Концерт Александра Градского |
Надо сказать, что это уже 4-й концерт Александра Борисовича, который я посетил в этом году. Были концерты в Подольске, Красногорске и Мытищах. Концерты в таких местах отличаются камерностью, домашним уютом и размеренностью. 30 мая концерт проходил в очень торжественном и большом концертном зале им. П. И. Чайковского. В предыдущие концерты в КЗЧ у меня места были во втором и первом амфитеатрах, а сейчас – прекрасное место в правом амфитеатре очень близко от сцены и всех событий.
Приехал в КЗЧ минут за сорок до концерта, чтобы спокойно проникнуться атмосферой места, рассмотреть в который раз интерьеры и людей, а также, разумеется, купить анонсированные новый и ремастированные альбомы Маэстро. Стоит отметить, что альбомы также можно купить, причём по более низким ценам, в самом МТКМО – компании Александра Борисовича – но туда я, увы, до концерта так и не дозвонился. Хотя ранее диски продавались на концертах по нормальным ценам. Вечер только начался, а я уже стал счастливым обладателем двойного альбома «Концерт 2010», а также шести ремастированных альбомов «Сама жизнь», «Стадион», «Ностальгия», «Несвоевременные песни», «ЖИВьЕМ в “России”» и «ЖИВьЕМ в “России“ 2».
Концерт начался с небольшой задержкой в 10-15 минут, и пока все продолжали рассаживаться, на сцене появился Маэстро. Александр Борисович поприветствовал зрителей и сказал, что предстоящий концерт будет существенно отличаться от того, что уже было в концертном туре (программа которого была действительно практически неизменная). Потом Маэстро уже по традиции, появившейся во время тура, попросил зрителей сделать все нужные снимки с ним, так как вспышка очень отвлекает во время концерта (и надо сказать, непослушные всё-таки были), и принял несколько смешных поз, изображающих торжественное выступление. Юмор АГ был встречен добрым смехом и аплодисментами зрителей.
Начался концерт в двух отделениях, первая часть которого была отдана ребятам из «Голоса» (из-за чего, как мне показалось, некоторые люди скучали, как иногда и я сам), а вторая – Маэстро. Открыт музыкальный вечер был несравненной композицией «Как молоды мы были», которую АГ предварил полушутливыми словами, что это и проверка того, на что он сейчас способен и имеет ли право выходить на сцену. Затем прозвучала «Песенка Герцога» из оперы «Риголетто» («La donna e mobile»). Очень люблю в исполнении Ивана Козловского и широко известную русскоязычную версию этой арии – «Сердце красавиц склонно к измене». Затем прозвучали обожаемые мной романсы «Гори, гори, моя звезда» и «Только раз бывают в жизни встречи».
И начались полтора часа «Голоса» в очень дружелюбной атмосфере и постоянными цветами исполнителям от зрителей. Маэстро не стал много говорить, сказав, что следующие исполнители в представлении не нуждаются, и уступил место на сцене гениальному дуэту Артура Васильева и Павла Пушкина с великолепной композицией «Con te partiro». Затем Павел выступил сольно с композицией «Приходит день, приходит час» из кинофильма «Обыкновенное чудо». Следом выступили дуэтом Екатерина Кузина и несравненный Шарип Умханов, исполнив «The Prayer». Далее выступал Шарип с «Miserere», к которому периодически очень уместно присоединялся Маэстро, ещё больше усиливая и без того мощный номер. Надо сказать, ранее не придавал значения этой композиции, может быть, слышал только мельком, но на сцене КЗЧ в исполнении Шарипа и АГ она произвела на меня глубочайшее впечатление и единственная пробрала до мурашек. Большой номер для выдающейся сцены. Не привыкшего ещё к большой сцене Шарипа зрители не отпускали очень бурными аплодисментами, как мне показалось, минут пять. Он кланялся и приветствовал зрителей, то и дело посматривая в сторону АГ, под конец смущённо добавив «Можно уже уйти?», пока АГ сам не вышел на сцену и не увёл молодого артиста за руку за кулисы Улыбка Далее последовали сольные номера Екатерины Бисеровой, Язили Мухаметовой и Сослана Кулумбекова (на проекте его не запомнил, но его выступление мне понравилось), дуэт выше названных девушек с «All That Jazz», композиции в жанре варьете, который глубоко не люблю, хотя по окончании номера звучали бурные аплодисменты, а самому номеру предшествовали слова АГ, что их номер ему нравится и надеется, что понравится и зрителям. Далее выступила любимая мной Полина Конкина с трогательным романсом «Нищая» и композицией «Listen». Затем к Полине присоединились появившиеся на сцене Сергей Волчков и его музыкальный компаньон пианистка Оксана Петриченко, уже известная мне по концерту Полины и Сергея, прошедшему 30 апреля 2014 года в Мытищах. Сергей и Полина исполнили «Твои следы». Артистов сменила Дина Гарипова, встреченная громкими аплодисментами и возгласами. Перед выходом её на сцену Маэстро кратко сказал: «Мы давно не виделись» и представил уже не нуждающуюся в представлении молодую певицу. Дина исполнила две песни на английском языке (названия не знаю и впечатления не произвела) и французском («Non, je ne regrette rien»). Бурные аплодисменты, цветы поклонников. Затем на сцене снова появился Сергей с песней «Сабля-любовь» ("Любовь стараясь удержать, Как саблю тянем мы её…"), весь текст которой угадал после первых слов ещё на концерте в Мытищах и которая вызывает у меня однозначное отторжение своей банальностью. Следом Сергей исполнил «Синюю вечность», и на сцену вышли все артисты из первого отделения, исполнившие «Лучший город Земли». Микрофонов, надо сказать, хватило не всем. К сожалению, не прозвучала и в этот раз, как и на концерте в Мытищах, невероятная по мощи, глубине и гениальности композиция «Молитва». Как ещё тогда сказала Полина, что для этого номера нужны особая атмосфера и обстоятельства.
Начался антракт. Надо сказать, что в течение и первой части концерта были люди, которые расходились. Много зрителей безвозвратно ушло в антракте, а во втором отделении люди уходили после каждой композиции, особенно под конец – уже значительными группами. Для первых концерт мог не оправдать ожиданий, кто-то другой приходил, видимо, только на «Голос» или даже отдельных исполнителей, а остальные – хочется думать, всё-таки из-за привязки к транспорту, так как концерт закончился около 23 ч. В перерыве между отделениями ажиотаж у лотков с альбомами Маэcтро только возрос.
Затем последовало выступление АГ с уже довольно привычной программой и многими композициями из альбома «Неформат». Звучали великолепная длинная и глубокая «Шансон», одна из тех композиций АГ, когда уже забываешь о том, о чём пелось в начале, «Песня о любви», «Спортивная», как и обычно встреченная на «ура», что снова говорит о том, что каждый раз на концертах много новых людей, «Галичу», гениальный «Романс» – любимую композицию дочери Маэстро Марии. АГ процитировал её слова, что в таком (его) возрасте нужно писать только лирические песни. Затем последовала шутливая «Баллада о птицеферме», также хорошо принятая «новичками», да и «старичками» тоже, гениальная и обожаемая мной «В полях под снегом и дождём», с которой, надо сказать, и начался много-много лет назад интерес к вторчеству Маэстро, бесшабашная и юмористичная «Наш старый дом», далее грустная и трагичная «Бардовская» (песня о маятнике) («Маятник качнётся – сердце замирает…»), которую совсем недавно к большому своему удивлению услышал в конце кинофильма «В августе 44-го...». Перед исполнением этой композиции Маэстро сказал, что она стала последней, которую он писал для кино, так как в кино режиссёр всегда искажает авторский замысел. Далее была «Автобиография», которой предшествовала смешная байка о г#вномере и том, почему АГ невзлюбил югославскую эстраду. На одном из фестивалей югославский певец Джордже Марьянович, невысокий и худощавый, у которого расстроилась гитара от софитов, вышел в зал, сел на колени какой-то девушке в первом или втором ряду и сказал в микрофон: «У меня гиттарра ррастроййилась» – и, измерив зал взглядом, добавил: «Этто от тэпла ваших горъячих сэрдэц». Затем последовали композиции, как сказал АГ: «Три новых и одна [из них] совсем новая» . Старые новые грустные «Надо чуть подождать…» и «Русского и еврейского...» и между ними совсем новая «Тень надо мной, сеть под рукой…», впервые исполненная на этом концерте. Песня очень тронула, но её ещё нужно будет не раз переслушать, чтобы проникнуться и осознать, так как на концерте этого просто не успеть.
Завершился концерт песней «Мы не ждали перемен» и уже на бис, когда многие двинулись на выход, прозвучала традиционная «Южная прощальная» с уходом АГ от микрофона почти за кулисы, которая смогла вернуть некоторых людей в зал.
Последовали долгие овации, зрители вышли к сцене поблагодарить Маэстро и увидеть его вблизи. Была очень добрая атмосфера. Спустя непродолжительное время очень уставший АГ покинул сцену.
Концерт оставил неизгладимое впечатление. Как всегда, АГ покорял мощью своих композиций и голоса.
После концерта не терял надежды, что можно будет увидеть Александра Борисовича поближе и даже получить автографы на приобретённые в этот день семь альбомов. И к огромной радости удача не отвернулась, и мне, одному из единиц, удалось оказаться в гримёрке, где отдыхал уставший Маэстро. Он подписал мне все альбомы и подарил открытку со своей фотографией, оставив автограф и на ней.
Несколько слов после очень насыщенного концерта и возможность видеть его близи – это стало прекрасным, почти фантастическим завершением вечера. За эти минуты радости хочу отдельно поблагодарить Александра Борисовича. Спасибо! Плутая на выходе из гримёрки, случайно оказался на Великой сцене, на которой совсем недавно происходило большое действо, перед пустым залом, ещё каких-то двадцать минут назад полным зрителей, их восторга и оваций, и смог немного ощутить эмоции артистов. Уже выйдя из концертного зала на улицу, немного прошёлся по тёплой вечерней Москве, чтобы прийти в себя после увиденного, услышанного и испытанного под занавес этого дня.
Per aspera ad astra!
Александр Исаенков, 07 Июн 2014 12:53 pm
Упущена одна интересная деталь, которая мне очень запомнилась. Александр Борисович не просто подписал альбомы лишь бы как, лишь бы побыстрее. Он расписывался разными маркерами в зависимости от цвета обложки альбомов, чтобы автограф не сливался с цветом фона: на светлых обложках - темным маркером, на темной - серебристым. На скане открытки на черном фоне автограф серебристым маркером. Вот такое внимательное отношение к поклонникам даже после продолжительного и утомительного концерта.
Marish, 07 Июн 2014 10:40 pm
Вот и мой маленький "поток сознания" после концерта 30 мая Улыбка. Не то чтобы я созрела (в смысле "готова написать на форуме что-то членораздельное, структурированное и логически выстроенное"); просто спустя неделю мне стало ясно, что в этом смысле я не созрею никогда....
Это был второй в моей жизни концерт Маэстро. После первого (16 января в Петербурге) мне казалось, что уж более сильного впечатления в принципе быть не может. Оказалось, что может, да еще как! Сначала я никак не могла понять, в чем же тут дело; ответ мне, вольно или невольно подсказала Маша, которая, видимо, в свое время пережила то же самое. Попав впервые на концерт, я настолько была ошеломлена, потрясена, да просто - "убита на фиг" (простите, Маэстро!) сочетанием вокала, стихов и энергетики, что, похоже, восприняла по-настоящему только часть того, что тогда услышала и увидела. Наверное и то, что я смогла написать отчет о январском концерте всего на третий день после него, именно этим и объясняется. С майским концертом, точнее - с его вторым отделением - все оказалось сложнее...
Я еще раз убедилась в своем впечатлении и мнении, что творчество Маэстро не просто многослойно, о чем уже неоднократно писали на форуме; оно - просто бездонно, бездонно в том смысле, что даже при прослушивании в очередной раз уже хорошо знакомого диска меня "цепляет" что-то другое. Что уж говорить о концерте, когда слушаешь в энный раз "В полях..." и вдруг понимаешь, что это - немного о другом, чем я раньше думала; "Наш старый дом" исполняется на этот раз с каким-то замечательным мальчишеством, на которое способны только прожившие непростую жизнь и очень мудрые мужчины; песни из "Неформата" стали более понятными не только сердцу, но и уму... В общем, все второе отделение для меня стало "премьерой песни" (уж извините за штамп из "Песни года"), чему я в очередной раз и поразилась...
Но самое большое потрясение - это, конечно, триптих из "Романса", "Мы не ждали перемен" и "Тень надо мной...". Я не оговорилась - именно триптих, хотя не все эти песни были исполнены одна за другой, да и слово "исполнены" сюда вряд ли подходит... Эти песни сложились для меня в нечто целостное, но вместе с тем - трехчастное. Центром триптиха стала же, конечно, "Тень надо мной"... В зале при первых же нотах и словах повисла особая тишина - необычно густая и какая-то напряженная... Пели-то про нас, готовых в любой момент отметелить ближнего своего если не битой, то хотя бы словом за то, что на выборах голосовал за другого кандидата, чем я; за то, что - государственник, а не хипстер, или наоборот - хипстер, а не государственник.... да даже за то, что голосовал в финале "Голоса" не за того, за кого голосовал я... Отчетливо помню, как к сидевшей рядом со мной пожилой даме с обликом британской аристократки наклонился ее спутник (по возрасту походивший на ее сына) и тихо спросил: "Ты понимаешь, о чем Он поет?" Та, не отрывая глаз от сцены, молча кивнула....
"Мы не ждали перемен"... Знаю ее наизусть, но и она 30-го прозвучала совершенно по-новому, и когда Маэстро на словах "и вам их тоже не дождаться" понимающе улыбнулся и обвел свободной рукой зал, меня пробило так, как не пробивало на этой песне никогда. После финального "не дожидаясь перемен!" меня просто сорвало с места и понесло с цветами к сцене, хотя я твердо собиралась сделать это после "Южной прощальной" с ее вокализом....
И, наконец, третья часть триптиха - "Романс". Что с мной творилось во время его исполнения и особенно на словах "А эти звезды будут как раньше...", когда голос Маэстро взмывал вверх, описать до сих пор не могу, да и толком вспомнить, честно говоря, - тоже. Помню только, что начала шмыгать носом и вытирать глаза...
О том, какой смысл для себя я нашла в каждой части этого триптиха, писать не буду; думаю, вы меня поймете - это очень индивидуальное и очень личное...
СПАСИБО ВАМ, АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ!
P.S. Вот теперь и думаю, что же со мной будет во время и после концерта 25 ноября? Билет - уже в кармане
Татьяна Н, 08 Июн 2014 04:17 pm
Таня, спасибо большое за то, что поделились своими впечатлениями. После концерта и я думала написать о своих ощущениях, но получалась странная штука: делишься впечатлениями будто бы о выступлении артиста, а выходит, что говоришь по большей части о себе, своих чувствах, переживаниях, понимании и т.д. А все потому, что, как абсолютно точно сказала Маша, Градский не поет “модное”, он рассказывает о нас, говорит вещи, которые можно, конечно, соотнести к происходящему в масштабах страны, даже мира, но и к "местечковому" уровню они вполне применимы. Вот поменялся руководитель, случайно как-то уволился, и всплывают строки “А мы не ждали перемен”, проходит неделя-другая, и уже вполне уместны слова из “Антиперестроечного блюза”: “кто с такой скоростью обзавелся вдруг совестью…”, еще год, половина года - и можно уже “Экспедицию” напевать. Ничего не меняется со временем, люди такие же, как были, с теми же достоинствами и недостатками. И изменится все еще не скоро, потому и сказанное останется актуальным на многие годы вперед. Ну что же, я все- таки решилась…
Я не стану говорить о “голосятах”, перечислять последовательность песен: все сказано, и мне нечего добавить. Но чувствую необходимость покаяться: впервые я оказалась на концерте, вернее творческом вечере, Александра Борисовича лет в 15; на дворе вовсю стояла перестройка, и стояла так основательно, что уже и сомнений никаких не было - развал Союза не за горами. Вот тут меня чуть ли не силой затащили в ДК МАИ. По-хорошему, я должна была быть в другом месте, уж никак не в РСФСР-е, но наступили такие времена, когда можно было не учиться и не работать. Это было первое потрясение, даже не потому, что сказанное перекликалось с моими личными ощущениями, а потому, что на моей памяти, Градский был первый артист, кто говорил то, что говорил. Остальные либо молчали, либо восхваляли происходящее. Далее был 1999 год, и меня снова заклинило, но на сей раз в связи с подачей вокальной и артистической (в первый раз сказанное воспринималось все- же лучше, чем спетое). Здесь же для меня мастер предстал во всей своей красе, во всех своих певческих амплуа, что тоже было неожиданно и внове. И вот на концерт 30-го я собиралась со смешанными чувствами: побывать безмерно хотелось, но был и страх- не разочароваться бы (да простят меня поклонники Градского): ведь все уже знаешь, слушала помногу раз, читала отзывы, ну что нового можно для себя открыть. Да и непонятно было, как звучит живой голос (с последнего концерта прошло лет 10). Первое отделение пережила спокойно, то есть удовольствие я получила немалое, причем в равной мере и от того как пели, и из-за реакции наставника. Но на втором.., какое там разочарование, случилось другое: помните как в книге: “И тут Степины мысли побежали уже по двойному рельсовому пути…” . В голове вспыхивали и обжигали слова, отдельно добивал голос, а новая песня убила напрочь. Все параллельно и пересекаясь одновременно. Градского слишком много, вернее для одного человека много голоса, позиции, подачи и отдачи. И все это сшибает наповал и “трудноперевариваемо “ с нашим - то тестовым мышлением. Но без этого как-то скучно жить. И, не знаю как другим, мне лично это помогает оставаться верной себе, не прогибаться, не трусить, иметь свое мнение и свободу - это мнение высказать вслух. То есть, можно конечно читать классиков, у них все сказано уже, но как приятно сознавать, что и на твой век пришелся Человек, присутствие которого может помочь и поддержать.
Спасибо Вам, Александр Борисович, будьте долго, радуйте новым.
И скорых, надеюсь, нам всем открытий и восторгов.
Рузанна, 08 Июн 2014 07:49 pm
"И просто самовыражаться, не ожидая перемен..." У меня как-то с самого начала так повелось (и в этот раз так было), что я всегда дарю цветы именно после этой песни, в традицию вошло. Изначально, на концерте в Москве в прошлом году это просто так получилось (я жутко боялась, сказать по совести, цветы дарить, а тут уже просто больше медлить было нельзя ), но я рада, что получилось именно так. Удивительная песня, особенно если вспомнить, когда она была написана. Про то, как исполняется, и говорить нечего, тут действительно и с места сорвет, и все что хочешь...
Маша, 08 Июн 2014 05:16 pm
Уважаемый Александр Борисович!
Мы давно неизменно восхищаемся Вашим творчеством. Сейчас, когда агрессор вторгается в нашу страну Украину *Отредактировано администратором *, Ваша новая "Песня без названия" так поразительно актуальна! Нужно благодарить Бога за то, что он Вас одарил таким великим талантом! Только в такой Душе, как у Вас, могут рождаться такие истинные нужные слова. Если бы в России было хотя бы десять таких Градских, как Вы, то тогда бы в бездуховные души и головы нельзя бы было так легко внедрить чушь и ложь. Благодаря таким гражданам России, как Вы, пан Градский, нам не могут и не смогут внедрить ненависть к российскому народу.
Желаем Вам творческого вдохновения, любви божей, здоровья и долгих-предолгих лет жизни!
Мы Вас любим! Пусть бережет Вас Бог!
Лариса С. , Инесса Н., Татьяна, Сергей, Карина, Ирина, Любовь, Люда, Петр, Дмитрий, Ярослав, Лариса, Маргарита, Геннадий, Игорь и миллионы других украинцев и наших друзей испанцев, мексиканцев, немцев, американцев, французов, англичан и т.д., 16 Июн 2014 08:15 pm