Концерт Александра Градского в г.Мытищи01.03.2014По материалам форума www.gradsky.com |
|
В этот раз я, конечно, не очень оперативна, но все никак не могла отойти от поездки (не люблю я все же поезда... ), да и работа на меня немедленно напала, как только я вернулась в Псков, поэтому все руки не доходили что-то внятное написать...
На концерт мы ходили вместе с Мариной-Marish, которой огромное спасибо, кстати, еще раз за помощь в покупке билета и за то, что она меня довезла и довела до РДКД "Яуза", а то я бы там долго могла плутать... Концерт начался с небольшим опозданием, минут на 5, может быть. Вышел Александр Борисович, поздоровался, после чего стал очень внимательно смотреть на единственный предмет, выбивавшийся из минималистичного убранства сцены, а именно на какую-то то ли раму, то ли доску, обтянутую красной материей и прислоненную к столику, на котором стоял пульт. Я уж не знаю, в чем заключалась роль этой штуки, видимо, она должна была что-то прикрывать. В общем, долго на нее смотрел Александр Борисович, и очень выразительно, вызвав тем самым смех в зале, после чего взял эту штуку и понес за кулисы, впоследствии прокомментировав это в том духе, что, мол, очень уж это было по-пролетарски и он вообще просил черной тряпкой столик прикрыть. Зал уже сильно радовался, смеялся и даже уже слышались крики "Браво", но этим дело не кончилось, потому как Александр Борисович, заметив, что его потихонечку фотографируют и снимают, сообщил, что, поскольку на протяжении ближайших двух часов все равно никакой другой картинки, кроме человека, стоящего у микрофона, не будет, он вот сейчас немножко попозирует, чтобы все желающие его сфотографировали и успокоились уже. И действительно устроил фотосессию практически, приняв несколько поз и изобразив несколько разных выражений лица. Мне особенно "задумчивый" вариант понравился, очень было выразительно. Вот так вот и начался концерт, который, впрочем, после столь забавного начала, вошел в привычное русло, насколько вообще можно говорить о чем-то привычном применительно к концертам Александра Борисовича...
Исполнялись:
1) Как молоды мы были (сорвавшая, как всегда, целую овацию с криками "Браво". Впрочем, крики "Браво" слышались почти после каждой песни, включая песни из "Неформата", за это я ручаюсь - сидела в 10-ом ряду, и мне было хорошо слышно и то, как аплодировали и что кричали с задних рядов, и то, что происходило в передних. Ну, это так, в контексте дискуссии о концерте в Химках.)
2) La donna e mobile (ах, как же Александр Борисович ее поет! Так это звучит легко, ярко, празднично!)
3) Гори, гори, моя звезда, после которой последовал традиционный рассказ о минусовке, и
4) Только раз бывает в жизни встреча (исполнение обоих романсов я могу только в очередной раз прокомментировать в том ключе, что я мечтаю о том, чтобы появился диск романсов не просто в прочтении, но и в исполнении Маэстро. Рассказывать об исполнении бессмысленно, конечно, до того это красиво, так порой заходится сердце от этой красоты, от пронзительности, от темперамента, которые невозможно, по-моему, не услышать, не почувствовать...)
5) Santa Lucia, исполнению которой предшествовал традиционный рассказ о том, как в детстве Александр Борисович эту песню пел на 20-градусном морозе, благодаря чему (этого я лично раньше не слышала ) до сих пор сохранил высокие ноты: мол, как заморозилось все тогда еще, в детстве, так до сих пор разморозиться и не может. Во время исполнения песни на концерте Маэстро опять "хулиганил" с целью проверить, как у аудитории обстоит дело с "пониманием вокальной технологии", что-то необыкновенное голосом вытворял. Аудитория оценила "хулиганство", что и понятно, действительно было очень необычно и красиво.
После Santa Lucia в зале включили свет, причем как-то очень внезапно, что Александр Борисович не преминул прокомментировать. По его словам, он должен был произнести что-то вроде "Юля, можно, пожалуйста, дать свет в зал?", но Юля, услышав свое имя, видимо, испугалась, продолжения фразы ждать не стала и сразу свет врубила.
Далее был подробный (именно подробный) рассказ о том, как Маэстро советовался со своих другом Костей по поводу использования в песнях неформатной лексики. Очень смешной рассказ, квинтэссенцией которого стала фраза, произнесенная Костей в определенном контексте и прозвучавшая благодаря этому обстоятельству как тост . Цитирую дословно: "Нельзя, Санек, себе изменять ни в жизни, ни в искусстве!" Не поспоришь даже...
Блок из "Неформата" включал, как и практически всегда, по-моему, следующие песни:
6) Шансон
7) Песня о любви
8 ) Спортивная (ее теперь предваряет несколько измененное вступление, правда. Т.е. сначала предыстория создания песни, как водится, а потом Александр Борисович сказал, что у него есть подозрение, что наши чиновники и спортсмены эту песню услышали, что повлияло весьма позитивно на результаты нашей сборной в Сочи. Поэтому он теперь ее поет, чтобы до следующей Олимпиады такой настрой не пропал. Еще рассказал, что чуть не разбил телевизор во время финиша мужского лыжного марафона. Думаю, что в этом с Маэстро солидарна огромная часть населения страны... )
9) Галичу
10) Романс
Мне сложно комментировать эту часть концерта просто потому, что у меня сейчас как раз период "Неформата" и каждая песня воспринимается очень остро. Очень. Отдельные фразы какие-то просто как вспышки, хочется даже зажмуриться, отвернуться, сделать вид, что я этого не слышу, "не брать в голову", как сейчас частенько говорят, но у меня, видимо, какие-то очень неусточивые информационные барьеры и Александр Борисович своими произведениями и своим исполнением эти барьеры пробивает на раз. И очень хорошо, что так... И почему считается, что это про политику? Политика политикой, но это про жизнь, мне кажется, про нас... "...в фанфары не дуя, в трубу не трубя, весь мусор эпохи с себя отскребя, людьми хоть немного побыть...", "так кто ж мы такие, куда мы идем, кому и зачем мы нужны?", "...поскольку закона нету, чтобы выжить его соблюдая, его нарушают все тут, от края страны и до края" - только ли про "политику" это все и многое другое, там можно просто на цитаты песни раздергать? В таком случае про политику вообще все, нет? Я уж молчу про "...голова моя вся в облаках, никого уже я не боюсь...", "...ну а если увидишь ты свет через много лет, знай, что этот романс для тебя лишь, любимая...", когда ну совсем уж комок в горле и слезы на глазах...
Ладно, разошлась я что-то совсем, простите мне это лирическое отступление, пожалуйста. Принимали, кстати, "неформатные" песни отлично, хотя, наверно, и в Мытищах были "недовольные", но их было немного, в целом зал аплодировал, и "Браво!" кричали. После блока из "Неформата" был блок песен под гитару, прекрасный, как всегда.
11) Баллада о птицеферме, очень смешная. Какая-то дама у меня за спиной просто заходилась со смеху, очень звонкий такой смех был. Впрочем, не одна одна, песню вообще принимали отлично. Далее последовали
12) В полях, под снегом и дождем, песня для меня совершенно родная, я выросла с ней, поэтому каждый раз радуюсь ей как радуются только чему-то очень дорогому и близкому. Очень ее люблю и каждый раз поражаюсь тому, как она гениальна в своей искренности и кажущейся немудрености.
13) Наш старый дом Ну, это всегда целый спектакль, конечно. Столько там разных фишечек, настолько выразительно всегда все это дело исполняется! Да еще эта нота, которая "как в 72-ом"...
14) Маятник качнется, которую предваряло объяснение того прискорбного факта, что Александр Борисович более не пишет музыку для кино. Потрясающая песня. Сердце как замирает в начале, так и все... И в конце негромкое "Русским солдатам и офицерам эта песня" еще больше усиливает эффект.
Правда, после "Маятник качнется" Маэстро решил, что зрители в зале уж слишком стали серьезные, и благополучно поменял настроение при помощи истории, приключившейся с Александром Галичем. Ну, вы знаете. После чего прозвучала песня
15) Автобиография, при исполнении которой на этот раз Александр Борисович просто-таки превзошел сам себя в искусстве пародии, изобразив Сталина, Брежнева и Горбачева. По-моему, весьма похоже, кстати.
Далее были новые песни, а именно
16) Надо чуть подождать. Потрясающая! И, конечно, эти "перепады температур", когда звучит, например, пронзительнейшая "Маятник качнется", потом "Автобиография", такая по форме залихватская, что ли, вроде бы веселая, с рефреном про "Эй, держись, брат, веселей, прочь гони тоску-кручину", а потом сразу "Надо чуть подождать", "злая", как ее характеризует сам Маэстро, а по-моему, скорее печальная... Очень эти перепады бьют по нервам, не позволяют успокоиться, приспособиться как-то к тому, что в рамках концерта происходит, и это тоже очень здорово, мне кажется.
17) Когда б имел я горы злата, очень позитивно принятая публикой, и, конечно,
18 ) Русского и еврейского.... И опять комок в горле на протяжении всей песни... И очень долго потом аплодировал зал.
19) Мы не ждали перемен и окончательно порванная в клочья душа. Гениальная, совершенно пророческая песня. Впрочем, я это говорила уже. Что со мной творится во время исполнения третьего куплета - словами не передать... Ну как это можно ТАК петь???
После "Мы не ждали перемен" Александр Борисович снял гитару и подошел к краю сцены. Я подошла, чтобы подарить ему цветы и поблагодарить; ну, я была, разумеется, не одна такая. Никто никуда Маэстро так сразу, естественно, не отпустил, поэтому через какое-то время он вновь взял гитару и прозвучала, конечно,
20) Южная прощальная Чудесная песня, и я ее очень люблю, но такой, как бы сказать, печальною любовью , потому что она всегда возвещает о том, что концерт заканчивается. А еще очень жаль, что в конце, когда звучит вокальная импровизация, сопровождаемая отходом от микрофона, зал, как правило, довольно рано начинает аплодировать. Каждый раз очень интересно, куда бы мог удалиться Александр Борисович так, чтобы при этом голос его все равно был слышен. Наверно, за кулисы.
Так и закончился этот замечательный концерт. Зал встал, бурно аплодировал, слышались крики "Браво!", я была верна себе и крикнула "Спасибо!" Потом Александр Борисович отправился за кулисы, но сразу уйти не получилось, к нему на сцену пошли люди с пластинками в руках, в надежде получить автограф. Многим это удалось, кстати. Я, правда, не успела. Но это и к лучшему, потому что судьба была ко мне в этот вечер феноменальна благосклонна и мне довелось попасть в гримерку Маэстро и получить автограф там. Что со мной творилось, я даже не буду пытаться рассказать, хотя мое пребывание там продлилось ну максимум минуту, если не меньше. Я очень хорошо помню все, что в течение этой минуты произнес Александр Борисович, глаза его помню, улыбку помню, куртку его помню, клубы сигаретного дыма в гримерке, а вот насчет себя самой меня терзают смутные сомнения. Надеюсь, я вела себя достаточно адекватно, во всяком случае. В общем, теперь я являюсь счастливой обладательницей подписанного издания оперы "Мастер и Маргарита". "Маше на память!" и подпись! Был ли в этот вечер в Москве и Московской области человек счастливее меня? Не думаю.
В этом состоянии счастья я и отправилась на станцию, названия которой не помню, чтобы электричка увезла меня на станцию Лось, откда я должна была на автобусе возвращаться собственно в Москву. Мне даже страшно не было, хотя на улице было темно и местами народу совсем не наблюдалось; было ощущение, что вот сейчас со мной ничего плохого случиться не может, что то счастье, которое меня переполняло, меня убережет от всего дурного. Иллюзия, конечно, но я так себя чувствовала в тот момент. Это был совершенно прекрасный вечер, у которого был только один недостаток: он слишком быстро закончился. Всегда немного обидно: ждешь-ждешь, месяц, а то и больше, трясешься потом в поезде 12 часов в предвкушении, а потом раз - и концерт уже прошел, хотя тебе кажется, что он вот только-только начался вроде бы... Ну, тут уж ничего не поделать.
Да... а ведь не собиралась в этот раз "простыню" писать. Простите, друзья, не могу я о концертах Александра Борисовича коротко рассказывать, очень уж хочется эмоциями поделиться. Я и так-то подругу свою московскую полночи мучала после концерта, хорошо хоть, что она с большим уважением к творчеству Маэстро относится, а то ей пришлось бы совсем тяжко... Потом маме рассказала все, но и этого мне было, видимо, было мало. В общем, прошу прощения за то, что опять очень длинно вышло.
Маша, 05 Мар 2014
Наконец, нашлась возможность написать несколько слов о концерте Александра Борисовича в подмосковных Мытищах, прошедшем 1 марта 2014 года. Как и во всех небольших городках, этот концерт проходил одном из городских ДК. В Мытищах маэстро выступил в районном дворце культуры и досуга «Яуза», главном в городе. Начало весны, недолгая поездка в электричке от Ярославского вокзала, короткая прогулка по уже изученному маршруту к ДК (в первую поездку ездил за билетом) и вот концертный зал. Просторный, очень уютный. И у меня неплохое место в пятом ряду недалеко от центра, откуда маэстро во время концерта было хорошо видно и слышно. Первые два ряда, как и во многих концертных залах, были расположены в «низменности. Чтобы видеть всё происходящее на сцене, мне кажется, людям приходилось сидеть с задранной головой. Зал был заполнен, но в партере всё же зияло несколько пустых мест.
Прошли минуты ожидания, и вот на сцене показался маэстро, которого встретили очень теплыми и громкими аплодисментами. Подойдя к пульту, маэстро не мог не сдержать удивления и добродушного смеха – к столу с пультом был прислонён щит, обтянутый красной материей, что очень походило на трибуну на партсобрании из не очень давнего прошлого. Щит тут же убрали. Началось действо. Надо отметить, что в этот день была прекрасная погода, первый день весны, зрители и сам Александр Борисович были полны радости и воодушевления, что было видно и ощущалось в течение всего вечера. АГ сказал несколько вступительных слов, ему подтвердили, что в Мытищах он ещё не выступал. Маэстро, уставший от фотовспышек на прошлых концертах, сказал, что сейчас примет несколько поз, которые не меняются весь концерт, чтобы его поснимали и на этом остановились. Далее состоялась небольшая и очень веселая «фотосессия» маэстро, и начался концерт.
На репертуаре мытищинского концерта задерживаться особо не буду, весь концертный тур он очень похож и уже был хорошо описан на форуме раньше. Как всегда, очень растрогали его слова о многих ушедших из жизни музыкантах государственного академического симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов имени Осипова, которых зрители могут по-прежнему слышать в некоторых музыкальных фонограммах прошлого, которые АГ использует в концертах, и ощущать их игру, самоотдачу. АГ отметил, что специально использовал записи концертов, потому что они несут особую энергетику, присущую только живым выступлениям, так как в студиях музыканты играют иначе. И что этих людей нет, но они есть, незримо присутствуют с нами. Чтобы разнообразить истории, которые АГ говорит, предваряя ту или иную композицию, маэстро находит какие-то новые слова и вспоминает новые, неизвестные слушателю, подробности. Во вступлении к «Santa Lucia» АГ, вспоминая репертуар, который они исполняли с одноклассниками по пути в деревенскую школу, сказал, что тогда это был обычный «блатняк», а теперь его показывают по телевизору, и напел: «Сгорели мы по недоразумению – Он за растрату сел, а я за Ксению». А тётя Вера из «Автобиографии» – была родной сестрой его бабушки и жила в соседней комнате. До этого личность тёти Веры мне была непонятна. Публика, по моим регулярным наблюдениям на всех концертах, была знакома не со всем творчеством маэстро, и очень живо встречала разные смешные и «неформатные» моменты, пыталась между собой угадать концовки реплик АГ – в общем, была живо увлечена рассказами и исполнением маэстро. Это выступление АГ мне показалось особенно вдохновенным, было очень приятно видеть его полным сил и задора.
После завершения концерта маэстро ненадолго задержался на сцене и оставил автографы нескольким зрителям. Не успел попасть в их число, хотя на случай автограф-сессии привёз с собой несколько дисков. Зато потом, правда не сразу, удача повернулась лицом, и удалось оказаться в гримёрке маэстро, подписать, само собой, альбомы и даже немного пообщаться, чего, конечно, не мог ожидать. Увидев мои диски, Александр Борисович сказал, что совсем скоро, ориентировочно до конца марта, выйдет несколько ремастированных альбомов. Что это будет нечто очень непохожее на предыдущие их издания, так как современные технологии позволяют добиваться очень хорошего и чистого звучания. Очень приятная новость для почитателей творчества маэстро. Забрав оставшуюся последней куртку из гардероба и сняв со стены ДК такую же одинокую афишу концерта АГ, полный радости и хороших впечатлений, взял путь к электричке домой.
Александр Исаенков, 16 Мар 2014