Мастер и Маргарита для хора и оркестра

По материалам: "www.gorod.lv"

1 сентября 2006 года


Александр Градский - Мастер и Маргарита для хора и оркестра

Эти сообщения в прессе появились почти одновременно: самый известный в мире автор мюзиклов Эндрю Ллойд Уэббер приступает к созданию музыкального произведения по булгаковскому роману. А знаменитый российский композитор и певец Александр Градский наконец-то закончил одноименную оперу. Но, в отличие от американского коллеги, он совсем не уверен, что она увидит свет рампы.

“Это будет мой самый масштабный проект”

“Полгода я ломал голову над тем, что же делать дальше, и решил попробовать осуществить невозможное. Я попытаюсь сделать из выдающегося романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” мюзикл или, что более вероятно, оперу. Я почти уверен, что это будет самый масштабный проект, за который я когда-либо брался. Поэтому меня, конечно же, ждут трудности, и я буду зависеть от того, с кем придется работать", — заявил Уэббер на своем сайте.

Уэббер снискал огромную популярность своими знаменитыми мюзиклами “Иисус Христос суперзвезда”, “Звездный экспресс”, “Призрак оперы”, “Кошки”, “Эвита”. Опер в их традиционном понимании Уэббер пока еще не писал, хотя и обращался к классическому жанру. Так, в 1985 году он создал “Реквием”, посвященный памяти своего отца. Впоследствии эта запись была удостоена награды “Грэмми” в номинации “Лучшая современная классическая композиция”.

theisens.com В 1992-м за заслуги в области искусства Эндрю Ллойду Уэбберу было присвоено рыцарское звание (сэр), а в 1997 году британский композитор удостоился титула лорда.

32 года, и вот результат

Александр Градский ставит точку в своей опере, ставшей знаменитой еще до всяких премьер. Которых, впрочем, возможно, и не будет. Как и Булгаков, Градский писал “Мастера” всю жизнь.

Все началось с того, что 32 года назад поэт Павел Грушко принес ему свою пьесу в стихах, написанную по мотивам “Мастера и Маргариты”. Сейчас Грушко обитает в Америке, Градский был у него, они подписали контракт, позволяющий композитору использовать его стихи даже без указания фамилии.

Градский затрудняется определить жанр своего произведения — ну, скажем, это “современная опера”: в ней много музыкальных намеков и цитат из Чайковского, Дунаевского, Верди, советской музыки середины XX века. Но главная эмоциональная тема принадлежит ему: “В итоге — свыше двух часов музыки, цель которой — равно как и при чтении книги — возбудить фантазию слушателя, а кроме того, еще раз утвердить величие первоисточника”.

Но теперь главная проблема в том, что Градский не представляет свое произведение в концертном или театральном варианте: "Это просто невозможно. Если только найдется сумасшедший миллионер, который потянет такой масштаб. Скоро начнется запись на диск, требующая сверхкачественного уровня исполнителей. И одно дело записать все звуки по частям, а потом на компьютере смикшировать, но как живьем собрать в одном месте два полноценных оркестра (классической и народной музыки), хоровую капеллу, ансамбль имени Александрова, всевозможные электросоло из рок-музыки, солирующих певцов?

Но менять автор не собирается ничего: "Никогда! Ни одной ноты не изменю, ни одного кусочка! Будет только один вариант. Те наработки в записях, которые уже есть, я иногда проигрываю друзьям — и уже сейчас достигается изобразительный эффект. У каждого слушателя появляется ощущение “своего Булгакова”, ведь для меня роман — это эмоциональный повод понять, кто я такой, кто я как художник. Булгаков до последних часов своей жизни пытался что-то исправить или добавить в “Мастера”, никак не мог остановиться…"

Мастер, Иешуа и Воланд в одном лице

Над либретто Градский работал сам, по нескольким источникам: это и стихи Грушко, и его собственные, и сюжет: “По сути, он мой, но, разумеется, по роману”.

Наследника авторских прав Булгакова г-на Шиловского, ревностно оберегающего текст от посягательств, он не боится — уверен, что тот еще спасибо должен сказать: “У музыки есть замечательная возможность, удаляясь от романа, приближаться к нему. В энергетическом смысле…” А вот фильмы Кары и Бортко, будь он наследником, вообще бы закрыл — на его взгляд, они очень плохие, неталантливые.

“Мне кажется, что Михаил Афанасьевич одобряет мою работу с того света. Я уже 30 лет живу с романом — и 30 лет не решался записывать найденные музыкальные темы. И только сейчас путем внутренних борений решил это сделать”. Теперь остается надеяться, что многолетний труд Градского одобрят и на этом свете. Три главные партии, очень сложные — Мастера, Иешуа и Воланда — он собирается петь сам, если не найдет лучших исполнителей.

На коммерческий успех он и не рассчитывает: "Затрат материальных нынче — не-впроворот, это чистой воды финансовый убыток, и никогда, допустим, распространяя диск, даже “в ноль” не удастся выйти. Но все равно издавать диск я буду на свои деньги. А все солисты работают у меня бесплатно. Такое вот у меня к ним условие! Единственное — оркестранты ни в чем не виноваты, и им мы заплатим".

Предыдущая публикация 2006 года                         Следующая публикация 2006 года

Просто реклама и хотя музыка здесь не причем скачать бесплатно CD online

Градский, кстати, вспомнил, как в тот же период наорал на большого радионачальника Попова, не позволявшего ему поставить две песни погибшего барда в эфир программы «Хит-парад». Трехоктавный вокал пошатнул стойкого блюстителя социалистической нравственности, но окончательно не добил. В эфир допустили одну песню «Время колокольчиков»... Подробнее




Яндекс.Метрика