Концерт Александра Градского
Санкт-Петербург, 16 января 2014 года |
Ой, я, наконец, созрела для того, чтобы взяться за "отчет"... Правда, боюсь, что в этот раз получится совсем гигантская простыня, т.к. и концерт был больше, чем обычно, за счет участия "голосят", и эмоций у меня море.
Приехала я в Питер днем, т.к. до концерта должно было состояться еще одно важное мероприятие, а именно наша первая личная встреча с Мариной (Marish) и Татьяной Н. Мы встретились в кафе рядом с БКЗ и благополучно прообщались два часа, так что встреча прошла очень успешно. "Пользуясь случаем", хочу сказать, что я очень рада, что мы познакомились лично, всегда приятно встречать единомышленников и понимающих людей, да еще и таких замечательных. В общем, проболтали мы до половины шестого примерно, а потом отправились добывать цветы. Я порадовалась, что магазин находится недалеко совсем, т.к. все никак не могла отогреться после маршрутки и гулять не рвалась, хотя, конечно, при необходимости за цветами для Александра Борисовича мы все втроем пошли бы и гораздо дальше, чем находится этот цветочный магазин. Купив цветы, мы бодрым шагом отправились в БКЗ, т.к. был уже седьмой час, а перед нами с Татьяной еще стояла задача приобрести диски. В этот раз выбор был очень большим: продавались все ДВД с юбилейными концертами, "Мастер и Маргарита", большой бокс с 13 дисками, "Избранное", "The Голос", много разных дисков по отдельности, я все даже и не перечислю, наверно, начиная с "Несвоевременных песен" и заканчивая "Неформатом". Я была просто счастлива, потому что мне удалось приобрести почти все диски, которых мне не хватало, теперь для полной коллекции недостает буквально двух дисков, все остальные есть.
В этих приятных хлопотах незаметно пролетело время, остававшееся до начала концерта. На сцене, как всегда, стоял пульт, стул, на котором лежала гитара, пюпитр со знаменитой синей папкой, микрофон, а также еще два микрофона и два пюпитра, сразу было понятно, что для "голосят". Концерт начался с небольшой задержкой, минут на восемь, наверно, позже заявленного времени. Вышел Александр Борисович, поздоровался с залом, сказал, что обычно его концерты идут около двух часов, но после "Голоса" он чувствует некоторую ответственность за своих "молодых товарищей" (с) и поэтому решил пригласить их в свой концерт. Заодно проанонсировал концерт "2 часа Голоса", который будет проходить в Санкт-Петербурге 22 февраля, с участием ребят из команды Александра Борисовича. После этого вступительного слова Маэстро многозначительно сказал: "Ну, а на разогреве у них..." Зал посмеялся, конечно. Дальше Александр Борисович добавил, что очень приятно выступать в этом зале, что он давно там не был. А первую песню предваряла фраза о том, что "в пожилом возрасте" приходится доказывать самому себе и публике, "что ты имеешь право на сцену вообще выходить". По словам Александра Борисовича, ему удобно это делать (доказывать, имеется в виду) с песней "Как молоды мы были". Конечно, первой звучала она.
1) "Как молоды мы были". Мне очень понравилось вчерашнее исполнение. Собственно, я не помню такого, чтобы мне когда-то не нравилось, это, наверно, вообще невозможно, но вчерашнее мне показалось крайне удачным. Сразу стало понятно, что вечер будет прекрасным. Удивительно мощный, чистый голос и очень выразительное, эмоционально точное исполнение. Пробило меня сразу, что, впрочем, было ожидаемо. После "КММБ" в зале раздались крики "Браво", один из моих соседей даже вскочил и стал аплодировать стоя.
2) "La donna e mobile". Замечательно, очень... я даже не знаю, как сказать-то... искристо, что ли, слова не подобрать. Хотелось улыбаться и подпевать. И так легко вроде бы это все, хотя понятно, что ни разу это не легко...
3) "Только раз бывает в жизни встреча". Ну, романсы в исполнении Александра Борисовича я готова слушать бесконечно (впрочем, как и все остальное... ), а уж этот особенно. Сколько темперамента, Боже ж ты мой... Да еще это раскатистое "р", ко всему прочему. "Гаснет луч пурррпурррного заката..." - и все дрожит внутри. Очень красиво, очень ярко, очень по-своему, как и всегда, одним словом - чудесно.
Дальше Александр Борисович рассказал про минусовку, я думаю, что присутствующие здесь, на форуме, знают, о чем речь. Это всегда очень трогательный момент, конечно, удивительно трепетное отношение к своим коллегам... и действительно всегда возникает ощущение, что эти, в том числе и уже, к сожалению, ушедшие люди и в самом деле присутствуют в зале.
Перед тем, как исполнить следующий романс, Маэстро сказал, что название и содержание этого романса наилучшим образом представит его молодых коллег. И был это романс
4) "Гори, гори, моя звезда". Действительно символичное название, учитывая обстоятельства. Я не буду мучиться и подыскивать какие-то слова, все равно не найду, ибо исполнено было просто потрясающе, очень долгие были потом аплодисменты, и не просто так.
Потом пришло время "голосят". Первой на сцену вышла Катя Кузина, "самая смелая", как сказал Александр Борисович. Видно, что опыта сценической работы у нее немного, т.к. поздороваться с залом Катя от волнения забыла. На что ей и указал Маэстро, внезапно прервавший свою речь о том, что у них не было времени подготовить для "голосят" новый репертуар, фразой: "Поздоровайся, скажи "Здравствуйте". Так родители детей обычно учат здороваться, очень мило и забавно получилось. Послушная Катя с залом поздоровалась, все посмеялись, но по-доброму, конечно.
5) "I will always love you" в исполнении Кати. Мне очень понравилось, как она спела. Вообще Катино выступление с этой песней изначально, еще в "Голосе", было, по-моему, очень удачным, а вчера получилось еще лучше. После выступления, правда, произошел небольшой казус: на сцену поднялась девочка с букетом цветов и прямым ходом проследовала мимо Кати к Александру Борисовичу и вручила цветы ему. Момент для вручения букета Маэстро был, может быть, в данном случае не самый удачный, но ничего страшного, в общем-то. Александр Борисович, надо отдать ему должное, к Кате подошел, приобнял, чуть ли не букет ей отдал, хотя тут боюсь соврать, точно не помню, но поддержал, короче.
Катя со сцены не уходила, зато к ней присоединился Сережа Волчков. Вместе они исполнили следующее произведение, и это была песня
6) "Мелодия". Мне кажется, получилось здорово, очень проникновенно, хотя, по-моему, Катя поувереннее себя чувствовала при исполнении песни Уитни Хьюстон. Впрочем, это и понятно, наверно, времени на подготовку, наверно, было совсем немного, а песня-то сложнейшая. И все равно было очень хорошо, я даже прослезилась... Сергей был очень хорош, и тембр у него, конечно, очень красивый. Принимали ребят очень хорошо, цветы дарили, аплодировали долго.
Далее Маэстро представил Колю Тимохина, сказал, что сам иногда поет произведение, которое будет исполнять Коля, и минусовка у него есть, но у Коли "минусовка получше и он гораздо моложе". Появление Коли для меня стало неожиданностью, впрочем, сюрприз был, конечно, приятным. Коля, кстати, поздоровался с залом сам, без подсказки со стороны Маэстро. В его исполнении прозвучало произведение
7) "Романс Неморино". И тут мне тоже показалось, что исполнение Коле удалось лучше, чем когда он это пел в рамках проекта. То ли Александр Борисович с ним поработал, то ли меньше волноваться стал, то ли все сразу, но получилось убедительнее. Во всяком случае у меня не было страха, что сейчас он что-то не возьмет, где-то что-то пойдет не так... более уверенное исполнение вышло, в общем. Колю тоже принимали хорошо, что вдвойне понятно: во-первых, спел хорошо, а во-вторых, петербуржец.
Затем на сцене вновь появился Сережа.
8 ) "Ария мистера Х". Я очень впечатлилась. "Нюансов" Сергей за время работы с Александром Борисовичем наловил много. Очень красивое, выразительное выступление. Это произведение и в финале "Голоса" прозвучало замечательно, а тут, живьем - вообще сказка.
Дальше Александр Борисович представил Шарипа как человека, с которым Сергей очень дружит и с которым при этом очень конкурирует. Очень радует, конечно, что ребята в условиях этой конкуренции продолжают прекрасно общаться и между ними, очевидно, никаких недомолвок нет.
Шарип вышел и сказал, что очень волнительно выступать перед такой искушенной публикой. Ну, по нему действительно было видно и порой слышно, что он очень волнуется, но пел он, тем не менее, очень красиво. Шарип исполнил два произведения и первым, к моей большой радости,
9) "Miserere". Мне очень нравится, как у него получается эта вещь, мне кажется, она ему очень подходит и он ее чувствует, а уж когда еще и Александр Борисович вступил... ну тут вообще... Очень было красиво. И высокие ноты у Шарипа, конечно, обалденные, что есть, то есть.
10) "Maybe I, maybe you". И тоже очень хорошо. Честно говоря, выступление Шарипа с этой песней в третьфинале меня в свое время не слишком впечатлило, а вот вчера очень понравилось, без всяких оговорок.
После второй своей песни Шарип со сцены не ушел, зато к нему присоединилась Катя, причем уже успевшая переодеться в другое платье (первое было синее, второе - красное ). Пели они с Шарипом ту песню, с которой выступали на этапе дуэтов, а именно
11) "The Prayer". Александр Борисович предварительно сказал, что ему самому этот номер очень близок. Очень красивая песня, конечно, и, несомненно, очень удачный получился дуэт. Какая-то небольшая путаница со словами, по-моему, ближе к концу песни получилась, хотя, может, я выдумываю. В любом случае это никак не испортило общего впечатления, которое было очень позитивным и у меня, и у зала в целом. Ребятам долго аплодировали, хотя сами они все порывались быстренько сбежать за кулисы (не только эти двое, Сергей тоже ), откуда Александр Борисович их возвращал. Стесняются они пока, наверно, не очень понимают, как себя вести на сцене, но это придет, разумеется, дело времени.
Затем Александр Борисович вновь вызвал на сцену Сережу, который должен был исполнить то, что самому Маэстро, по его словам, в исполнении Сергея больше всего нравится, и это была песня
12) "Синяя вечность". Ну, Сереже эта песня действительно прекрасно удается и, конечно, его голос в ней раскрывается чудесно. Вчерашнее исполнение было, может быть, немного другим по сравнению с полуфиналом "Голоса", чуть поспокойнее, что ли (ну, в полуфинале-то он просто вразнос пошел, там такой был драйв, что мама дорогая... ), но это не плохо, даже, я бы сказала, наоборот: здорово, когда артист может в одной песне разные эмоциональные оттенки выводить на первый план в зависимости от своего внутреннего состояния или других каких-то обстоятельств. Вчерашнее Сережино выступление мне понравилось не меньше, чем полуфинальное, и зал его тоже очень тепло принимал. Сергей, уходя со сцены, поздравил всех с Новым годом, а также обратился к Маэстро, как бы "представил" его в свою очередь и сказал: "Александр Борисович Градский! Большое Вам спасибо!" Кроме того, он поблагодарил публику за теплый прием.
А дальше Маэстро, попутно переставляя "лишние" микрофоны и пюпитры, сказал, что поскольку его фамилия все же была на афишах... Фразу он не договорил, но зал, конечно, прекрасно мысль понял : дальше Александр Борисович явно собирался петь сам. Прежде чем спеть следующее произведение, Маэстро рассказал опять же небезызвестную обитателям форума историю о том, как маленький Саша, живший в детстве в деревне, ходил в школу пешком, пел песню и все родители местных детей понимали, что пора своих ребят тоже уже в школу отправлять. Как мы знаем, песня, которую Александр Борисович в детстве так любил петь на 20-градусном морозе, - это
13) "Santa Lucia". Александр Борисович еще сказал, что поскольку до этого все было очень серьезно, сейчас ему хочется "небольшого цирка". Ну и устроил небольшой цирк. Очень драйвово получилось, с элементами хулиганства... ну, как Маэстро любит и прекрасно умеет делать. После исполнения послышались крики "Браво!".
Вопрос: Про цирк с танцами не совсем понял
По поводу цирка с танцами. Это два разных явления. "Цирк" (формулировка Александра Борисовича) был устроен во время исполнения песни "Santa Lucia", в том смысле, что исполнение было не каноническое, а со всякими штучками, элементами вокальной акробатики, так сказать. А танцы-то, собственно, уже стали практически неотъемлемой частью исполнения песен "Спортивная" и "Галичу", в "Спортивной" - во время проигрыша, а в "Галичу" - в конце.
Затем Александр Борисович еще раз вызвал ребят, был общий поклон, всем им очень долго аплодировали, и на этом первое отделение закончилось. Завершу на этом и я свою простыню, пусть на каждое отделение своя простыня будет, тогда уж Марина меня точно не забанит.
...
Ну что, приступим к рассказу о втором отделении концерта. Началось оно с того, что вышел Александр Борисович и поинтересовался у зала: "Как буфет?" После чего попросил дать свет в зал, мотивируя это тем, что так понятнее, с кем он будет работать, и начал, собственно, петь, не откладывая дело в долгий ящик и проигнорировав на этот раз традиционное введение, посвященное грубой лексике.
1) "Шансон". Я уже, по-моему, писала как-то, что мне эта песня открывается мне постепенно и чем дальше, тем больше нравится. Хотя "нравится" - это в данном случае далеко не самое подходящее слово, оно как-то мало передает мои ощущения от "Шансона". Я в ней постоянно цепляюсь то за одну строчку, то за другую... очень там много всего, конечно. Исполнение особенно не комментирую, скажу только, что, когда песня завершилась, в зале послышались крики "Браво", это, наверно, говорит само за себя.
2) "Песня о любви". Снова, как было и на концерте у нас, в Пскове, аплодисменты раздались, когда еще звучали последние аккорды, и "Браво" тоже слышалось. Аплодировали долго и как-то... задумчиво, что ли, не знаю, как объяснить это мое ощущение... не в смысле вяло и неохотно, а именно задумчиво, мне показалось, что многие действительно задумались о том, что в песне поется. Она ведь располагает к тому, чтобы поразмышлять, и, видимо, достаточно много людей в зале прониклись тем настроением, которое в этой песне присутствует.
3) "Спортивная". Александр Борисович, как водится, верен своему слову: говорил, что будет исполнять эту песню до Олимпиады в Сочи, вот и исполняет. Сначала Маэстро рассказал историю про друга, который предсказывает, что в Сочи в феврале все-таки будет Олимпиада , потом изложил историю появления "Спортивной", потом произнес фразу "Извините, если что не так" (видимо, это такой сокращенный вариант вступления на тему обсценной лексики) и стал петь. В этот раз мы узнали, что Костя Казначеев, который "на скрипочке играет" в проигрыше, "худой и длинный", а "Юрка Иванов", играющий на губной гармошке, с Маэстро "мучается с 72-го года". И танец был. А еще я теперь знаю, где в песне "Спортивная" модуляция, Александр Борисович объяснил. Короче, очень информативная песня получилась. И это помимо той информации, которая там изначально заложена. Реакция на песню была очень бурной, и аплодисменты были не "задумчивыми", как после "Песни о любви", а весьма эмоциональными. Много "Браво" звучало. Цветы несли. Галантный Александр Борисович очень был предупредителен с дамами, дарившими ему цветы, слышно было (я в 1-ом ряду сидела, кстати, аккурат под усилителем или как это правильно называется... ), что говорит: "Осторожно, не упадите" (на сей раз, чтобы подарить цветы, нужно было на сцену по ступенькам подняться, а потом, соответственно, по ним же спуститься, отсюда и эта реплика). Помимо цветов, Александру Борисовичу кто-то из детей подарил шоколадку, чем, по-моему, Маэстро был несколько озадачен и даже прокомментировал в том духе, что это странно, когда ребенок тебе дает шоколад, обычно бывает наоборот, добавив, чтобы даритель потом к нему подошел для того, чтобы Александр Борисович шоколадку мог вернуть ("я же не ем ничего" ).
4) "Галичу". Пересказывать введение о митингах тоже не буду, думаю, что форумчанам оно хорошо известно. Чудесная песня в чудесном исполнении, что тут еще скажешь... В конце был еще один танец. Реакция на песню в зале тоже была довольно бурной, правда, Александр Борисович довольно быстро все это дело пресек, начав рассказывать о песне "Романс", которая, по мнению Маэстро и его дочери Маши, мнению которой Александр Борисович, по его же собственным словам, очень доверяет, является лучшей в альбоме "Неформат". Кроме того, Александр Борисович сообщил залу историю о том, как эта песня вообще была написана (ну, вы знаете, "при повороте с Манежной площади на Тверскую" ).
5) "Романс". Про эту песню я никогда не знаю, как рассказывать... Она удивительная, конечно. Во всех отношениях удивительная. Слезы как-то сами потекли опять, каждый раз плачу, когда слышу ее в живом исполнении (а часто и когда слышу в студийном варианте), ничего с собой поделать не могу...
После "Романса" Александр Борисович взял в руки гитару. И тоже без всяких вступлений, уже наигрывая на гитаре мелодию, сообщив лишь, что песня 68-го года, начал исполнять песню, которая, как вы понимаете, называется
6) "Баллада о птицеферме". Как-то Маэстро в этот раз ее по-другому играл, не так, как у нас в Пскове, например, местами сильно напоминало блюз (ну, мне напоминало, во всяком случае ). Спел очень экспрессивно, кстати.
7) "В полях под снегом и дождем". Практически сразу после "Баллады" исполнялась, даже паузы почти не было, не говоря уже о каких-то предисловиях. Правда, сначала Александр Борисович какое-то время настраивал гитару (это вообще вчера происходило постоянно, и между песнями, и по ходу исполнения). А в "Полях под снегом и дождем" вчера прозвучала просто изумительно красиво, кстати. Очень пронзительно. Принимали ее, конечно, замечательно, что и понятно: песня дивная сама по себе, а тут еще просто на редкость удачный вариант исполнения получился, на мой взгляд.
8 ) "Наш старый дом". Ну, это, конечно, тоже песня из серии хитов, которые принимаются всегда на ура, вчерашнее исполнение исключением не стало. В конце песни случился аттракцион под названием "Как в 72-ом", вызвавший весьма бурную реакцию зала.
Следующая песня была представлена весьма лаконично, а именно как "песня из фильма". Под "фильмом" подразумевался фильм "В августе 44-го", а песня - это, разумеется,
9) "Маятник качнется". Александр Борисович в одном месте немножко вольно обошелся с текстом, но тем не менее это исполнение произвело на меня сильнейшее впечатление. Эта песня для меня как "Романс": я ее в принципе очень люблю, но живое исполнение каждый раз меня пробивает мгновенно, чуть ли не с первых же строк. Так было и в этот раз. Услышала "Маятник качнется, серррдце замирает...", и все... И ведь голоса там большого нет, в этой строчке, никаких "трюков" вокальных, все вроде просто, но такая простота подразумевает огромное просто мастерство, конечно. И душу...
Далее последовала эпопея с гитарой. Что-то там случилось со струной, Александр Борисович посмотрел-посмотрел и высказался в том духе, что можно, конечно, и без этой струны вообще обойтись, но вот если бы у нас (у публики) было время, он бы эту струну переставил. Дадите, говорит, немного времени? Зал отреагировал позитивно, проявив готовность подождать (вот в этот момент, когда Александр Борисович пошел за струной, я окончательно поняла, что на последний автобус в Псков не успею ни при каких уже обстоятельствах ), ну, и Маэстро стал, собственно, переставлять струну. Параллельно развлекая публику рассказом про небезызвестное устройство под названием "г...вномер", т.к. следующей песней в любом случае, видимо, должна была быть "Автобиография". Эту чудесную историю я пересказывать, конечно, не буду, местные обитатели ее знают прекрасно. Заодно - это в связи с гитарой - Александр Борисович и бедного Джордже Марьяновича припомнил. И все это в процессе настраивания гитары. Резюмировал он все эти свои действия оптимистичной фразой "Все равно не строит, ну неважно", видимо, ему что-то все равно резало слух, но тем не менее, предварительно рассказав замечательное стихотворение, навеянное Галичу тем самым замечательным творением рук человеческих под названием "г...вномер", начал петь следующую песню. Как я уже упоминала, это была
10) "Автобиография". Опять исполненная немножко не так, как в предыдущие разы. Каждый раз какие-то новые нюансы, по-моему, хотя уж, казалось бы, она же петая-перепетая, где там поле для экспериментов... а вот находятся возможности.
Дальше были три песни подряд, "раз вы такие терпеливые". "Одна грустная, другая веселая, а третья усталая и лирическая".
11) "Надо чуть подождать". Одно из сильнейших впечатлений вечера для меня. Сегодня весь день у меня в голове крутится именно эта песня. Вчера вот каждое слово, каждая строчка - прямиком в сердце. Я ее вчера как-то по-новому услышала, хотя она изначально мне очень близка, но именно вчера как будто узор в калейдоскопе полностью сложился... непонятно объясняю, наверно, но по-другому не получается что-то. В общем, повторюсь, одно из мощнейших впечатлений всего вечера для меня и в каком-то смысле даже открытие, я бы сказала.
12) "Когда б имел я горы злата". Исполнению предшествовал, как водится, рассказ об Анне Васильевне Рудневой, а также вопрос заботливого Маэстро, обращенный к залу: "Вы не устали?" Из зала послышалось "Неееет". Конечно, нет, как же можно от такого счастья устать... А песня все же поразительно точная, чем больше слушаю, тем больше поражаюсь.
13) "Русского и еврейского", представленная Александром Борисовичем как "самая любимая сейчас". Я про это песню вот тоже не очень знаю, как говорить. Очень она мной любима, с самого начала, с первого же прослушивания запала в душу и давно уже там корни пустила... Замечательно была исполнена вчера, как, впрочем, и всегда, я даже относительно неудачных исполнений этой песни не помню, честно говоря.
14) "Мы не ждали перемен". Блистательно. И сама песня потрясающая и, похоже, актуальной она будет оставаться вечно , но как Маэстро ее спел! Как же он делает третий куплет, тысячу раз слышала, а все равно каждый раз мурашки табунами на словах "...и партии разучены, и рррукава засучены, готовы под ружье..." Драматургически гениально, вот это раскручивание эмоциональное... потрясающе просто.
После "Мы не ждали перемен" Александр Борисович снял гитару и двинулся к краю сцены, прощаться. И вот тут началось то, что потом переросло в стоячую овацию, волна аплодисментов, крики "Браво" и "Спасибо". Я тем временем побежала цветы дарить, благо бежать было недалеко. Когда дарила, сказала "Спасибо Вам большое", что, конечно, лишь в небольшой степени передавало мои эмоции, но хоть как-то... Через какое-то время Маэстро вновь взял гитару и исполнил песню под названием
15) "Южная прощальная". Исполнил чудесно, с обычным своим трюком в конце. От микрофона ушел вообще черт-те куда, очень далеко, причем в сторону, назад там особенно некуда было двигаться, видимо. И надо еще учесть, что он изначально стоял не у края сцены, а в глубине как бы. У меня в какой-то момент вообще случился когнитивный диссонанс: я вижу, что Александр Борисович уже очень далеко от микрофона, вроде бы головой понимаю, что голос не усилен вообще ничем, а при этом стойкое ощущение, будто голос через динамик слышу... Убийственная история.
Вот после этой убийственной истории та самая стоячая овация оформилась окончательно. Из зала слышалось "Мы Вас любим" (и это чистая правда), "Спасибо большое!", "Браво!"... а еще "Орфей! Орфей!" Все это буйство продолжалось бы, вероятно, довольно долго, но Александр Борисович подошел к микрофону, объяснил, что мы превысили лимит по времени уже (действительно было около 22.30, может, чуть меньше, но все равно), что его ждут ребята, поблагодарил публику и под аплодисменты удалился за кулисы. Так вот этот замечательный концерт и закончился. Мне показалось, что Маэстро очень устал (что было бы абсолютно понятно и объяснимо), но приемом таким доволен и даже, можно сказать, тронут. Ну, это мое ощущение. Поэтому драматизировать тот факт, что кто-то уходил, я бы не стала. Сидела я в первом ряду, как уже упоминала, поэтому уходы эти не очень видела, но уж конечно никакая там не треть зала ушла, во-первых, а во-вторых, то абсолютное большинство, которое осталось, устроило тот прием, который я уже тут в красках описала, и это гораздо важнее, чем уход некоторых, возможно, не слишком хорошо знающих репертуар Маэстро, или и вовсе просто случайных людей. Или, кстати, некоторых просто куда-то опаздывавших, т.к. концерт подзатянулся по времени. Абсолютно большая часть зала приняла Александра Борисовича прекрасно, и он, мне кажется, это почувствовал и оценил.
Единственное, что у меня вчера не сбылось, так это автограф-сессия, в том смысле, что ее, к сожалению, не было, так что "Мастера и Маргариту" я из Пскова тащила зря (сами диски, правда, дома оставляла, боялась по морозу тягать лишний раз). Это жаль, но в данных обстоятельствах вполне понятно, конечно. А так вечер удался на славу! Я говорила уже много раз, но повторю, благо есть повод: это правда счастье - иметь возможность видеть и слышать Александра Борисовича на его концертах. Это счастье, что есть возможность подойти к нему и сказать "спасибо", потому что очень хочется и, честное слово, есть за что. Это счастье, что он есть такой, наш Маэстро, прекрасный, удивительный и неповторимый.
Все вот это мы потом дооолго обсуждали с Татьяной Н, сидя у нее на кухне. Так всю ночь и прообсуждали (Татьяна публиковала тут наш общий пост в 4.45 утра, ага... ). Очень здорово, когда есть возможность выплеснуть свои эмоции (а их было действительно море) в беседе с человеком, который понимает и разделяет их...
Вот, пожалуй, и завершение моей второй простыни. Надеюсь, что другие очевидцы тоже поделятся впечатлениями, а то что я одна тут разглагольствую... Восприятие ведь разное у всех, интересно было бы сравнить, кто как что услышал и воспринял.
Да, и еще раз прошу прощения за мое многословие.
Маша (Псков), 18 Янв 2014
Маша, 18 Янв 2014 11:42
Рузанна, 18 Янв 2014 12:26
Маша, 18 Янв 2014 12:56
Странные вещи со мной сегодня происходят: уже два раза пыталась поделиться с форумом своими впечатлениям от концерта, но в первый раз в момент отправки внезапно отключился, причем на короткое время, интернет, и весь текст оказался потерянным; а во второй - опять же при отправке случайно щелкнула на "Выходе" и снова весь свой текст потеряла Такое впечатление, что создаваемое моими эмоциями электромагнитное поле вызывает сбои в работе всемирной сети и моего ноутбука Пробую в третий раз; попробую обхитрить технику и отсылать свои впечатления порциями, если меня конечно Marish за это не забанит
После замечательного отчета Маши, делиться своими впечатлениями, конечно, сложно, не повторяясь. Но я очень хотела бы адресовать их прежде всего тем, кто только еще стоит на пороге открытия для себя творчества Маэстро или тем, кто решает для себя, пойти или не пойти на его концерт (если такие люди еще есть в природе, конечно!). Честно признаюсь и каюсь в том, что осознала, поняла и влюбилась во все, что пишет и поет Маэстро, относительно недавно, хотя "Как молоды мы..." в его исполнении полюбила еще в годы своей студенческо-стройотрядовской молодости. Пробую как-то структурировать свои впечатления, чтобы не получился совершеннейший винегрет, хотя признаю, что жестко все отделить друг от друга невозможно.
Голос. Прослушав и просмотрев в последнее время большое число записей Маэстро, я самонадеянно решила, что к концерту в целом готова. Как бы не так Когда Маэстро начинал петь, я открывала рот, подавалась вперед, чуть не сползая с кресла, и начинала попискивать, когда его голос забирался на немыслимые высоты или набирал потрясающую мощь или глубину. О том, что это не были мои фантазии (в отношении пищания), свидетельствовали удивленные взгляды моих соседей справа, которые я несколько раз умудрилась на себе поймать во время интервалов между песнями. Этот голос в сочетании с мощной энергетикой, бившей со сцены, и проживанием каждого слова (вы, конечно, понимаете, что я имею в виду) создавал эффект чего-то физически осязаемого; мы после концерта с Машей поймали себя на сходстве этих ощущений. А "добил" меня - что было ожидаемо - вокализ в "Южной прощальной" Я очень люблю оперу, это, наверное, видно по моим комментам; мне удалось в нашей Мариинке послушать действительно звезд мировой оперы (Кауфман, Нетребко [Внесена в санкционный список Украины «за посещение оккупированных территорий после начала вторжения, участие в пропагандистских концертах, публичную поддержку войны и режима Путина»], Флэминг, Дессей, Бартоли; список можно продолжить) и что такое "голос, накрывающий зал", как мне кажется, я знаю. Однако тут я вдруг обнаруживаю, что Маэстро стоит уже на довольно большом расстоянии от микрофона (сам отход я как-то не зафиксировала и объяснить, почему, не могу; какой-то провал в памяти), а его голос накрывает весь зал "Октябрьского" с его небезупречной (как мне кажется) акустикой И тут у меня одновременно промелькнули две совершенно противоположные мысли: первая - какое несчастье, что Маэстро не выбрал путь оперного певца - и вторая - какое счастье, что он не выбрал Большую оперу с ее довольно жесткими канонами, потому что тогда не было бы того Маэстро, которого мы сейчас знаем и любим Как объяснить это "шизофреническое" (в смысле раздвоения) состояние, не знаю
Продолжение следует...
Продолжение...
Программа. Какое-то время тому назад, узнав о предстоящих концертах "Три часа голоса", мы дружно на форуме составляли свои списки "золотых хитов", которые хотели бы на этих концертах услышать. Я очень рада, что услышала "живьем в России" из своего списка и "В полях..", и "Мы не ждали перемен", и "Южную прощальную" Однако теперь я понимаю, что хотела бы услышать именно те песни, которые Маэстро пел 16-го. Особое спасибо и особо низкий поклон за второе действие с его "социалкой", хотя несколько раз эти песни вызывали у меня ощущение почти физической боли в сердце... В отношении же "Романса" и "Еврейского и русского..." до сих пор сформулировать свои впечатления не могу; это сложнее и выше любых слов....
Общение с публикой. Маша в своем отчете замечательно это описала, но я не могу не вернуться к одному эпизоду. Форумчане, когда Маэстро рассказывал о записи, под которую он будет выступать, он назвал не только имена увы! уже ушедших от нас дирижеров двух оркестров, он упомянул и ушедших оркестрантов, пусть и не по именам, а по их партиям в оркестре! Сколько в этом было уважения и благодарности, не передать. Вот это Человек!
Публика. Несомненно, подавляющую часть присутствовавших на концерте зрителей, составляла аудитория Маэстро, не сочтите это за снобизм! Это чувствовалось по аплодисментам, которыми встречали его появление на сцене, первые аккорды знакомых песен и его реплики. Да, были и те, кто ушел раньше, причем по разным причинам. Сидевшая рядом со мной семейная пара лет 40-50, ушедшая правда в самом-самом конце концерта, объяснила мне "Мы не ожидали, что будет так много политики". В ответ на мой вопрос, а что же они ожидали, я услышала "Лирические песни вроде "Как молоды мы были" Я не стала им говорить, что в этой песне на самом деле не меньше политики (как они это понимали), чем в песнях второго действия; думаю, они меня бы просто не поняли. А вот аудитория Маэстро просила и "Спортивную", и "про телевидение" ("Мы не ждали перемен") и, кажется, даже "Про Ивана Лукича" (если я правильно расслышала). А эта овация стоя и эти крики "Браво!", "Спасибо!", "Мы Вас любим", "Приезжайте к нам еще!" И громкий мужской крик в спину уходящему со сцены Маэстро "А когда Вы к нам в следующий раз приедете!?" Эта подавляющая часть зрителей, чувствовалось, была просто счастлива; я стояла недалеко от сцены и мне показалось, что и сам Маэстро, если не счастлив, то очень доволен, в глазах у него что-то такое промелькнуло...
А потом мы действительно с Машей до утра обсуждали все, что увидели и услышали. Честно говоря, если бы ей не нужно было возвращаться в Псков, а мне идти на работу, мы бы, наверное, проговорили до вечера следующего дня, было о чем По кроватям мы разбрелись в шестом часу утра, но заснуть я так и не смогла...
Вот такие мои впечатления, форумчане, и не судите меня за них слишком строго
P.S. Моя искренняя благодарность нашему замечательному модератору Marish и не менее замечательному автору Маше за общение до и после концерта. Спасибо!
Татьяна Н, 18 Янв 2014 03:58
Ну что ж, я дольше всех собиралась с мыслями после концерта, но на это были причины... С удовольствием прочитала отзывы Маши и Татьяны, люблю сравнивать впечатления присутствовавших на концерте со своими впечатлениями.
Я узнала о концерте в Питере где-то в середине октября. В Москве планировался концерт только в мае и, разумеется, ждать до мая у меня не хватало никакого терпения... Почему бы и нет? Почему бы не съездить в Питер, в котором я не была со школы, тем более по такому более чем достойному поводу? Будильник на 4 утра, Сапсан в 6.45 утра, 3ч 40 мин и я в Питере на Московском вокзале. Далее надо было успеть съездить за билетом, который был забронирован еще в конце октября. Потом была очень теплая и приятная встреча с Машей и Татьяной Н., с которыми мы давно общаемся на форуме, а вот теперь и лично познакомились И, хочу заметить, что это была моя идея - нам всем встретиться и пообщаться !!!!
Про концерт Маша написала настолько хорошо и подробно, что и добавить нечего.
Если говорить о моих собственных ощущениях, то во время концерта у меня постоянно кружилась голова от эмоций, от невероятного голоса Александра Борисовича, от его энергетики, от разрывающих душу и сердце песен. И я со страхом смотрела на лестницу к сцене, по которой надо подняться, чтобы подарить цветы...))
Голосята были очаровательны, сольно и в дуэтах. Я почему-то ждала дуэты с Александром Борисовичем - "Месяц на небе" с Сергеем и "Caruso" с Шарипом, но увы... Катя Кузина такая умничка - смогла очень качественно подготовить и так проникновенно исполнить партию Мелодии, которую на проекте она не пела.
В этот раз меня совершенно заворожили танцевальные элементы в исполнении АГ, которые раз от раза становятся все более оформленными и разнообразными!!!!
Как же меня очень раздражают люди, которые уходят раньше с концерта. Как уже писали Маша и Татьяна такие были, но причины ухода все-таки разные. Передо мной сидела пара лет 50-ти, ушли за 2 песни да завершения концерта так как боялись опоздать на последний транспорт. Я бы в такой ситуации взяла такси, но вероятно не все могут это себе позволить... Но некоторые действительно ожидали чопорный официоз и второе отделение стало для них культурным шоком. Я вспомнила свое первое посещение концерта АГ. Я разумеется слышала Как молоды мы были, В полях под снегом и дождем, Песню о друге, Любимая, спи... Остро-социальные песни я тоже впервые услышала на концерте, но мне так понравилось!!))) Так что нет, я не понимаю тех кто ушел.
После концерта я пошла за кулисы, чтобы лично поблагодарить АГ за концерт, но по моему сказала что-то не совсем внятное - после концерта мои мысли всегда в полном беспорядке. Зато я запомнила его глаза - они были наполнены счастьем!!! А он сам просто светился - на мой взгляд был очень доволен концертом и приемом публики))) И это совершенно логично - зал стоя аплодировал довольно долго и не хотел его отпускать!!!
Да, не могу не отметить, что Александр Борисович прекрасно выглядит и находится в отличной форме, просто заглядение!!!
Сейчас я не понимаю как я могла сомневаться - ехать или не ехать, с ужасом думаю, что я могла бы пропустить такой невероятный концерт... Эх, во Владивосток на концерт слетать что ли?
Хотя мне очень понравилось вступление голосят - смотреть и слушать их по ТВ сплошное удовольствие, а вживую так просто выше всяких похвал, но все-таки самого Александра Борисовича на концерте было меньше, чем это бывает обычно и мне как-будто не хватило....
Но очень-очень скоро у меня будет возможность заполнить эту пустоту...
Marish, 18 Янв 2014 10:08 pm
Аааа офигеть, всё прочитала на одном дыхании! Спасибо всем кто поделился своими впечатлениями, эмоциями о концерте!!! Спасибо Вам Маша огромное, за прекрасный и подробный рассказ. Всё встало на свои места и сразу стало понятно, как начался концерт, как выступали «голосята» и с какими композициями. На каких песнях Александр Борисович танцевал))) На какой песне у него струна полетела))) В общем всё до приятных мелочей. Получала огромное удовольствие от прочтения.
Алина, 19 Янв 2014 11:13 pm