Концерт Александра Градского в Москве30 мая, 2013 г.Мария Макарова Для сайта www.gradsky.com |
Как и обещала, небольшой (ну, или как получится а получится, честно говоря, много, так что про "небольшой" я, конечно, наврала ) рассказ о концерте Александра Борисовича 30 мая в Москве. Сразу могу сказать, что побывать на таком концерте - это счастье, конечно. Билет на это счастье я приобрела заблаговременно, решила "себе позволить позволять" (с) и купила билет аж в 3-ий ряд партера, рассудив, что не так уж часто я вообще на концерты хожу и вообще. Не пожалела совершенно, оно того стоило, это несомненно.
До начала концерта была сильно озабочена тем, где бы добыть цветы, благо на этот раз не нужно было вылезать откуда-то из глубины зала, чтобы их вручить, да и стеснительность свою я решила задавить на корню на этот раз. Добыв-таки цветы (не без труда, т.к. те, которые совсем у входа продавались, меня не порадовали, а в Москве я совсем не ориентируюсь и боялась, что ближайший цветочный киоск окажется где-нибудь километрах в двух от зала, но обошлось, обнаружился один поближе), я вошла в здание, поднялась на второй этаж и, к радости своей, обнаружила, что в фойе продаются некоторые диски. Если конкретно, то можно было приобрести "Несвоевременныя песни", "Золотое старье", "Хрестоматию", "Избранное", "Мастера и Маргариту" и "The Голос". Три последних у меня есть в наличии, мало того, книгу "Избранное" я привезла с собой из Пскова в надежде, что, может быть, Александр Борисович после концерта будет подписывать книги и диски. А вот первые три наименования я с удовольствием приобрела. Впоследствии оказалось, что я очень правильно поступила, сделав это до концерта, потому что после концерта эту стойку чуть не смели, рядом с ней было трудно протолкнуться, т.к. очень много было желающих что-нибудь приобрести.
Да, собственно к концерту пора бы уже перейти, конечно. Зал был заполнен практически полностью, какие-то отдельные места пустовали, но их было совсем чуть-чуть. Меня удивило, что пускают в зал после третьего звонка, уже даже и Александр Борисович на сцену вышел, а некоторые зрители еще продолжали рассаживаться.
Начался концерт с небольшой задержкой, может, минуты 3-4, ну 5 максимум. Во вступительной речи АГ сообщил, что "в конце прошлого года случилось несчастье": вместо обычных двух раз его по телевизору показали 15 раз, в связи с чем несколько поменялся состав аудитории на его концертах. О программе, которую собирался представить, сказал, что она уже обкатана и "вызывает у него меньше раздражения, чем любая другая".
1. Первую песню - разумеется, это была песня "Как молоды мы были" - Александр Борисович предварил репликой о том, что "когда на сцену выходит человек пожилого (реплика из зала - "элегантного" ) возраста, у людей возникает ощущение: "Ну ладно, хорошо, ну и что?" (с) Ответом на эти возможные вопросы первая песня, собственно, и послужила. Блистательное исполнение, конечно, уж сколько раз я эту песню слышала, не сосчитать, но живьем - это что-то фантастическое, до мурашек. Некоторые дамы прослезились, а по окончании песни на сцену стали поступать первые букеты.
Дальше, к моей большой радости, был небольшой блок из песен на итальянском языке и романсов. Меня это так порадовало потому, что на предыдущем концерте, который мне довелось посетить (в Питере в феврале) АГ ни того, ни другого не пел, а мне очень хотелось хотя бы некоторые вещи из этого условного блока услышать в живом исполнении. Не зря хотелось. Александр Борисович, конечно, их поет абсолютно по-своему, но мне очень нравится, в его исполнении так много жизни, эмоций... ну, про голос не говорю, и так понятно.
2. "La donna e mobile"
3. "Гори, гори, моя звезда"
Перед исполнением следующей песни АГ сделал небольшое объявление как раз по поводу того, что после концерта можно будет приобрести диски или книгу, а также сказал, что, скорее всего, будет подписывать, что вызвало оживление в зале.
Потом АГ рассказал о музыкальном сопровождении к следующему романсу. Сказал, что в 2000 году у него был концерт в ГЦКЗ "Россия", добавив многозначительно: "Тогда еще "Россия"... была" (с). Народ в зале шутку оценил, послышался смех и аплодисменты, на что Александр Борисович заметил, что, мол, "хорошая у нас аудитория, очень правильно понимает" (с). Так вот музыкальное сопровождение было записано двумя оркестрами именно на концерте. АГ очень трогательно подчеркнул, что, несмотря на то, что многих из тех, кто имел отношение к этой записи, уже в этом мире нет, но "все-таки они все равно с нами, вместе со мной работают" (с). После чего был исполнен романс
4. "Только раз бывает в жизни встреча".
Далее последовал рассказ о том, как маленький Саша Градский, периодически живший у бабушки в Расторгуево, шел в школу и "орал" (с) следующую песню, что родители других детей использовали как сигнал к тому, что детей пора, собственно, в школу отправлять, т.к. "Сашок пошел". После чего они уже всей толпой шли в школу и "орали, конечно, песни другого содержания".
5. "Santa Lucia" (мощь голоса, конечно, убийственная. В хорошем смысле. Красииииво!)
Следующий блок - это песни из альбома "Неформат". Сначала совершенно очаровательное введение на тему нецензурной лексики. Дальше:
6. "Шансон"
7. "Песня о любви"
8. "Спортивная". Перед тем, как исполнять "Спортивную", Александр Борисович немного рассказал об истории ее создания, кроме того, пообещал, что будет танцевать, попутно сообщив, что танцует очень плохо, т.к. "в детстве играл на танцах, все танцевали, а я играл, поэтому не научился" (с). Кокетничает, конечно, нормально он танцует, все было очень в тему.
Меня порадовал тот факт, что и "Спортивную" с ее, скажем так, неоднозначной репутацией, и вообще все песни из "Неформата" зал принимал очень тепло, и "браво" кричали, и цветы несли, и аплодировали бурно ("Спортивная" вообще произвела фурор, можно сказать ). В Питере все это несколько сложнее проходило, по моим ощущениям.
9. "Галичу". Эту песню предваряло объяснение того, почему "Александр Борисович не ходит на митинги, очень забавное, а также пояснение по поводу того, что эта песня написана в традициях Галича и что АГ очень любит "этого изумительного барда" (с). В процессе исполнения этой вещи Александр Борисович тоже исхитрился продемонстрировать, что танцевать он все-таки умеет.
10. "Романс", исполнению которого предшествовал рассказ, о том, как создавалась эта песня, вот та самая история про то, как Александр Борисович поворачивал с Манежной площади на Тверскую и тут вот оно! "Это потом я написал стихи, музыку, аранжировку..." (с) (смеется), но самое главное, видимо, сложилось вот именно в момент уже упомянутого поворота.
А песня, конечно, исключительной красоты, что и говорить...
На этом закончились песни из "Неформата" и начался блок песен под гитару.
11. "Баллада о птицеферме"
12. "В полях под снегом и дождем" (явно очень узнаваемая и любимая, судя по аплодисментам в начале)
13. "Наш старый дом" (зал активно пытался "подхлопать", многие подпевали тихонечко, в общем, тоже хит, конечно). В конце песни Александр Борисович выдал звучание "как в 72-ом" (с), что повлекло за собой, как принято говорить, бурные аплодисменты, переходящие в овацию.
14. "Песня о друге" (тоже приветственные аплодисменты в начале и бурные по окончании)
15. "Автобиография". Правда, исполнению этой песни предшествовало очень много чего. Сначала Александр Борисович сказал: "Я вас, конечно, хорошо вижу, но не очень" (с) и попросил дать больше света в зал (точнее сказать, еще больше, т.к. в зале изначально было светлее, чем обычно бывает).
Потом, в процессе настраивания гитары, которая чуть-чуть расстроилась по ходу концерта, АГ рассказал чУдную историю о том, почему он навсегда возненавидел югославскую эстраду. Это печальное событие произошло, когда некий певец Марьянович, у которого от жары расстроилась гитара, сказал: "Это гитара расстроилась от тепла ваших сердец".
Потом последовала совершенно замечательная история о - из песни слов не выкинешь - г...вномере. АГ сказал, что эта история и стихотворение, написанное Галичем "по следам" этой истории, являются эпиграфом к следующей песне. Стихотворение, надо сказать, изумительное... История эта есть тут:
, очень хорошая, рекомендую.А "Автобиографию" Александр Борисович, судя по всему, вообще какждый раз как-то чуть-чуть по-новому исполняет, и каждый раз замечательно.
Дальше были исполненые три новые песни ("одна злобная, другая дурацкая, третья печальная" (с) ).
16. "Надо чуть подождать". Изумительная песня, очень сильная.
17. "Когда б имел я горы злата". Исполнение предварялось небольшим рассказом о том, как когда-то АГ принес свою работу "Русские песни" Анне Васильевне Рудневой, "замечательному человеку, профессору, заведующей фольклорным кабинетом". (с) Она послушала, "сказала всякие хорошие слова" (с), после чего АГ поинтересовался, как она относится к тому, что вот он не совсем обычно русские песни исполняет, барабаны использует и все такое. На что она сказала, что, мол, вот ты русский человек, в России живешь, на русском поешь, и задача у тебя одна: чтобы твою фамилию в конце концов никто не вспомнил, вот чтобы просто была пластинка "Русские песни", и хорошо. Рассказывалось это все к тому, что у песни "Когда б имел я горы злата", как известно, нет своей музыки, а та, которая есть - народная. А песня, хоть и "дурацкая", по выражению самого АГ, но замечательная, очень точная такая...
18. "Русского и еврейского мне намешали..." Чудесная совершенно, очень ее люблю.
Последний условный блок.
19. "Мы не ждали перемен".
Тут Александр Борисович дал понять, что концерт подходит к концу, но сразу его, естественно, никто никуда не отпустил. Отсюда
20. "Южная прощальная". Трюк с микрофоном был проделан. Сколько раз я это наблюдала, и каждый раз поражаюсь, до чего же мощный голос! А как АГ этим голосом владеет... потрясающе просто!
После этого зал выпросил еще одну песню, и это была, конечно
21. "О поэтах". Ей предшествовало стихотворение, очень хорошее, философское и хулиганское одновременно.
Все. После этого зал встал, аплодировали бурно, громко и аплодировали бы долго, если бы Александр Борисович, с трудом собрав все букеты, которые ему за время концерта надарили, не поблагодарил всех и не ушел.
Народ двинулся раскупать диски, книги, и ждать, когда Александр Борисович выйдет, чтобы все это подписать. Прошло минут 10, наверно, АГ не выходил, хотя охранник местный говорил, что вроде должен. В конечном счете вышел какой-то молодой человек, сказал, что можно собираться в группы по 5 человек и оперативненько проходить в гримерку или, как там это называется... артистическая вроде бы. Хорошо, что эта новость была такой внезапной, и я не успела испугаться. Буквально через пару минут я действительно оказалась в этой самой артистической. Там сидел сам Александр Борисович, Марина там была и еще несколько человек, не опознала. У меня в голове не укладывалось, что вот в двух метрах от меня сидит Градский... Боялась, что буду вести себя как-нибудь по-дурацки от волнения, но вроде обошлось (правда, я не могу поручиться за выражение своего лица, не исключаю, что оно было дебильно-счастливым ) Подошла к АГ в порядке очереди, поздоровалась, он подписал мне книгу, я сказала "Спасибо огромное", а потом "Всего доброго!", так что горжусь своим самообладанием. Зато я, наконец-то, разглядела глаза Александра Борисовича, благо было близко. Добрые они у него очень, вот что...
Короче, вечер 30 мая 2013 года стал для меня очень счастливым. Все было даже лучше, чем я могла ожидать! Я в очередной раз убедилась, что Александр Борисович - само обаяние, великолепно общается с залом, чувство юмора замечательное. Поет, ясное дело, так, что я вообще не очень знаю, как об этом и писать-то, нет у меня слов подходящих, эмоции одни. Он, конечно, талантище, хулиган, умница, абсолютное очарование и, судя по всему, просто очень хороший человек. Я вот ехала после концерта в метро (периодически ловя себя на том, что у меня на лице самопроизвольно появляется улыбка ) и думала, что это большое счастье - иметь возможность соприкоснуться с такой личностью, как АГ. Так много сейчас вокруг суррогата всякого, профанации, непрофессионализма... так хочется чего-то настоящего, темпераментного, пусть даже спорного в чем-то, но живого и талантливого. Поэтому для меня, во всяком случае, вот такой концерт АГ - это... не знаю... как глоток живой воды, что ли. И огромное Александру Борисовичу спасибо за это.
П.С. Получилось, конечно, совсем уж длинно, но столько было моментов, которые рука не поднялась выкинуть... краткость вообще не мой конек, так что прошу прощения за простыню.