Ритмы и вкусы

"Комсомольская правда", 21 декабря 1975 г.


Собрал для сайта АГ - Олег Петухов

Кто-то из великих сказал: "Говори мало, твое искусство скажет за тебя лучше". Я - профессиональный музыкант и обзоров редакционной почты никогда не писал, но сейчас, чувствую, надо. Ибо вот она - увесистая пачка писем от читателей "Комсомольской правды" о том, что волнует и их, и меня, что составляет существенную часть духовной жизни многих молодых людей: музыка, музыка большого ритма, или, как называют ее во всем мире, бит-музыка. Что же такое биг-бит? В переводе с английского биг-бит означает "большой ритм". Название новое, но истоки - в народной, классической, джазовой музыке.

Мне 25 лет. 11 лет назад я впервые взял в руки электрогитару, хотя окончил к тому времени музыкальную школу по классу скрипки. В то же время я впервые услышал эту музыку. Тогда же понял: моя музыка, я должен научиться говорить на ее языке. В те годы в Москве едва набралось бы с десяток ребят с электрогитарами, мы все знали друг друга. Только у троих было начальное музыкальное образование. Все мы хотели научиться играть и петь. Но первое, с чем встретились, - трудности. Какие? Те же, о которых пишут авторы лежащих передо мной писем.

"Зачем вам эта музыка? - спрашивали нас. - Она чужда вам..." При этом саму музыку связывали с внешним обликом музыкантов и их манерой держаться на сцене. Приходилось довольно бурно доказывать, что эта музыка в лучших своих образцах самостоятельна, интересна, современна. Сейчас, наверное, эта проблема жива лишь на семейном уровне, как, например, явствует из письма 16-летнего Саши Д. из Москвы: "Встречаются - пишет он,- родители, которые запрещают своим детям слушать бит-музыку. Они говорят: "Ты в ней ничего не понимаешь, а просто подражаешь моде..."

Недавно в "Пионерской правде" я писал о том, что такое, в моем понимании, биг-бит, какой он бывает разный, почему им так увлекается молодежь. При всей своей сложности язык его обладает способностью проникать в сердца и души очень многих людей. Выражать самые большие идеи, самые животрепещущие проблемы. Вести бой за человека и человечность. Уже одно это позволяет назвать бит искусством, с чем, кажется, согласились уже все музыкальные теоретики.

Другое дело, что эта музыка бывает хорошей и плохой. И плохого, к сожалению, в ней больше. И вот почему. Сработал "кассовый" интерес: за счет увлечения такой музыкой можно было повысить кассовые сборы в концертных залах. Вокально-инструментальные ансамбли в некоторых филармониях стали плодиться, как грибы после дождя. Не было недостатка и в исполнителях: лишь в Москве насчитывалось в свое время около 200 ансамблей. Выбирай лучших, "причеши" их под ходовую манеру, пообещай заработки - и все в порядке. Коммерческий интерес возобладал над всяким другим. Музыканты, которые еще недавно страстно спорили и отстаивали право на жизнь новой музыки, стали исполнять старые и хорошо знакомые песни в "бит-конфетной" обертке.

Могут спросить меня: а почему бы этим исполнителям не пропагандировать собственные музыкальные идеи? Да потому, что ансамбли нередко формировались из музыкантов разных творческих манер, направлений, без учета их пожеланий, возможностей и специфики дарования того или иного исполнителя.

Больнее всего было слушать хорошие советские песни в "новой аранжировке". За гражданскую тематику брались часто для прикрытия низкого качества концертов, не понимая, что кощунственно петь, например, трагические слова о войне на пасторальную мелодию. "Средний" слушатель якобы не любит заоблачных высей в искусстве.

По-разному складывалась судьба профессионалов, посвятивших себя этой музыке.

Лично мне повезло. Во время работы над музыкой к фильму "Романс о влюбленных" от режиссера-постановщика Михалкова-Кончаловского я слышал одно: "Делай, как сам понимаешь, как чувствуешь". И работать было интересно. Мы постарались отдать для фильма все, что могли.

Многим из моих друзей, играющих в профессиональных ансамблях, повезло меньше. "Счастлив? Делаешь музыку?" - спрашиваю при встрече. В ответ: "Что ты, какая музыка! Играем на трех-четырех аккордах, своего ничего". Да и как играть свое, если за сравнительно недолгий срок существования одного из московских профессиональных ансамблей в нем сменилось свыше полсотни музыкантов? Ансамбль не может играть "свое", не имея авторов и музыкантов-единомышленников. А какое единомыслие при такой чехарде?

Сколько у нас в стране профессиональных групп, известно. Но никто не знает, сколько самодеятельных. "В самодеятельных ансамблях, - пишет студентка медучилища Л. Башкирова, - много талантливых ребят, которые остаются за пределами эстрады, ими никто не занимается. Думаю, что проведение смотров-конкурсов, фестивалей самодеятельных вокально-инструментальных ансамблей было бы первым шагом к решению многих проблем".

Не могу не согласиться с автором письма. Тем более что не раз предпринимались попытки создания самодеятельных музыкальных клубов. Создавались они с благородной целью объединить всех "беспризорных", руководить ими, помогать, чем необходимо, а именно: аппаратурой, организацией концертов, учебой и т. д. А распадались именно из-за отсутствия конкретной помощи. Кто в этом деле должен встать у руля, я, честно говоря, не знаю. Во всяком случае, помощь комсомола необходима, как и помощь профессиональных музыкантов, по мнению В. Гордеева из Кургана.

Надо учить ребят именно хорошей музыке, а не подражанию западным дешевкам вроде группы Джеффа Кристи или "Слэйд". И ничем не может быть оправдано желание иных парней, вооруженных электрогитарами, угодить публике во что бы то ни стало, сочинить и спеть так называемый шлягер. Оно, конечно, заманчиво: мол, вся страна в случае удачи запоет. Но происходит худшее в искусстве: усреднение массового слушателя.

Нет, надо сказать молодежи: вот сложная, интересная музыка, постарайтесь ее понять. Пусть кому-то она понравится меньше, чем привычные шлягеры известных ансамблей. В конечном счете, уверен, слушатели сделают выбор по вкусу.

Многие участники профессиональных ВИА, даже руководители их, к сожалению, не имеют подчас не только высшего музыкального образования - даже никакого. Наоборот, в любительских составах часто встречаешь людей с консерваторскими дипломами. Но "водораздел" проходит не здесь, Хороший музыкант чувствует и понимает современную музыку, образован всесторонне, тогда как плохой ничего не знает и не умеет, нахватался верхов, трезвый "материалист", "шлягерист" без тени индивидуальности.

Нужны и популярные лекции-концерты в широких аудиториях с трансляцией по радио и ТВ (подобно лекциям Дм. Кабалевского для детей).

В заключение мне хочется обратиться к тем, кто берет в руки электрогитару.

Если вы решились на это, не довольствуйтесь малым. Вы должны досконально изучить нотную грамоту, лучшие образцы классической и современной музыки, трудиться в поте лица.

И последнее.

Прежде чем выйти на сцену, спросите себя: "Имею ли я на это право? Через минуту меня увидит публика. Смогу ли я сказать ей свое, новое?" Без этой уверенности не выходите. Но если вы безгранично преданы музыке и вам необходимо заниматься ею хотя бы для себя, то прежде всего подумайте о грамоте, а уж потом, научившись говорить, говорите громко, четко и ясно.

Александр ГРАДСКИЙ, композитор.


Все публикации                         Следующая публикация 1975 года

Просто реклама и хотя музыка здесь не причем скачать бесплатно CD online

Проблема состоит не в Сталине, и не только в Сталине, а вообще, действительно, в национальных чертах нашего народа, а именно в мифологии, в мифологичности русского человека, в его любви к сказкам, к мифам. И это касается не только Сталина, это касается певцов, писателей, музыкантов, актеров, политических деятелей, спортсменов, всех. Мы создаем себе мифы, которые таковыми не являются, мы возводим их на пьедестал, потом начинаем им поклоняться, потом, когда через поколение, через два выясняется, что это просто никто, мы забываем его и так далее. Вот этим мы занимаемся 400 лет.... Подробнее




Яндекс.Метрика