Если песню ты написал...

Раздел ведет Алексей Шестаков

E-mail: Ваши замечания, дополнения на E-mail!
Если песню ты написал –
Убедись, что не стырил её,
А когда убедишься, что стырил её –
Не печалься, что песню украл.
Ибо тот, у кого ты мелодию спёр,
Твою музыку с детства любя,
Был конечно коварен, умён и хитёр,
Её раньше украв у тебя!


А. Градский. Самба (намек).

В дополнению к эпиграфу еще одна цитата:

"Я выскажу еще раз банальную истину, придуманную кем-то другим, а кем - сейчас не вспомню: композитор состоит из переработки им внутри себя музыки, которую он знает. Не только современной, но и классической, камерной, хоровой, народной"

(Неотправленные письма Александра Градского. "События" № 53, 3 декабря 2003).

К этому хочется добавить: иногда «переработка» уж очень сильно напоминает оригинал, и еще: иногда этот оригинал – собственное произведение композитора.

Итак, всем, кто с любовью и (или) вниманием относится к творчеству Александра Градского, предлагается посмотреть из какой же музыки состоит этот композитор т.е. найти в его песнях, сюитах, балетах, опере и т.д. проблески чужой и своей собственной музыки: скептически оглядеть находки сделанные другими людьми, добавить свои открытия.

Прямые цитаты и явные случаи самоедства (например музыка к м/ф «Догони-ветер») не считаются.

Цель данной публикации – не обвинить Александра Градского в множественных случаях плагиата и даже не просто ткнуть высокомерным пальцем в чужое творение. В конце концов, никто не обвиняет «The Beatles» в том, что две песни с альбома «Abbey Road»: «Because» и «I Want You» - мало того, что похожи друг на друга, так еще и сильно смахивают на «Лунную сонату» Бетховена.

Данная публикация - просто забава (иначе говоря - развлечение) для поклонников творчества Александра Градского, приглашение побродить по извилистым тропкам музыкального подсознательного на примере отдельно взятого композитора, с, быть может, надеждой отыскать в этом дремучем лесу хоть какую-то систему или просто логику.


Песня о друге (песня из к/ф «Офицеры»)

А. Шестаков: (16/12/04)

Этот случай первый, поскольку слишком очевиден и всем известен. «Песня о друге» очень напоминает песню из к/ф «Офицеры». Сам Градский говорит о том, что здесь есть кусочки, которые прежде всего совпадают с мелодиями самого Высоцкого, а уж потом с песней Рафаила Хозака на стихи Евгения Аграновича.

(Самее самых - Судьба и рок Александра Градского)

Лично я не могу вспомнить похожую песню Высоцкого, но раз автор говорит…


Хрестоматия (Колыбельная - Легенда о маяке)

А. Шестаков: (16/12/04)

А начнем с последней работы - альбом «Хрестоматия». Нет, дело конечно не в том, что на номере «намек», строчка из которого вынесена в название данной публикации, иногда возникает дикое желание завопить: «Мальчик хочет в Тамбов, а чики-чики…» и так далее. Это лишь единство музыкального стиля – самба, она и в Тамбове самба. Дело в другом: ставим саундтрек к м/ф «Легенда о маяке», в том виде как он издан на «Золотом старье». Нас интересует средняя инструментальная часть, а именно: как только таймер покажет 1:05 смело начинаем петь:

Нет у меня пока еще имени.

Как же тебя назову?

Радуюсь я, что живу.

Радостью – так и зови меня.

Колыбельная» на стихи У.Блейка)

Это, конечно, самозаимствование, и длится оно краткий промежуток времени, но совпадение столь полное, что его невозможно не упомянуть.


Стадион (Приключения Буратино)

А. Шестаков: (16/12/04)

В опере «Стадион» (Действие 1. Картина 2, ну или если просто пальцем показать, то таймер на 34:27) есть такая сцена: Ехидный (А. Кутиков) обращается к Женщине (Е. Камбурова) «А это что за мотылек в лохмотьях от Диора…» и потом дальше: «Надень на голову венок и спой нам о свободе…». Мне всегда казалось: где-то я уже слышал этот задорный мотив. И вот, как-то поставив племяннице музыкальную сказку «Приключения Буратино», вспомнил, где именно. Лучше, если вы возьмете фильм Леонида Нечаева с замечательной музыкой Алексея Рыбникова. Сцена, где Буратино первый раз идет в школу и встречает проезжающий по городу кукольный театр. Ну, вы, должно быть, помните эту песню Карабаса-Барабаса:

Я на спектакль приглашаю,

Там будет множество затей.

Я этих кукол обожаю

Как будто собственных детей.

Мы вам покажем представленье:

Ах, это просто загляденье,

Ох, это просто наслажденье,

Ух, это просто объеденье.


2000 год (Любимая, спи)

А. Шестаков: (16/12/04)

Многие со мной не соглашаются (да в общем-то еще никто со мной не согласился, но ведь и я еще не все население земного шара опросил), но в песне «2000 год» на словах «а их готовят загодя, а их пожарят с кровию…» отчетливо слышится: «и море всем топотом, и ветви всем ропотом, и всем своим опытом пес на цепи…» («Любимая, спи» Эдуарда Колмановского).


Синий лес (гимн ГДР)

Александр Градский: - Я написал песню "Синий лес", а спустя четыре или пять лет случайно услыхал гимн ГДР, а там несколько нот из моей вещи. Причем очень мало нот, но этот мой оборот в точности повторялся там. Это говорит только о том, что мы иногда сдираем что-то, даже не подозревая, что мы это сделали... Потому что главное в "Синем лесе" не это!.. Та-да-да-да-да-да-да... Та-да-да-да-да-да-да... А в гимне: "Ти-ди-ди-ди-ди-ди-ди... Ти-ди-ди-ди-ди-ди-ди..."


В среду днем (Foul Play)

"Хоть это и не указано в буклете альбома "Фрукты кладбища", музыка для песни "В среду днем" была заимствована Александром Градским у американского блюзмена Роберта Крея (Robert Cray)- его песня "Foul Play" была издана в 1986 на альбоме "Strong Persuader". Текст, положенный Градским на музыку Крея, в определенной степени инспирирован смертью Александра Башлачева. Он покончил с собой в среду, 17 февраля 1988 года, выбросившись с девятого этажа".

Андрей Задворнов, 23.09.05


Ждем Ваших мотивированных дополнений



Просто реклама песни на музыку и аранжировку

Только это песня не Пугачевой. В финале, в последний день мы будем петь «Не отрекаются, любя» вдвоем. Причем, в моей аранжировке 1991 года, но я ее никогда не показывал нигде и она у меня, как я ее записал, так она у меня дома и лежала. ... Подробнее