"Стадион"

Опера в двух действиях, четырех картинах
(либретто и стихи М. Пушкиной и А. Градского)

Запись 1983 - 85 гг.
2 LP 1985 г. "Мелодия"
CD 1996 г. МТКМО
CD 2014 г. мастеринг 2012 г. МТКМО

Стадион Опера Александра Градского в двух действиях, четырех картинах - либретто и стихи М. Пушкиной и А. Градского

Купить на OZONе...

То, о чем рассказывается в этом произведении, сильно и многозначительно. Происходящее конкретизируется в слове, которое живет в музыке. Слушая оперу, мы не можем отделаться от впечатления, что все подчиняется принципам театрального зрелища. При записи пластинки произошла счастливая встреча известных мастеров с начинающими талантливыми исполнителями. Прекрасные хоры, изумительный оркестр, уникальные солисты — все работали с полной отдачей, понимая важность и музыкальную ценность этого сочинения и в знак солидарности с борьбой народов за свою свободу и независимость. Одиннадцать лет писалась опера... После ночи наступает день. Это утверждает "Стадион" — великолепный плод человеческого духа и таланта.

Володя Тейтельбойм

Певец - Александр Градский
Люсия, жена Певца - Алла Пугачева
Женщина - Елена Камбурова
Священник - Андрей Макаревич
Капитан - Владимир Мозенков
Лейтенант - Александр Лосев
Сержант - Иосиф Кобзон
Торговец лимонадом, Маленький человек - Александр Миньков
"Ехидный" - Александр Кутиков
"Трус" - Андрей Миронов
"Хам" - Михаил Боярский
"Прогрессивный" - Тарас Калиниченко
"Левак" - Владимир Кузьмин
Торговец рыбой - Александр Катаев
Булочник - Евгений Шершнев
Цветочницы - Ирина и Елена Базыкины
Газетчики - Юрий Шахназаров, Леонид Ярмольник, Всеволод Абдулов, Александр Казаков.

Александр Градский (гитара, ф-но, синтезаторы, пиано-родес, хонер-клавинет, бас-синти, челеста, ударные), Сергей Зенько (флейта, саксофон), Владимир Васильков (ударные), хор и симфонический оркестр п/у Александра Петухова. (2 пластинки).



Александр Градский в программе "12 этаж" 1986 г. представляет фрагмент из оперы "Стадион". Единственное в природе видео по "Стадиону".

Олег Петухов, 28.03.04

ЛИБРЕТТО

Действие I.

Картина 1

Утро. Город просыпается. Голос Женщины — голос народа... Этому голосу вторят Священник и грузчики, торговцы и сапожник, цветочницы, все, кто встает в этот ранний час, час спокойствия и радости. А вот и Певец — любимец людей: какое же утро без песни и танца! Зажигательная самба, горячая самба, острая, как народные поговорки, жгучая, словно солнечные лучи. Жена Певца недовольна им — вечно занят Певец: то собрание, то театральные дела, но... Самба! Самба!.. Внезапно в танцевальный ритм врываются тревожные выкрики газетчиков. Каждый из них представляет политическую партию — отсюда и рекламный характер их выкриков: надо ведь перекричать другого!!! Тщетны призывы Певца... Митинг на площади, задуманный как поддерживающий Революцию, превращается в словесную перепалку представителей разных партий, мнений, суждений, толков, слухов... Тщетны призывы певца.... “Прогрессивный” бросает красивые лозунги, “Ехидный” издевается над ними, “Трус” устал от жары и плохо понимает происходящее, “Хаму” все равно кому и в качестве кого служить, Лидер левых за крайние меры — тогда “Хам” призывает к неповиновенью! Тщетны призывы Певца, он уже предчувствует трагедию, но не в силах ее предотвратить. Вот он, зловещий стук солдатских сапог!

Картина 2

Военные окружают толпу. Теперь они диктуют правила “дискуссии”. На все возражения Священника, на все выкрики Лидера левых и “Прогрессивного” у них один ответ — сила, оружие, смерть... Хватать подозрительных! Кто — этот! "Нет! Я не виновен ни в чем, — кричит “Маленький человек” — Вот Певец! Вот Главный виновник”. Предательство — вот оно, рядом... Военные хватают Певца и других “подозрительных” и уводят их в тюрьму на Стадионе. На площади появляются обыватели — во главе их “Маленький человек” и “Ехидный”. Они радуются всему происходящему, считая, что туго набитый кошелек всегда был гарантией от неприятностей. Толпа поддерживает их, шампанское, тосты... Как не вяжется с этим песня Женщины... Она потеряла в этот час всех своих близких. Но какое дело до этого обывателям! Веселись и пой! Веселись и пой! В камере все, кто был схвачен на митинге. Священник философствует, “Прогрессивный” все так же наивен: “Давайте начнем с нуля!”, “Трус” боится, “Хам” хамит и тоже боится. Даже Певец боится, хотя и скрывает это... Входят военные, с ними “Маленький человек”. Он предает всех и каждого, кого знает. Капитан “распределяет” арестованных: кого на трибуны, кого в подвал. Певец остается один. “Помнишь, мама, наши горы!”...

Действие II.

Картина 3

Военные входят в камеру Певца. Нет, это еще не казнь, не физическая смерть. Это попытка убить дух Певца, сломить его, и для этого все средства хороши. Можно попытаться убедить словами, можно на примере издевательства над “Маленьким человеком” показать всю возможную глубину нравственного падения. Тот ведь на все готов, чтобы сохранить свою маленькую жизнь. Можно наконец и сказать прямо, чем кончится для Певца отказ “сотрудничать”. На все это Певец отвечает: “Нет!” “До завтра”, — говорит Капитан... На площади Люсия, жена Певца, и Женщина. Грустна песня Люсии, Женщина пытается утешить ее, но и сама поддается настроению печали. Где Певец, что с ним! Вот и военные. Не замечая женщин, они ведут спор о правильности их дороги. Ведь все любили песни Певца.... Лейтенант колеблется, он не может принять верное решение; солдаты, сжигающие книги, — вот что преследует его совесть... Капитан упрекает Лейтенанта в мягкотелости: только силой можно добиться всего. После того как Лейтенант остается один, Люсия бросается к нему, обвиняя его в смерти людей. Лейтенант испуган: “Нет, я не убивал...” “Где мой Певец!” — “Певец на стадионе." — “Я должна его видеть...” Лейтенант сообщает Люсии, что из окна камеры Певца виден угол улицы напротив, и если встать на этом углу, то Певец увидит Люсию. Ночь. Певец в раздумьях о своей судьбе. Да, ему страшно умирать, но он не может изменить своему народу, себе самому. Он спокоен в свой последний час. Но кто это! На углу улицы Люсия! Люсия! Они не могут говорить, но слышат друг друга...

Картина 4

И вновь в камере Певца военные. Это конец. Гневно бросает Певец им ответ на угрозы, предрекает им гибель и народное проклятье. Капитан и Сержант избивают Певца прикладами автоматов... Певец умирает... На площади женщины ждут известий о своих близких. Горестен их плач. Люсия обвиняет собравшихся в долготерпении, в бездеятельности и покорности. Внезапно появляется “Маленький человек”, торгует лимонадом... Появляется Лейтенант, он приносит весть о смерти Певца и о предательстве “Маленького человека”. Тот обвиняет Лейтенанта во лжи, на это Лейтенант отвечает песней Певца и Люсии, которая известна только им. Люсия понимает, что Лейтенант говорит правду. Женщины окружают предателя, но появившийся патруль выручает его. “Маленький человек” предает Лейтенанта, разгласившего тайну. Военные уводят Лейтенанта, следом исчезает и “Маленький человек”. Люсия, Женщина и Священник, которого вынуждены были освободить, начинают проповедь поминовения и надежды, призывают к борьбе. Из репродуктора звучит последняя песня Певца, песня о вере и Родине, о Птице Свободы. “Будет вновь свободен наш край!” — подхватывают песню люди.

(с) "МЕЛОДИЯ" 1985 Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1983-1985 гг.



"Полный текст..."


Александр Градский
Стадион
Предисловие, пятнадцать лет спустя

Слушая сейчас это великолепное музыкальное произведение испытываешь двоякое чувство. С одной стороны, эта рок-опера, именно "рок-опера", хотя на диске она названа просто оперой, по своему идеологическому содержанию имеет ярко-красный, прокоммунистичеcкий контекст. Что, в общем, не удивительно если принимать во внимание время ее создания и исторические события послужившие толчком к ее созданию. Слово "рок" было опущено по очень простой причине. Во времена расцвета коммунистической идеологии в нашей стране рок-музыка рассматривалась как атрибут буржуазной культуры, а следовательно и идеологии, по сему была запретной. Однако по музыке, по постановке эта работа именно рок-опера. С другой стороны, принимая во внимание все те изменения, которые произошли у нас в стране за последние пятнадцать лет: крах коммунистической идеологии в конце 80-х; развал государства как экономический, так и политический; путч ГКЧП в 1991 году, как бездарно выполненная попытка установки коммунистической хунты и реставрации только что обвалившегося строя (поучились бы у Пиночета, в прочем, об этом немного позже), текст рок-оперы воспринимается в совершенно ином цвете: cлова, по замыслу, отрицательного героя - капитана, вызывают уже не отвержение, а наоборот приятие:

Марксизма рак съедает государство,

Как ржавчина винтовочное дуло.

И толпы проходимцев разномастных

Страну до обнищания довели!

История многократно подтвердила эти слова.

В основу рок-оперы легли события произошедшие в Чили в начале 70-х годов. Там в 1970 году на президентских выборах победил кандидат левого блока Сальвадор Альенде. В последующие 3 года пришедшими к власти левыми экономика страны была "искуснейшим" образом развалена почти до основания. В стране начались беспорядки. Логическим завершением всего этого стал военный переворот 11 сентября 1973 года. В результате переворота в стане была установлена власть военных - хунта во главе с генералом Аугусто Пиночетом. Стоит отдать должное Пиночету и его хунте, за весьма короткий срок они установили порядок в стане и в последствии очень быстро реанимировали экономику. Однако использованные при этом методы не могут не вызвать негодования: массовые расстрелы, пытки, создание ДИНА, тайной разведки, аналога гитлеровского гестапо и сталинского НКВД. "Демократию необходимо время от времени купать в крови" - Пиночет. Досталось всем без разбору, и левым, и правым. Страна фактически была деполитизирована всеми возможными способами. Во время этих репрессий в Сантьяго из стадиона была создана тюрьма, куда сводили всех подозрительных. Одним из заключенных стадиона стал певец Виктор Хара, которого арестовали в Университете Сантьяго 12 сентября 1973 года, поскольку он придерживался коммунистических идей и пропагандировал их. В последствии он был жестоко убит - ему раздробили прикладами автоматов кисти рук и расстреляли. Те из нас, кто застал еще социалистические времена, помнят ежегодные фестивали политической песни посвященные его памяти.

Имя Виктора Хара в рок-опере не упоминается, как не упоминается там и страна действия, но там фигурируют: полный бардак в стране возникший в результате прокоммунистического правления, приход к власти военных, превращение стадиона в тюрьму, певец-борец попадающий на стадион в результате предательства, которого жестоко избив убивают. В общем, связь с реальными историческими событиями узнается без особого труда.

К черту политику! Кроме политики существуют и человеческие ценности, которым посвящена рок-опера в первую очередь: смелость, честность, мужество, благородство, долг, верность, любовь. Все то, что делает нас Людьми с большой буквы. Эти человеческие качества существуют вне политики. Идеологии терпят фиаско, политика изменяется, музыка остается. Слушайте музыку!

(Аннотация с дисков сохранена полностью, дабы передать "дух эпохи".)

Володя не ТЕЙТЕЛЬБОЙМ



Звукомиры Александра Градского Трудность была с текстом. Он должен был быть поэтическим и в то же время не утерять своей документальности. Стихи, насыщенные отрывками из высказываний политиков, очевидцев, из газетных статей и репортажей — писать было нелегко, отбор был строжайший. Первый вариант текста создавался больше года и все-таки пошел в корзину, был написан второй вариант и практически третий. Параллельно с работой литературной шло накопление музыкального материала — темы песен-арий, лейтмотивы, оркестровые фоны. Центральной фигурой оперы является образ Певца (его прообразом стал Виктор Хара). Ему Градский отдал весь лирический, благородно-песенный материал. Образы врагов охарактеризованы несколькими лейтмотивами. Например, тема Офицера, медлительная и злая, трансформируется (в ускорении до престиссимо) в тему Маленького человека — труса и соглашателя, выдающего фашистам левых.

"Звукомиры Александра Градского"
Опера «Стадион»: от замысла к воплощению Произведение это могло обрести окончательное воплощение только в грамзаписи. Так возникла идея создания альбома с записью оперы А. Градского «Стадион». Кстати, именно поэтому театрально-драматургические приемы уступили здесь место поэтическим средствам выразительности — афористичности, метафорической образности, восходящим как к Хлебникову и - Маяковскому, так и к латиноамериканской лирике - Неруде и Г. Мистраль (детская песенка «Солнышко» - один из музыкально-поэтических лейтмотивов оперы — действительно напоминает стихи мексиканской поэтессы).

"Опера «Стадион»: от замысла к воплощению"
На свете нет чужой беды... Всех нас переполняло чувство солидарности, мы не пропускали ни одной весточки из страны. К сожалению, находились люди, которых не слишком волновали чилийские события — мол, у них свои заботы, у нас — свои. Такая позиция меня просто бесила. Человек, по-моему, лишь тогда вправе считать, что живет честно, когда он думает о других — не только о соседях по этажу, но и о соседях "по планете. Возможно, я создаю воображаемый образ идеального Человека, для которого вся планета — отчий дом, а все люди — братья. А почему бы и нет?

"На свете нет чужой беды..."
Новые Циклы Александра Градского Литературным источником либретто стала документальная повесть, опубликованная в журнале "Иностранная литература". В ней по дням, часам и минутам хронометрированы события первых недель после фашистского путча в Чили: массовые аресты, участь демократов, согнанных в гигантский концлагерь - Национальный стадион в Сантьяго, пытки, явные и тайные казни. В повести были прослежены трагические судьбы десятков и сотен людей, от простых студентов и рабочих до известных прогрессивных политических деятелей. Одна из таких сюжетных линий - судьба популярного чилийского певца, молодого коммуниста Виктора Хара.

"Новые Циклы Александра Градского"
Эстрада в лицах - Александр Градский «Если не я, то кто же?» — вот сквозной лейтмотив темы Певца, главного персонажа оперы, являющего собой обобщенный образ художника, Человека, не склонившего головы перед кровавой диктатурой, до последнего дыхания страстно призывающего к борьбе за светлые идеалы человечества. В этом образе, по словам соавтора Градского поэтессы Маргариты Пушкиной, слиты воедино черты таких замечательных сыновей планеты, как Виктор Хара, Федерико Гарсиа Лорка, Че Гевара. Но рассказать трагическую историю — это еще не все. Художник должен заставить слушателя прожить ее вместе с героями. Для этого, считает Градский, необходимо использовать как можно больше красок и нюансов, здесь уместны «и шепот, и крик, и внезапная пауза, и «сногсшибательное фермато», а также многие другие технические приемы, о которых может знать только профессионал».

"Эстрада в лицах - Александр Градский"
Прочь от проклятой земли Надо все видеть своими глазами и чувствовать душой. С Градским мы нашли общую тему - как бы ты себя повел в такой ситуации? Как бы ты повел себя, когда ты поешь "el pueblo unido jamas sera vencido" ("когда народ един, он непобедим!"), ведешь за собой людей, и вдруг к тебе приходят, скручивают руки и говорят: "Либо ты за нас, либо нет"? Пойдешь ли ты на стадион-концлагерь или будешь пятки победителям лизать - это вечный выбор человека. К тому же, эта тема перекликается с тем, что я писала, когда училась в институте.

"Прочь от проклятой земли"
Настоящее творчество – всегда громоздкое дело Там была такая история или легенда, точно не знаю. Вместе с Харой сидел в чилийских, пиночетовских застенках другой певец, тоже сторонник Сальвадора Альенде. Его выпустили, и через два дня он оказался в Лондоне. Он поступился принципами, зато обрел свободу и право снова творить. Согласитесь, небезынтересный поворот. Певец сделал один шаг назад, может, для того, чтобы потом продвинуться на два шага вперед. А вот Хара от такого прагматизма отказался. Почему? Что заставляет человека пренебречь разумной альтернативой? Ведь можно спастись, обмануть тиранов. Причем не заурядного человека, а талантливого, мастера, художника - вот какая нравственная проблема! Об этом была моя опера "Стадион". И тогда поставить ее было невозможно - требовались большие деньги на громоздкий проект.

"Настоящее творчество – всегда громоздкое дело"
Отзыв Странно, что данная рок-опера не попадалась мне раньше... Просто крышу снесло...
Какая? О чем я?
хорошо, по порядку:
В 1985 году помимо своих рок, эстрадных, оперных и киношных работ монстр отечественного рока Александр Градский написал и записал рок-оперу "Стадион"... Если разбирать ее либретто по первому плану, то там всё достаточно просто, посвящена она событиям 1973 года, которые происходили в Чили(военный переворот генерала Пиночета).
За основу сюжетной линии взята судьба чилийского певца и гитариста Виктора Хара, который был реперессирован в то время...
Но этим сходством сюжет , собственно, и ограничивается...
Ибо опера не опера, если в ней нет эзопова языка...
В ней поднимается глобальная проблема взаимотношений творческого человека, певца, трибуна с окружающим его миром, и, самое главное, перед певцом встает выбор, есть с грязной руки забрызганной кровью власти подачку,оставаясь вживых и в шоколаде или отказаться, остаться честным перед самим собой и умереть... Сами понимаете, певец выбирает второе... За что и платит самой дорогой ценой...
Самое потрясающее, я не зря так нарочито обращаю внимание на дату, это был 1985 год! На дворе всецело "процветал" Советский Союз и мы радостно строили коммунизм... Вообщем-то ничего кромольного для тогдашнего режима там нет, но слушая это произведение сейчас, просто оторопь берет, насколько пророческим данная работа Градского оказалась... Пророческой с позиции того времени, что случится с Россией через каких-то двадцать лет...
Чтобы досканально понять о чем я (если у кого-то есть подобное желание), то просто послушайте это произведение.
Но конечно же, должен добавить: язык оперы в принципе и рок-оперы в частности, достаточно сложный язык... Нужно хоть чуть-чуть понимать в музыкальной драматургии... И знать законы построения оперного произведения (на самом деле это не сложно - специализированной литературы в сети предостаточно)... Тогда вы получите истинное удовольствие от потрясающей музыки, очень точных и красивых слов и будете приятно удивлены актерским составом.
В моей личной фонотеке "Стадион" Градского занял одно из почетных мест...

15 Мар 2008
Пресса Помню, какое впечатление произвело на всех исполнение Александром Градским песни А. Пахмутовой «Как молоды мы были». Мы не знали, что А. Градский не только певец, но и композитор.. Хотелось бы прочитать о его новых работах.
В. и Ю. БУРМИСТЕНКО. МОСКВА.


После пластинки с записью вокальной сюиты А. Градского на стихи Поля Элюара «Сама жизнь» фирма «Мелодия» выпустила его оперу «Стадион», приуроченную к открытию XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. В основе этой работы — документальный очерк о сентябрьских событиях в Чили 1973 года, о том, как огромный стадион в Сантьяго был превращен свирепствующей хунтой в тюрьму. В числе арестованных, загнанных хунтой на стадион, был чилийский композитор и певец Виктор Хара. Соавтором Градского (либретто, стихи) стала Маргарита Пушкина. В основе событий — подлинные документы м факты, но персонажи оперы становятся как бы символами определенных идей, характеров, судеб. Главный герой оперы — Певец. Это образ обобщенный, образ художника-революционера. Только две темы в опере — «Песня Певца» и «Увертюра», да и то лишь в аккомпанементе — имеют латиноамериканский колорит. В сочинении использованы элементы симфонической, джазовой и рок-музыки.
— Я собрал для записи пластинки идеальный, как мне кажется, коллектив исполнителей. Едва ли мне удалось бы объединить их в сценическом спектакле, — рассказывает Александр Градский. — Среди певцов — Елена Камбурова, Михаил Боярский, Александр Лосев, Владимир Кузьмин, Александр Кутиков, Андрей Макаревич и другие. Виртуозно, на мой взгляд, исполнили свои партии Владимир Мозенков и Александр Миньков. Интересно и неожиданно даже для меня самого выступил Иосифа Кобзон. Особо хочется отметить работу Аллы Пугачевой. Задачи, стоявшие перед ней, были необычными для ее амплуа, но она прекрасно справилась с ними.
Т. САШКО.

«Советская культура» 12 сентября 1985 года
Цитата Да, я тогда учился в консерватории у Хренникова и показывал "Стадион" на экзамене по специальности, это была отчетная работа за первый курс. Сейчас, когда я ее слушаю, не могу сказать, что страшно недоволен. Какие-то вещи меня откровенно веселят, что-то я переписал бы совершенно по-другому. Но что сделано - то сделано!

«Александр Градский: «На «Евровидении» в звезды не пролезешь»
Цитата "... - С вами, наверное, редко говорят о рок-опере Александра Градского «Стадион», в которой у вас вторая по значению женская партия. Можете рассказать об этой своей работе?
- Елена Камбурова: Чтобы говорить об этом, надо, чтобы эта рок-опера имела сценическое воплощение, чего не было. Была запись, в которой я участвовала. Мы давно с Сашей знакомы. Меня всегда потрясала его невероятная, ни во что не вмещающаяся энергия. Никогда не забуду, как он приехал ко мне (давно это было), сел за рояль и всю оперу пропел. В результате я всё записала, но очень важно, чтобы был прецедент жизни на сцене. Хотя, если вам, слушателю, это интересно, то оно стоило затраченных усилий. Я все свои фрагменты записывала отдельно от целого. Не знаю, как Градскому удалось это всё соединить, но во время записи Саша был очень добр: «О, нормально, нормально…»..."

Из интервью Елены Камбуровой, 28.02.16
Цитата - А вам не предлагали остаться в Москве?
- Много раз. Сначала - оркестр Л. Утесова, а потом Александр Градский уговаривал. Он писал рок-оперу "Стадион" и говорил, что в главной роли видит только меня, а я тогда только переехал из Днепропетровска в Киев, квартиру получил. Градский говорит: "Что квартира для творческой личности! Разве не все равно, где заниматься творчеством". А у меня жена - беременная, и мне было не все равно.

"Динозавр" нашей эстрады
Просто реклама новые записи, ремастеринг CD Доска объявлений Баш на Баш | DJI Phantom rtf купить

И если пипл это хавает, так ему и надо. И нечего потом рассказывать, что наш народ обокрали. Во всех своих бедах сам народ и виноват. На выборы нужно ходить, если что-то не нравится.... Подробнее




Яндекс.Метрика