбль выступал с концертами. В 1993 году Павлу Слободкину первому в жанре виа было присвоено почетное звание "народный артист России"



Павел Слободкин: «Мне стало обидно за марку «Веселых ребят»...»

Фрагмент интерьвью. По материалам: www.intermedia2.ru

...

Вы достаточно жестко пресекаете попытки бывших «Веселых ребят» выступать с использованием старого названия без Вашего участия.

Этим вопросом я не занимаюсь, им занимаются патентный поверенный и юристы, которые охраняют наш товарный знак в соответствии с законодательством Российской Федерации, но по данному вопросу могу сказать следующее. Во-первых, ансамбль не нуждается в возрождении, т.к. он существует в настоящее время. Во-вторых, название «Веселые ребята» официально зарегистрировано в декабре 2001 году в Роспатенте «Центром Павла Слободкина». Следует отметить, что еще в 1988 году решением руководства Москвы, согласованным с Министерствами культуры СССР и РСФСР, ансамбль «Веселые ребята» был утвержден как юридическое лицо в статусе музыкального театра, поэтому регистрация в 2001 году лишь подтвердила наше право на данное название. В-третьих, в соответствии с законодательством Российской Федерации, словосочетание «Веселые ребята», используемое в концертной деятельности и в выпуске аудио- и видеопродукции, может быть только одно. Создание второго ансамбля с аналогичным названием законом запрещено. Все судебные разбирательства по вопросу незаконного использования товарного знака были нами выиграны. Проблема незаконного использования бывшими артистами названий популярных ансамблей существует, и касается она не только нас, но и других коллективов.

Концертная деятельность лже-ансамблей не смогла бы осуществляться, если бы организаторы концертов в разных городах ответственно относились к соблюдению законодательства Российской Федерации и прав правообладателя на товарный знак. Вызывает большое удивление, что эти концертные организации работают в крупных городах - Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Вятке, Самаре, Туле, Липецке, Пскове, Магнитогорске, Оренбурге - и фактически занимаются обманом зрителя.

Хотел бы отметить, что в действиях бывших артистов, которые не работают в нашем коллективе 25 лет, усматриваются признаки преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 180 УК РФ. Мне кажется, что к решению этой важной проблемы должен активнее подключаться Департамент экономической безопасности МВД РФ.

Теоретически они могли с Вами договориться?

Теоретически да, но они этого не сделали. А когда начали незаконно выступать с использованием названия «Веселые ребята», то прекрасно знали, что данный товарный знак зарегистрирован нашим Центром. В целях личного обогащения они стали его использовать, нанося своим низким профессиональным уровнем ущерб творческой репутации ансамбля и моей лично. Бывшие музыканты 25 лет не работают в ансамбле, давно никем не востребованы, но дают различные интервью, в которых приводят ложные факты. Например, что ансамбль «Веселые ребята» прекратил свою творческую деятельность в 1988 году – это является откровенной и умышленной фальсификацией фактов. В период с 1988 по 1992 гг. ансамбль «Веселые ребята» становился лауреатом телевизионного фестиваля «Песня года», выступал с концертами и выпускал новые пластинки. Они ушли из «Веселых ребят» 25 лет назад — где они были все это время?! За рубежом они бы уже давно сидели в долговой тюрьме за нарушение прав правообладателя на товарный знак. В принципе, мне их жаль.

Нет ли у Вас идеи собрать в одном концерте всех бывших солистов и участников «Веселых ребят»?

Такая идея есть, но этот проект возможно реализовать при условии участия в нем крупных финансовых структур, а также радио и телевидения.

В Вашем ансамбле начинали свою творческую деятельность многие артисты…

Ансамбль «Веселые ребята» для многих стал своеобразной стартовой площадкой. Молодые артисты, получив в коллективе профессиональную подготовку и известность, шли дальше своим путем. Звезда нашей эстрады Алла Пугачева проработала в «Веселых ребятах» два года. Итогом нашего творческого содружества стала ее победа на международном конкурсе «Золотой Орфей» (1975) с песней «Арлекино» в моей аранжировке.

Роберт Мушкамбарян, Людмила Барыкина, Светлана Рязанова, Юлий Слободкин, работая в нашем ансамбле, становились лауреатами международных и Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В августе 1970 году у нас появился вихрастый мальчик в очках — Саша Градский. Он проработал восемь месяцев, посмотрел изнутри, как работает профессиональный коллектив, а потом со своим ансамблем стал лауреатом фестиваля в Горьком.

...

Просто реклама песни на музыку и аранжировку

Очень часто неумейки скрываются за такого рода выражениями: «это наше» , «это мы» , «это вот ЗДЕСЬ» . И в общем, наплевать, что там ГДЕ-ТО им дают 20-е места. А вот у нас, а мы вот настоящие, российские, русские и т.д.... Подробнее