Бессмертье



Текст песни
Бессмертье? Вам, двуногие кроты,
Не стоящие дня земного срока?
Пожалуй, ящерицы, жабы и глисты
Того же захотят, обидевшись глубоко.

Мещане с крылышками! Пряники и рай!
Полвека жрали и в награду - вечность.
Торг не дурен. Помилуй и подай!
Подай рабам патент на бесконечность.

Тюремщики своей земной тюрьмы,
Грызущие друг друга в каждой щели,
Украли у пророков их псалмы,
Чтоб бормотать их в храмах раз в неделю

Нам, зрячим - бесконечная печаль,
А им, слепым - бенгальские надежды,
Сусальная, сияющая даль
Гарантированные брачные одежды.

Не клянчите - господь и мудр и строг.
Земные дни - бездарны и убоги.
Не пустит Вас господь и на порог,
Сгниете все как падаль у дороги.

Комментарий: Стихотворение изобилует примерами использования поэтом тропов и фигур речи. Далее в виде списка:
1) Двуногие кроты – одновременно эпитет, метафора и перифраза. Эпитет потому, что это словосочетание является ярким, образным художественным определением, данным предмету. Метафора потому, что этот самый предмет (пошлый/-е обыватель/-и) сравнивается с «кротом», ибо тот слеп, и они также слепы (в переносном, духовном смысле). Метафора это ещё и потому, что она (фраза) является скрытым сравнением. Это и перифраза, так как предмет назван (в обращении: «вам, двуногие кроты») «окольными путями», завуалировано, то есть не прямо, а используя яркий образ;
2) Земной срок – также перифраза, ибо заменяет слово «жизнь» ради более выразительного обозначения этого процесса и подчеркивания того, что жизнь – срок, ограниченный и предельный;
3) «Помилуй и подай!» - своего рода пародирование, передразнивание адресатов данного стихотворения, своего рода поэтическая «карикатура»;
4) «Помилуй и подай!» и «Подай рабам патент на бесконечность» - эти строки можно считать примерами иронии, так как смысл и настроение, с которыми они произносятся в стихотворении, говорят о необходимости обратного понимания этих слов;
5) «Мещане с крылышками!» - здесь имеет место обращение и пример литоты: «с крылышками», то есть сведения образа до чего-то маленького, ничтожного, а слово «мещане» в препозиции к «крылышкам» довершают картину и усиляют впечатление; хоть здесь и имеет место литота (в той или иной степени выраженности), «мещане с крылышками» можно считать и оксюмороном, так как «мещане» и «крылья» - понятия из разных измерений, и ничего общего не имеют (ни в прямом, ни в переносном смысле);
6) «Полвека жрали» - думаю, это можно с определённой степенью уверенности отнести к синекдохе, так как слово «жрали» нужно интерпретировать не как именно этот процесс (это занятие), а шире, то есть «жрали»: жили красиво, припеваючи, за чужой счёт, пустотратно, не созидая, а только поглощая плоды цивилизации (как технологической, так и духовной);
7) «Грызущие друг друга» - метафора; здесь «грызущие» в переносном смысле: ссорящиеся, полюбившие сам процесс конфликта, неспособные разобраться со своими мелкими личными комплексами, поэтому переносят их на окружающих;
8) «В каждой щели» - метафора, означающая «везде». Особенно интересна тем, что создаёт яркий образ: ведь позорные конфликты, являющиеся следствием личных проблем самого человека, чаще всего и «разыгрываются» на «узких площадках», то есть в мелочах, там, где человек не мыслит себя подсудимым, не поворачивает критический взгляд на себя самого (в быту), а только на других;
9) «Бенгальские надежды» - эпитет, связанный ассоциацией с «бенгальскими огнями», то есть искрящаяся, без «бесконечной печали зрячих» и понимания возможной тщетности этих надежд, глупая, необоснованная надежда;
10) «Сусальная (сияющая) даль» - эпитет и метафора; метафора, ибо под «далью» подразумевается рай, то есть «сусальный, сияющий рай», ниспосланный Богом вдруг и даром;
11) «Сгниёте все, как падаль, у дороги.» - сравнение; сравниваются эти самые «обыватели» с падалью, или гнилью (в душе); присутствует союзное слово «как»;
12) «Бормотать псалмы» тоже можно назвать далёким отголоском литоты, так как религиозные песнопения никогда не «бормочутся», ибо направлены «в купол», к Богу. Это можно сказать именно о пении, а не о индивидуальной молитве, наедине с собой и Богом;
13) «Нам, зрячим – бесконечная печаль, а им, слепым – бенгальские надежды» - антитеза, в которой противопоставляются «слепые» и «зрячие» (см. выше абзац о тематических полях).

Закончив лингвистический анализ стихотворения Саши Чёрного «Бессмертие», обращаюсь к себе. Хочу сказать, что многие стихотворения этого поэта воспринимаются мной как пощёчина, как обвинение и меня также в бездарности прожитых дней, в пустоте мыслительных пространств, в мелких переживаниях по поводу мелких неудач и большой радости по поводу больших неудач у других (лицемерить не хочу и другим не дам). Сатирические стихотворения Саши Чёрного – укор каждому, и такой голос, каким звучал Саша Чёрный, должен зазвучать в каждом человеке.

Сергей Глококуздров


Просто реклама и хотя музыка здесь не причем скачать бесплатно CD online

Я говорю: «Или я буду автором музыки к фильму и получу четыре штуки, или я забираю свои песни, и пошел ты со своим фильмом». И положил трубку. Охреневший Андрон трое суток бегал по каким-то директорам, бил кулаком по столу, орал: «Я .ничего не знаю, он придурок, но мне его вещи нужны». Через три дня со мной подписали правильный договор. В 23 года я стал самым молодым композитором, который написал музыку к фильму... Подробнее




Яндекс.Метрика