Широка страна моя родная

ТОЛЬКО ГИМН НИКАК НЕ МОЖЕТ ОБРЕСТИ

Труд-7 №196 за 19.10.2000



Отсутствие у нашей страны полноценного государственного гимна справедливо осознается людьми как одна из серьезных проблем, некий момент державной ущербности. Парадокс, но у тех, кого это должно волновать, казалось бы, в первую очередь — у представителей власти, парламентской и исполнительной, долгие годы “не доходили до нее руки”. И вот на первом же собрании президиума Госсовета при президенте России обсуждался вопрос государственной символики. Думается, в таком оживлении интереса к теме сказалась и активность прессы, в том числе “Труда” (рассказавшего, в частности, о непростой судьбе прекрасной музыки гимна, созданной в свое время великим нашим современником Георгием Свиридовым). После наших публикаций возрос поток читательских высказываний о том, каким должен быть Гимн России. С нами делятся своими мыслями на этот счет и известные деятели культуры, и “просто” читатели.

ТИХОН ХРЕННИКОВ, КОМПОЗИТОР:

— Написать гимн — крайне трудная задача. Нужно сочетать в нем очень много качеств - не только напевность, но и жизнеутверждающую силу, решительность, устремленность, широту. На моих глазах прошли два конкурса, и ничего из того, что на них предлагалось, кроме принятого в 1944 году гимна Александрова на слова Михалкова и Эль-Регистана, нельзя было выбрать. Например, во время войны писали свои варианты Шостакович и Хачатурян — сперва отдельно, а потом Сталин предложил, чтобы они вместе поработали, но тоже ничего из этого не вышло. Во втором конкурсе участвовали братья Майборода, Свиридов, я... У кого-то получалось слишком лирично, у кого-то, наоборот, чересчур “железно”.

Сегодня предлагаются несколько проектов. И глинкинская “Патриотическая песня”, и “Широка страна моя родная” Дунаевского, и сочинение Александрова — все это изумительная музыка. Но вот сколько уж лет мы живем с гимном Глинки — а он как-то не приживается. Мелодия немножечко длинноватая для того, чтобы люди могли ее запомнить и спеть. “Широка страна моя родная” — гениальная, популярнейшая песня. Но именно песня. В ней нет всего того комплекса свойств, которые делают произведение государственным символом.

Этот комплекс есть только в мелодии Александрова. В ней и человечность, и энергия, и державная мощь. Народу нашему она хорошо известна, привычна. Я думаю, в наше время, когда утверждаются идеи государственности, патриотизма, нужен именно такой гимн.

Конечно, надо сочинить новые слова. Почему вновь не взяться за перо и Сергею Михалкову? Если ему трудно — другие поэты помогут...

ЮРИЙ КУБЛАНОВСКИЙ, ПОЭТ, ПУБЛИЦИСТ:

— Не уверен, что гимн современной России должен и может иметь слова. Нет сейчас в России людей, которые способны такие слова “придумать”. Ведь Государственный гимн — производное духа нации, его автор — лишь “медиум” этого национального духа. Но при нынешней всеобщей деморализации о каком духе может идти речь? Звучит сейчас музыка Глинки, сильная музыка — и пусть звучит. А новое изобретение слов для гимна — выглядит порой как хлопоты людей, желающих нажиться даже на этом. Слова гимна, его мелодия должны прорасти органично, в нужные сроки, и, Бог даст, прорастут. А пока нечего бессмысленно суетиться: неизбежно тут опростоволоситься и лишний раз скомпрометировать нынешнюю попытку выздоровления.

Особенно пугает меня идея возвращения гимна СССР и предложение поручить написать новый текст Сергею Михалкову. Большего надругательства трудно себе представить — надругательства над миллионами жертв коммунистического режима! Конечно, новые слова Михалкова взамен прежних, советских, будут выглядеть символично: отличная демонстрация нашей грошовой “декоммунизации”, в значительной степени блефовой, мнимой. Но нужна ли нам подобная “иллюстрация” в нашем сегодняшнем суровом и шатком положении?

Возобновление советского гимна на новые стихи Михалкова — такое же кощунство и глупость, как разговоры о восстановлении памятника Дзержинскому и караула у мавзолея. Таких ревнителей “красного проекта” надо бить по рукам, и бить больно. Ибо высвобождение из щупалец олигархии ни в коем случае не должно сопровождаться попытками коммунистического реванша, в какие бы патриотические маскхалаты он ни рядился.

ЮРИЙ ПОЛЯКОВ, ПРОЗАИК, ПУБЛИЦИСТ:

— Мне лично хотелось бы, чтобы вернулась музыка Александрова. В ней есть широта, ощущение евразийской сути России. Когда она звучит, возникает порыв встать. А когда звучит нынешний гимн, мне хочется обратиться к музыковедам, чтобы они разъяснили, в чем именно его величие, почему разысканное, если не ошибаюсь, где-то в черновиках недоделанное сочинение пусть и гениального композитора Глинки надо было спешно объявлять государственной эмблемой. Это — один из волюнтаристских актов ельцинской эпохи.

Кое-кто опасается, что музыка Александрова ассоциативно “потянет” в сталинскую пору. Но, думаю, этого не произойдет. Я родился в 1954 году — фактически на рубеже эпох. И “сталинского” текста как целого не помню. А те отдельные строки из него, которые остались в памяти, — например про союз народов, — они ведь актуальны и в сегодняшней многонациональной России. В каком-то виде эти мысли могли бы быть использованы и в новом тексте.

Вообще, в написании другого текста на ту же музыку я не вижу ничего предосудительного. Ведь в гимне важнее всего музыка. Гимнические тексты (во всяком случае в европейской традиции) обычно мало чем отличаются друг от друга: ну разве что где-то говорится о Боге, если государство религиозное, где-то — нет, если оно светское, но везде речь идет о нерушимости державы, о преданности ей граждан и т.п. Мы именно по музыке определяем, гимн какой страны исполняется, скажем, на Олимпиаде. Раньше я с первых звуков понимал, кто одержал спортивную победу, теперь же долго не могу взять в толк, кому улыбнулось счастье.

Мне кажется, чтобы решить вопрос о гимне, стоило бы прибегнуть и к интерактивному опросу, как это делается во многих телепрограммах: пустить по телевидению предлагаемые мелодии — и собирать телефонные звонки...

АЛЕКСАНДР ГРАДСКИЙ, КОМПОЗИТОР, ПОЭТ, ПЕВЕЦ:

— Советские символы не возродить. Нет уже породившей их страны. Россия не в ленинское или сталинское время зародилась, ей больше тысячи лет. Давайте же и символы брать соответствующие.

Гимн Александрова — прекрасное произведение. Только не надо лгать самим себе: ведь не вошло в обычай петь его, стоя, приложив руку к сердцу. Потому что обыкновенный человек, не профессионал-музыкант, не может это спеть: сложно. У меня интуиция на такие вещи, я сразу чувствую: тут “провал”, “дырка”. Еще большая “дырка” в сочинении Глинки: оно вообще не вокальное по природе. Я, правда, всякое певал (про меня даже Шнитке говорил: Градский и телефонную книгу споет), но гимн-то должны исполнять миллионы.

И вот года два назад я решил написать новый текст к гимну Алексея Львова “Боже, царя храни”. Шлифовал его три месяца — чтобы никаких “зазоров”, как говорят строители — бритву некуда просунуть. Вот что получилось (приведу хотя бы пару строф):
Боже, нас всех храни.
Сильной, державной
Будет вовеки Россия-мать...
Господи, Боже наш,
Дай нам спасенье,
веру, надежду, любовь и мир...

Сделал аранжировку на два оркестра — русский народный и симфонический, собрал хор в 300 человек. И исполнил 3 ноября прошлого года на своем юбилейном вечере в зале “Россия”.

С тех пор кому бы я ни показывал эту запись — реакция одинаковая, причем она состоит из двух частей. Первая: нет сомнений — вот он, Гимн России. Вторая: но он никогда не будет утвержден. Я понимаю скептиков: они знают, что наши чиновники страшно боятся обвинений в имперских амбициях. Хотя речь идет не о возрождении империи, а о естественной преемственности. Вернули же другие эмблемы. Да и не так уж изменилось у нас государственное устройство. Президент — тот же царь, только выборный (что, впрочем, тоже было уже в XVII веке).

Нет в тексте и однозначной православной направленности. Ведь Бог для всех един. Правда, стилистика некоторых выражений близка православию, но это, я думаю, не зазорно для страны, которую — не надо забывать — собрал воедино русский народ.

Не подумайте, что я использую популярную газету, чтобы “пихать” свой вариант. Пусть кто-нибудь другой напишет текст лучше. Но для меня Гимном России была, есть и будет музыка Львова.


Предыдущая публикация 2000 года                         Следующая публикация 2000 года

Просто реклама и хотя музыка здесь не причем скачать бесплатно CD online

Когда я впервые увижу на российском телевидении двух кандидатов в президенты, которые будут дискутировать между собой в прямом эфире, тогда можно будет говорить о какой-то новой тенденции и на телевидении, и в стране.... Подробнее




Яндекс.Метрика