Ну вот и свершилось! Концерт проходил в пригороде Чикаго. Зал не большой, но современный, на 880 мест, где обычно проходит большинство концертов для русскоязычной публики. Зал арендуется у школы, чтобы иметь представление о зале - фото:
Билеты покупали заранее, билеты были только в 2-х ценовых категориях: $75 и $50.
Приехали с женой на концерт «в притык», минут за 7 до начала. Успели окинуть взглядом фойе: CD и DVD в продаже не было. Счастливо уселись в четвертом ряду, центр, микрофон на сцене прямо напротив наших глаз!
Заранее решил, что ни фотографировать, ни «звукозаписывать» не буду, буду только наслаждаться пением АГ. Впрочем, фотоаппарат взял, в надежде сделать пару снимков Александра Борисовича до того, как он начнет петь, или, когда закончит. Был с собой взят и виниловый двойник «Сатиры», на случай, если можно будет попросить автограф. Именно «Сатиры» пластинка особая сама по себе, и для меня в частности (об этом ниже).
К 7 вечера (начало концерта) зал заполнен был примерно на 2/3, минут через 5 вышел АГ, все его бурно приветствовали. Сказал, что ж, начнем. Все, кому нужно придти, уже пришли, остальные не придут. Попросил не выключать свет, чтобы видеть зрителей и их реакцию. Увидев зал, сказал, мол, давайте, те, кто далеко сидит, а места есть поближе, пересаживайтесь, так удобнее будет. Концерт называется «Как молоды мы были», что тут говорить... Но нужно доказывать и себе и вам, что еще имею права выйти на сцену. Вот вы сегодня и посмотрите. Хотя многие сюда пришли из за одной песни (пошутил). Я выкрикнул, что неправда, мы все ваши песни любим. АГ обяснил, что в концерте будут звучать песни разные, разных лет. Объяснил, что многие песни он будет петь под минус, так, как если бы сюда везти симфонический оркестр, то сами понимаете, что цены на билеты были бы неподъемные. Сказал, что минусовка это не простая, а дорога ему, так как она с юбиленого концерта 2000 года, а там и Светланов, и другие, которых уже нет в живых, но они мне дороги, и они, вот сейчас будут с нами. Так же сказал, что каждую песню будет комментировать, рассказывать о ней.
И начался концерт, действо, мастерство, «утопия АГ», волшебство голоса! 2 часа пролетели на одном дыхании. Видно было, что все песни исполняются с любовью к слушателям, АГ много шутил. Начало каждой песни встречалось бурными аплодисментами, окончание – аплодисментами и криками «браво!».
Трек лист:
1. Как молоды мы были
2. Песенка Герцога (на русском)
3. Гори, гори моя звезда
4. Только раз бывают в жизни встречи
5. Santa Lucia
Про Santa Lucia АГ рассказал, что знает ее с детства. Некоророе время года в детстве он жил в Москве, а другую часть года в подмосковной деревне у бабушки. Идя в сельскую школу, он по дороге пел Santa Lucia, что служило вроде, как будильником. Матери говорили: «Вон Сашок уже идет, пора в школу!» Ребетня присоединялась, и, коллективно пелись уже другие песни.
Этот блок закончился, и АГ сказал, что сейчас будут недавние песни из «Неформата».
6. Шансон
7. Песня о любви.
8. Спортивная.
Перед началом «Спортивной» АГ рассказал историю её написания (которая, я думаю всем любителям творчества Градского известна). Сказал, что мне как-то сказали, что вроде бы будет Олимпиада в Сочи, вроде бы будет... А в Ванкувере ну не очень выступили, а потом была Олимпиада параолимпийцев, и наши там завоевали много медалей, вот он и подумал...
После исполнения, АГ сказал, что здесь, в «минусе» два человека уже со мной давно мучаются, много лет: Костя Казначеев на скрипке и Юрка Иванов на губной гармошке. (Но, опять-таки, мы с вами, любители творчества АГ, прекрасно знаем, кто это такие).
9. Галичу
После исполнения Александр Борисович сказал со смехом, что он еще покажет, как он танцевать умеет. Он давно это не делал. И тут же вспомнил, как в году1975 - 1978 он гастролировал по городам и весям, в основном по весям, с Андеем Мироновым. То он в сельском клубе одном, то на следующий день Андрей, или кто-то из них в соседнем, километров за 30-ть друг от друга. Виделись часто. Миронов ему и говорит: «Для меня не песня, а танец, танец важен!»
Из зала какой-то пожилой человек спросил: «А стихи чьи?» (Явно не знаком с творчеством Градского.) Александр Борисович спросил «А вы вобще откуда взялись? Представьтесь, пожалуйста.» Тут вобще все стихи мои, кроме одной песни, помните, Santa Lucia...
Следующие песни были под гитару. Были две неполадки с гитарой, фонил звук несколько секунд, но АГ все быстро исправил.
10. Романс.
Перед песней Градский сказал, что когда песню сочинил, то оцениваешь её, мол дот это да!, а вот эта хорошо, но не «да». Так вот «Романс», это именно та песня, которая «да!»
11. Баллада о птицеферме.
АГ сказал, что это первая советская панк-рок песня 1968 года. «Многие из нас до сих пор панки в душе», - продолжил он.
12. В полях под снегом и дождём
Комментарий АГ: песня написана в 1971.
13. Наш старый дом.
14. Антиперестроичный блюз.
Комментарий АГ: Ну вы все знаете, что такое блюз. Находясь на исторической родине блюза нужно быть толерантным. Когда черный человек приходил с работы домой, так вот, когда этот негр приходил домой (хохот в зале), то он сочинял музыку, которая и называлась блюзом.
Под конец песни АГ выдал обещанные танцевальные па. Буря в зале, аплодисменты!
Блок совсем новых песен. АГ сказал, что их слышали, может раз всего в Москве, но я так понимаю (прочтя предыдушие отчёты о концертах этого года), что он их исполняет теперь на своих концертах. Название привожу по первой строке песен.
15. Надо чуть подождать
16. Когда б имел я горы злата
17. Русского и еврейского мне намешали
И опять знакомые песни:
18. Чужой мотив
АГ рассказал историю создания песни (известную его поклонникам) о том, как её не взяли на ТВ, о том, как он добавил 9-ый куплет и вот исполняет. Здесь же произошёл отход от микрофона, метров на 10-15. Зал в восторге!
19. Мы не ждали перемен.
После исполнения АГ сделал вид, что уходит, но вернулся. Ему преподнесли цветы.
20. Южная прощальная.
Александр Борисович стоит после исполнения подошел к краю сцены, сказал спасибо. Зрители долго аплодировали, кричали «браво!» а когда стало ясно, что, наверное, больше песен не будет, то народ двинул к краю сцены, особенно те, кто пришел ещё и за автографом. Услушав возгласы «Автограф!», АГ сказал, что потом... Овация длилась минут 5-10. АГ стал уходить за сцену, а на повторные возгласы «Автограф, пожалуста!», ответил, что устал, три концерта за три дня, а следуюший концерт в Казани, 14 апреля, и скрылся. Самые смелые решили пробраться за ним. Рискнул и я. Фотоаппарат остался у жены, которая потерялась в толпе. Маленькая гримерка, и народ уже получает долгожданные автографы. Правда при входе в гримерку стоит мужик (уж не знаю из местных ли, или приехал с АГ), и пытается всех отогнать, но ему это плохо удаётся. Пластинка у меня в руках, надеюсь, что мэтр её подпишет. Нужно сказать, что двойник «Сатиры», пластинка «неправильная», неправильная в графическом оформлении. Там, фотографии перепутаны. Фотография на левой пластинке должна быть справа, а правая фотография – на левой (второй) пластинке. Именно поэтому двойник является раритетом. Именно эта пластинка была со мной на концерте Градского в Одессе, в 1987 году. Именно, когда я подошел брать тогда автограф, Александр Борисович попросил у меня пластинку, поднял её, и со сцены стал объяснять путанницу с фотографиями. И поставил свой автограф. Теперь вы понимаете, почему именно эту пластинку я взял с собой на теперешний концерт! Мечта была – получить на ней же второй автограф, через 26 лет!
И мне удалось попасть в гримерку. Поблагодарил Александра Борисовича за его творчество, за концерт. Попросил подписать «неправильную» пластинку. «Почему неправильная?»,- спросил АГ. Я стал объяснять. Сказал, что вы сами говорили об этом на концерте в Одессе. Он сказал, что забыл уже. Я показал АГ, как должно быть. Он посмотрел, потом еще раз посмотрел, и сказал «Да, неправильная пластинка, неправильное оформление.» АГ стал подписывать другие пластинки другим людям, и я уже при входе сказал: «Передавайте привет Дине Гариповой, мы ее любим.» АГ очень живо отреагировал, отвлекся от подписания очередной пластинки, улыбнулся, сказал: «Правда, хорошая девочка!». «Отличная девочка!», - ответил я. Тут нас перебили очередные поклоннили, я вышел. В зале увидел жену, быстро взял у нее фотоаппарат и вернулся в гримерку. Мужик на входе не пускает, но Александр Борисович взглядом увидел меня и махнул рукой. Мужик стал сама любезность. Говорит: «А что это вы будете Александра Борисовича фотографировать один, давайте я вас с ним сфотографирую.» После фотографирования, я ещё раз поблагодарил АГ за всё, за «Мастера». Стоя уже у выхода, я сказал: «Приезжайте ещё!» - «Н-и-к-о-г-д-а!», - на распев оветил АГ. Я так и не понял пошутил он или серьёзно сказал.
Впечатлений масса и от замечательного концерта и от того, что прикоснуля к великому артисту, музыканту!
Что интересно, на следущее утро, в 7:30 утра, одна из русскоязычных чикагских радиостанций уже давала коротенькую рецензию на концерт АГ. Слова были такие: великолепно, здорово, потрясающе! Правда ведущие сказазали, что не знают, что помешало чикагцам заполнить полный зал. В итоге сошлись на том (и я сними согласен), что если бы ценовая категория билетов была бы пошире - $30, $40, $50, $75, то, народу, наверно, пришло бы побольше. Но те, кто любит творчество АГ несомненно были на концерте и получили огромное удовольствие